«Черная книга» и еще 3 суровые русские фэнтези-игры. Иван-дурак – киборг, а кукла колдуна дает квесты на средство для потенции
Black Book теперь временно бесплатная.
Игры, основанные на славянских мифах, встречаются редко. Но это не значит, что их нет. Хорошие игры с древнерусским колоритом выходили до «Ведьмака» и выходят сейчас. Рассказываю про лучшие из них.
Кстати, первую игру подборки, «Черную книгу», можно будет бесплатно получить в Epic Games Store с 17 по 24 августа 2023 года.
Black Book: инди «Ведьмак» от пермских разработчиков
RPG и тактическая ККИ от пермских разработчиков из студии Morteshka вышла 10 августа 2021 года. В роли начинающей колдуньи-знатки Василисы игроку предстоит научиться заклинаниям, которые помогут вернуть к жизни возлюбленного героини. Заклинания, как в Cultist Simulator – это карты, которые игрок использует в диалогах и боях.
Black Book – это в первую очередь ролевая игра: в репертуаре ведуньи есть молитвы и черные заклятия, которые обращены к нечистым силам и забирают часть души Василисы, что влияет на развитие событий. Чтобы «счетчик грехов» героини не повышался слишком сильно, нужно искать баланс между атакующими проклятиями и вспомогательными белыми картами.
Вообще, «Черная книга» – это уникальный пример смеси славянских мифов и раннехристианской культуры. Здесь есть лешие и водяные, а есть монастыри и молитвы. В нестандартном сеттинге переплетаются и истории жителей, которые просят спасти их от сглаза или водяных, и обряды экзорцизма. Изгнание бесов – отдельная тема: если Василиса увлекается черной магией, демоны будут атаковать и преследовать ее, но если избегать проклятий, то внимание чертей перекинется на местных жителей. В какой-то момент задаешься вопросом: может быть правильнее притягивать зло к себе, чтобы от него не страдали другие?
Аналогии с «Ведьмаком» напрашиваются. Славянский сеттинг, борьба с нечистью, мрачная атмосфера. Тут даже есть гвинт! В качестве мини-игры выступает подкидной дурак. Причем игрой в подкидного можно уладить многие вопросы и избежать некоторых боев. Только стоит быть внимательными: другие ведуны умеют мухлевать в карты с помощью магии.
А благодаря записанным для игры пермским народным песням, атмосфера сказки и мифа становится еще более насыщенной. Неожиданно оказывается, что инди-игра с пошаговыми карточными боями, созданная командой из 5 человек – это увлекательное RPG с сюжетом на 30 часов и неповторимым игровым миром.
«Князь» – Baldur’s Gate в Киевской Руси
В 1999 году вышла первая часть серии отечественных RPG «Князь: Легенды лесной страны». Это была изометрическая ролевая игра, вдохновленная серией Baldur’s Gate от BioWare. Хотя окружение, предметы и монстры явно основаны на славянской культуре, место действия называется не Русью, а Лесной Страной.
Сюжет отсылает нас к Киевской Руси IX века: государство разделено между племенами и чужеземцами. В борьбе за власть над Лесной Страной сходятся три главных героя: викинг Сигурд, Михаил из Византии и Волк – последний из племени славянских охотников. Каждый владеет частью магического амулета и должен собрать дружину, чтобы отыскать две другие части артефакта.
Когда игрок решает, за кого проходить «Князя», два оставшихся главных героя становятся его антагонистами, и теперь куски амулета надо отобрать именно у них. Причем прохождение за каждого отличается диалогами, квестами и встречаемыми NPC, благодаря чему сюжет раскрывается с трех точек зрения.
Путешествуя по поселениям и городам, герой пополняет запасы и вербует дружину. Чтобы жители встали на сторону игрока, можно выполнить их поручение или доказать силу расправой над горожанами. То есть куча возможностей отыгрывать злодея, который присоединяет себе силы в походе огнем и мечом.
В игре хватает и увлекательных квестов: можно отыскать пропавшую жену местного жителя и выяснить, что она изменяет мужу с колдуном-кентавром. Игрок может решить, привести ее к мужу силой или помочь наладить быт с любовником, которому нужно принести алхимическое средство для мужской силы.
У «Князя» вышло два продолжения: первое расширило геймплейные возможности и добавило морские сражения, а второе вышло спустя 10 лет и стало перезапуском франшизы. Князь выгодно отличается от других игр в славянском сеттинге тех лет: это не просто клон популярной серии, как копирующая Fallout «Златогорье», а самостоятельный проект с нетривиальными механиками и колоритом.
Thea: the Awakening – смесь Don’t Starve и «Героев 3»
В 2015 году вышли сразу две отличные польские игры, связанные со славянскими мифами. Конечно, пошаговая стратегия Thea: The Awakening оказалась в тени «Дикой Охоты», но она тоже заслуживает внимания любителей восточноевропейского фэнтези.
Действие происходит в фэнтезийной стране, переживающей конец света. Игрок управляет маленькой деревушкой, в которую стекаются выжившие. Погружение в славянский миф происходит сразу: в начале игры нужно выбрать одного из языческих божеств, которые будут покровительствовать городу игрока. Сварог дает жителям прибавку к счастью и харизме, а богиня плодородия Мокошь – бонусы к собираемым ресурсам.
