Интервью с главой CS-раздела на Кибере. Про журналистику, конкурентов и оригинальный контент
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
От редакции: вы в блоге KOLDYN BLOG, где публикуются интервью и тексты о Counter-Strike в Восточной Европе. Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые тексты.
Платон «KOLDYN» Чулкин побеседовал с одним из лидеров киберспортивной журналистики в СНГ в рамках серии интервью #СНГCSРЕМЕСЛЕННИКИ
Интервью с человеком, который приложил руку к огромному количеству контента по CS, который вы читаете. С человеком, который сделал CS-раздел на Кибере одним из лучших в мире. Встречайте, Игорь «ZTCHK» Ларионов!
– Привет! Давай начнем с простого: расскажи в паре слов о себе?
– В паре слов вряд ли получится что-то кроме «Меня зовут Игорь, мне 27 лет, сибиряк». Могу рассказать несколько максимально рандомных фактов о себе:
- Я жестко боюсь насекомых;
- Я прекрасно готовлю замечательные стейки и шаурму;
- Я болею за «Тоттенхэм», так что кроме насекомых меня особо ничем не напугаешь. В спортивном плане так точно;
- В детстве я чуть не лишился зрения: у меня достаточно большой шрам между глазами, потому что я жестко упал в детском саду прямо на уголок стола. Упади я на сантиметр правее или сантиметр левее, то, возможно, остался бы без зрения.
– Как ты познакомился и увлекся CS?
– Изначально я вообще не был каэсером. Истории многих киберкотлет и просто ребят из сферы киберспорта начинаются с того, что они увидели, как в CS играет отец или брат и втянулись в это дело с самого детства. У меня же история с CS началась достаточно поздно, примерно в 16 лет.
Я был фанатом одиночных игр, но однажды увидел стримчик от StopGame, где ребята играли матчмейкинг. Тогда я вообще не знал о серьезной соревновательной составляющей CS. И в тот момент во мне что-то загорелось. Тем же вечером я зашел в CS:GO. Это был 2013 год, самое начало игры. После калибровки получил второго сильвера. С кайфом бегал и сильно втянулся. А в киберспорт меня ввел легендарный состав NIP – это первая и последняя команда, за которую я искренне болел!
– Давай немного поговорим о том, что было до Кибера. Первые твои посты на сайте датированы февралем 2017-го. По ним уже видно, что работал не новичок. Где ты работал в CS-сфере до Кибера? Как ты вообще стал киберспортивным журналистом?
– Я уже тогда учился на журналиста, но до Кибера нигде не работал в плане журналистики. Я начал писать на сайте в 2017 году, что-то переводил с HLTV, что-то писал сам, какие-то подборки, свои мысли. Это было чисто по приколу, мне было нечего делать, я просто любил киберспорт и хотел писать что-то не только для учебы. Хотелось писать про то, что мне нравится. В тот момент это, естественно, был CS.
Не было такого, что после тех текстов меня сразу заметили в блогах и пригласили работать, нет. В 2017 году я уже собирался идти работать мерчендайзером, у меня было назначено собеседование, но за день до этого я увидел вакансию на Кибере, искали новостника. Я написал, мне сказали, мол, прикольно, давай попробуем. Задачей тогда было даже не писать статьи, а просто делать регулярные простенькие новости. Первое время у меня было 6 смен в неделю. Достаточно жестко, но мне очень нравилось, хотелось продолжать этим заниматься. То есть я чуть ли не за бесплатно был готов работать, на чистом энтузиазме.
– О’кей, Кибер. Заранее скажу, что я, как и 99.9% читателей, не знаю, что и как творится в закулисье киберспортивной журналистики. Расскажи, как ты начал свою деятельность на сайте?
– Первый год я работал на новостях. У меня были время от времени какие-то посты, но в основном я просто писал новости. Я просыпался часов в 8 в универ и делал пачку новостей перед тем, как идти учиться. Очень многое было написано прямо с пар, с телефона.
Еще учитывай, что я из Сибири, и у меня время +5 от Москвы. То есть во время моей пиковой активности в Москве глубокая ночь. И поэтому на Кибере все время какие-то новости появлялись. Люди в Москве только просыпались, а у нас уже было навалено куча новостей про CS! Примерно так я и начал свою деятельность на Кибере.
Прикольная история: в 2018 году я тупо проспал финал ELEAGUE, который выиграла Cloud9. Турнир шел по американскому времени, у меня матч стартовал уже ночью и закончился под утро. Я просто взял и уснул, из-за чего у нас очень поздно вышла новость, что Cloud9 обыграла Faze в финале. Сейчас мне сложно представить, что такое вообще могло бы произойти на Кибере. Это был бы какой-то нереальный провал. Но тогда я просто думал: «Да пофиг, спать пойду».
Такой был небольшой фейл от меня.
В общем, я пробыл новостником год. Потом к этому прибавились какие-то крупные тексты с моими мыслями, с рекапами, историями, интервью. Я стал чуть чаще писать большие тексты, но при этом все равно работал на новостях до конца 2019 года. Потом я уже окончательно перешел на тексты и занимался только ими. У меня было где-то 4-5 смен в неделю, на которых я много писал про CS.
Хотелось расти, становиться круче и как раз где-то в это время я стал главой CS-раздела и одновременно выпускающим редактором. У нас многие главы разделов еще одновременно и выполняют роль выпускающих редакторов, проверяют тексты. Эти роли я и выполняю на Кибере до сих пор.
– Что входит в твои обязанности как главы CS-раздела на Кибере? Как ты работаешь с другими авторами?
– Основная обязанность – сделать CS-раздел ******** [великолепным]. Это в двух словах. Я делаю все, чтобы CS-раздел на Кибере был лучшим местом с текстами по CS в мире. Не говорю даже про русскоязычные сайты: тут я уверен, что у нас на 100% лучший CS-раздел в регионе. Никакого ЧСВ или чего-то подобного. Мне кажется, это просто факт. Еще хочется, чтобы мы делали какой-то импакт, чтобы тексты читало много людей, чтобы они обсуждались в комьюнити. Ну и чтобы они просто были классными.
В мои обязанности входит продюсирование текстов, сбор идей, доведение их до ума. После этого создаются посты. В каких-то больших текстах я тоже принимаю участие, даже когда пишут другие авторы. Стараюсь где-то помочь, где-то подсказать, чтобы текст вышел в итоге интересным для читателя.
В целом, с авторами мне очень повезло. Это Даня Савкин, это Федя Хван, это Фил Попов. Они все очень крутые, очень талантливые. И в каком-то плане мне повезло, что благодаря им моя работа становится значительно проще: не приходится контролировать и вычитывать каждый текст до последней строчки.
У нас работают крутые ребята, у нас с ними достаточно прочная синергия. Мы знаем, что каждый автор хочет и может делать. Ну а моя цель – найти сильные стороны в каждом авторе, чтобы они делали крутые тексты. Естественно, время от времени пишу материалы и сам. В последнее время не так много, как хотелось бы, но все равно стараюсь. Это тоже входит в пул моих обязанностей.
– Я подметил, что ты очень часто берешь интервью у значимых людей из сферы. Кто-то тут может вспомнить твое вью со Spinx, но мне больше всего нравится интервью с The Verkkars. Как получается договариваться с разными людьми? Есть ли какие-то лайфхаки?
– Вот ты вспомнил про The Verkkars, давай про них и поговорим. С ними было максимально просто. Я тогда очень хотел сделать интервью с кем-то, кто напрямую не связан с киберспортом, но кого все равно знают в комьюнити. Мне хотелось найти что-то необычное. Тогда мне как раз очень нравилась музыка The Verkkars.
Я написал ребятам в Direct, они через день уже ответили, сказали: «Да, круто! Давай сделаем, нам тоже интересно». Через дня два мы созвонились, они пригласили в свой дискорд, мы пообщались, записались. По итогу парни даже не попросили скинуть текст на проверку. Это самое простое, самое дефолтное, что может произойти с интервью в плане договоренности.
Вообще, до ковида для интервью было принято встречаться где-то с игроками вживую, но потом все больше ушло в интернет и стало чуть-чуть проще. После того, как вся наша жизнь с 2020 года все больше перешла на удаленку, интервью как будто бы стало больше. Я договариваюсь через менеджеров, напрямую с игроками, через каких-то знакомых. С игроками в основном через менеджеров.
Нужен индивидуальный подход к каждому. Невозможно посоветовать что-то одно. Если ты хочешь записать с кем-то интервью, то для начала хотелось бы иметь какой-то контакт, выход. К счастью, контактов в наше время много. Ты можешь просто написать кому-то в лс, в группу ВК, в социальных сетях – где угодно. С большой долей вероятности тебя заметят.