Под управление игрока попадают собиратели, воины, землепашцы и строители, но в отличие от 4Х-стратегий, они не безымянные рабы, а персонажи с именами и наборами навыков. Есть не только боевые умения, а и типично DnDшные скиллы, такие как «знание обычаев» и «ведовство». Персонажи формируют пати, в которых перемещаются по карте мира в целях отыскать ресурсы и путь к спасению. В походах соратники общаются и заводят отношения. В результате романов персонажей рождаются дети, которые рано или поздно вырастают в новых защитников города.
В ходе путешествий встречаются не только стандартные гномы и гоблины, но и волколаки, и болотное лихо. Но даже с ними можно найти общий язык. Монстры здесь по-славянски человечны: взять хоть оборотня, который привязал себя к серебряной статуе, чтобы закаляться. Сражаться тоже придется. Бои проходят в пошаговом режиме в стиле гвинта из «Кровной вражды».
Следить приходится и за путешествиями на глобальной карте, и за сохранностью жителей города. Горожан надо кормить, одевать и охранять от недобрых соседей. В результате получается, что Thea: the awakening – это и 4Х стратегия, и RPG, и ККИ, и Survival в духе игр от Klei Entertainment. Одна из тех игр, в которых все удовольствие строится на том, что нельзя уследить за всем сразу. Неспешный геймплей пошаговой стратегии становится адреналиновым экшеном от панических попыток не дать поселению рассыпаться, как карточному домику.
Yaga: Роуглайт про Ивана кузнеца и древнерусского киборга.
Если предыдущие две игры были эпическими мифами, то рогалик Yaga 2019 года – это скорее сказка. На эти мысли наводит художественное оформление игры и сюжет. Завязка истории типично сказочная: решил царь избавиться от неугодного ему Ивана кузнеца и придумал ему невыполнимое задание: достать молодильные яблоки. А Баба Яга, враждующая с царем, решила герою помочь и квест айтем достать, и уйти от Лиха, которое ходит за ним по пятам.
Лихо ходит за Иваном, потому что он неудачник. В прямом смысле: удача с ним не случается, ему всегда не везет. Лихо – это чудовище, которое преследует протагониста и периодически нападает на него. Много лет назад оно лишило его руки и теперь хочет уничтожить окончательно. Иван дает отпор с помощью благословений, которые можно получать у алтаря Перуна и своих кузнецких навыков. С помощью последних и собранных минералов и руды, Иван кует себе новые молоты: основное оружие в игре. Молот он вставляет в руку в качестве протеза и использует в боях и кузнечном деле.
Но главная фишка игры в RPG составляющей. Прокачка навыков героя зависит от его реплик в диалогах и решений в квестах, которые присваивают ему «тег». Например, «жадный,» «злобный» и, конечно, «дурак». Каждое такое прозвище зависит от того, какого персонажа отыгрывает игрок и открывает особые перки. Добрый Ваня получает скидки у торговцев, а жадный Иван восстанавливает немного здоровья от найденного золота. Такое решение разработчиков не разнообразит привычную в роуглайтах и RPG прокачкуи дает «Яге» огромный потенциал для реиграбельности.
Колоритными вышли и боссы. Кроме упомянутого Лиха, есть Кощей Бессмертный, другие персонажи русского фольклора и огромный медведь с балалайкой, куда без него.
* * *
В 90-е и начале 2000-х славянская тема была в ходу. Кроме «Князя» и «Златогорья» выходили и такие игры, как «Талисман» и «Сварог». Но в большинстве своем, они были клонами, примечательными только нестандартным сеттингом. После выхода «Ведьмака 3» интерес к восточноевропейской культуре возвращается, и хорошо, что современные разработчики могут предложить игрокам уникальные механики и интересный геймплей, а не только неймдроппинг славянских чудовищ и духов.
Оригинальный косплей Йеннифэр в образе славянской княжны с кокошником
Композитор Oblivion, Skyrim и KotoR: как он создавал великие саундтреки
Но вот в оригинальности подхода геймдизайнеров и сценаристов в играх с русским фэнтези я вижу отнюдь не деградацию! И меня это радует)
Отлично прослеживается то самое упрощение. Сейчас найти хорошую игру можно, но их очень и очень мало.
Поясню - если всё начиналось с циферок, математики DnD, промежуточным сильным звеном было Hack’n’Slash/подрезанная RPG в лице ведьмака, то в итоге всё скатилось к картам ;)
Но, я предполагал их разочарование, т.к. мои друзья - это друзья, а я айтишник.
Им прекрасно заходил сериусэм, частично халфа, частично квейк, частично анрил.
В итоге, с тех лет прошло лет 15. Я со своим бекграундом балдура и днд в целом стал состоявшимся айтишником, у меня сейчас куча клиентов ит, и веб-студия на юрлице.
А те мои друзья (которые до сих пор мои друзья) - кто в лес, кто по дрова. Кто-то торгует запчастями (а я им помогаю в ит), кто-то торгует шмотками, кто-то продуктами. А кто-то ничего и никак, тупо работает на дядю.
>>Но все-таки, формула "углубление механик ценой усложнения геймплея" подходит не всем играм и не всем игрокам.
Тупым не подходит, а умным - самое то.