С игроками чуть сложнее, но если мы берем каких-нибудь тренеров, комментаторов, блогеров, то можешь спокойно писать в личку – скорее всего, тебе ответят. Даже условный Райз, который считается главным CS-ютубером в Восточной Европе с отрывом. Я ему спокойно писал в личку в ВК, он отвечал и до сих пор отвечает, за что ему огромный респект.
Главный лайфхак простой: быть вежливым и спокойно излагать свои хотелки по интервью. Бывает люди, к которым нужен особый подход. Я не буду называть имя, но был один достаточно известный блогер, у которого было очень много хотелок перед интервью. Он узнавал очень много информации о том, как это интервью будет выпускаться, сколько оно соберет... такие вопросы, на многие из которых сложно ответить четко. И в итоге у нас интервью так и не вышло.
Я обычно пытаюсь со всеми договариваться и учитывать хотелки каждого, но получается далеко не всегда, просто потому что иногда ты видишь, что у человека нет желания записываться. Плюс, надо понимать, что киберспортсмены тоже люди. У них тоже бывают проблемы со временем и все такое. Не нужно ожидать, что тебе 100% дадут интервью. Однако и попробовать, как говорится, стоит всегда.
– Расскажи о своей первой поездке на LAN по CS в качестве журналиста. Это был EPICENTER 2018 года. Интересно, как ты адаптировался к работе, как все прошло? Был ли страх и мандраж перед игроками?
– Поехал я тогда сам, меня никто не звал. Я живу в Иркутске, лететь в Москву 6 часов где-то. В итоге накопил на билет, собрался, поехал. Уже потом, когда все купил и подготовил, я написал ребятам с Кибера, вроде, я сам приеду, сам все оплачу, сделайте мне аккредитацию. Мне ответили, что без проблем сделают. И вот так я там и оказался.
Естественно, первое время ручки тряслись, потому что я увидел этот масштаб, я увидел игроков, за которыми раньше наблюдал только через экран. Было одновременно круто и волнительно. Уникальные ощущения, которые стоит испытать.
На том же Эпицентре у меня случилось первое киберспортивное интервью – сразу вживую и сразу на английском. Я общался с Twistzz. Это интервью так и не вышло: было достаточно слабое, хотя и где-то милое. Если бы я сейчас прочитал тот тексты, я бы сначала посмеялся, а потом жестко бы раскритиковал его. Я на это интервью, кстати, еще и умудрился опоздать на 10-15 минут. Но потом у меня было интервью с Фриказоидом – и оно вышло уже значительно удачнее.
– Сколько ты в целом уже посетил турниров как журналист? Какая поездка твоя любимая?
– Восемь турниров я посетил за последние 7 лет. Это не только по CS, у меня еще была поездка в 2019 году на турнир по PUBG в Сеул. Тоже особый такой выезд получился. Тем более, что я тогда попал как раз на турнир, который выиграла сборная России. Я не то чтобы профессионал в PUBG, но что-то понимал, и было круто смотреть.
Какая поездка любимая? Вот я уже рассказал про Сеул, но тут любимую выделить сложно. Везде было что-то крутое. Естественно, Эпицентр – это мощно, потому что это самые первые эмоции. Сеул – там круто, потому что это первая поездка за границу. Очень тяжелая, но одновременно эмоциональная. Поездки на BetBoom Dacha обе были классными, потому что там ты гораздо ближе с игроками, чем на всех других чемпионатах. Ты буквально с ними вместе ешь, ты с ними вместе ходишь, играешь в баскетбол, в настольный теннис. Это особый уровень крутости.
Но сейчас я выделю поездку на IEM Cologne 2024, просто потому что это была давняя мечта. Когда заходишь в LANXESS арену, ты уже понимаешь, что тут происходит важное событие. И оно отпечатывается в памяти.
– Продолжи фразу: «Мой любимое интервью Игоря Ларионова – это интервью с ....»
– Ты уже говорил про The Verkkars, поэтому я назову интервью c Flamie. Абсолютно неожиданно крутая беседа получилась. Я шел на нее подготовленным, но у меня не было каких-то супер ожиданий. Я знал, что Егор сам по себе достаточно закрытый человек, и иногда бывает сложно найти к нему подход. Не знаю, получилось ли у меня, но мне кажется, что да, потому что разговор вышел фантастическим, я его очень люблю, часто перечитываю.
Одно из немногих своих интервью, которые я считаю удачным по многим параметрам: и про карьеру мы поговорили, и про уникальные истории пообщались. Всем советую почитать. Там даже спустя года можно узнать много интересного.
«Мы могли создать полноценную эру, но расслабились». 6 лет истории NAVI – в интервью Флейми
– А какое интервью считаешь худшим?
– Если не учитывать мелкие послематчевые беседы, то я назову интервью с Хардплеем. К нам сами тогда пришли ребята с предложением записаться. Я вызвался. Интервью получилось большое, было посвящено его карьере стримера и ютубера. Но на меня в комментах жестко наехали за то, что я не осветил очень многие спорные и достаточно серьезные промахи в его карьере. Он кому-то выдавал лещи или что-то типа того, а я про это вообще не спросил. Да и вообще интервью выглядело так, как будто оно реально сделано под заказ, будто мне предложили выпустить какое-то интервью прославляющее Хардплея. Но это было не так.
Здесь просто с моей стороны была проведена очень плохая журналистская работа. Я не знал о Хардплее ничего до начала интервью и не постарался даже узнать. Достаточно поверхностно прошелся. Это, наверное, единственное интервью, за которое мне очень стыдно. Потому что я знаю, что сделал херню. Именно даже не в плане контента, потому что там были прикольные и интересные вопросы. Но когда ты берешь интервью, ты должен понимать, что есть какие-то вопросы, которые ты обязан задать. Без них интервью будет выглядеть странно. Это был как раз тот случай.
И 100% я беру ответственность на себя. Интервью неудачное.
– Далеко не отбегая от темы. Я общался со многими сценаристами/редакторами, но от тебя ответ будет интереснее всего услышать: как ты готовишь статьи? Сколько у тебя это времени занимает и как проходит процесс?
– Все зависит от текста. Некоторые готовятся неделями, некоторые рождаются буквально за полчаса. Сразу вспоминается моя серия постов про карьеру Олофмейстера, которая вышла, по-моему, в 2021 году. Три поста. Очень крупная история. Исследовал вообще все. Первые команды, детство, проблемы с инактивами, кучу драматичных историй. Этот текст готовился, наверное, несколько недель. Если делаешь что-то большое и требующее исследования, то оно занимает время, и к этому надо быть готовым всегда.
Если же ты пишешь какую-то колонку, допустим, по результатам матча, это может спокойно за 30-40 минут родиться. Все зависит от формата.
Если берем дефолтную структуру текста, то сначала у тебя есть какая-то идея. Это 50% дела. Тебе нужно придумать тему, которая будет оригинальной, которая предлагает что-то новое. После рождения идеи ты ищешь инфу. Я, например, накидываю ее в отдельный док. Потом выбираю оттуда только важное, что поможет в написании текста, одновременно с этим составляю какую-то небольшую структуру. Пытаешься выделить подзаги, про что ты будешь рассказывать, чтобы у тебя разделялся как-то идейно. Чтобы человек, когда читает, видел, что одно исходит из другого, второе из третьего, третье из четвертого и так далее. Это тоже очень важно.
Потом часто приходится искать прямую речь. Мы сейчас стараемся делать это часто, потому что прямая речь и оживляет текст, и делает его гораздо весомее во многих моментах. Затем это красиво оформляешь, пишешь, пытаешься придумать какие-то интересные конструкции, как-то рассказать, чтобы это все складно читалось.
– Ты, насколько я понимаю, не очень любишь админов новостных пабликов по CS, вспоминаю твой конфликт с Ильмиром в июле 2022 года. Меня читают достаточно много редакторов тех самых новостных каналов. Расскажи, как им исправиться.
– Да не было никакого конфликта. Ты, наверное, говоришь о репосте поста Дани Савкина в телеграм-канале. Он писал, что есть небольшие претензии к авторам новостных ТГ-каналов по CS. Я был абсолютно согласен с этим постом. Мое мнение, что раньше те же ребята из CS:GO NEWS любили брать вырезки из интервью без указания источников, иногда хватали идеи наших текстов и переписывали их себе с теми же формулировками. Буквально копипаст. В этом нет ничего криминального, но я считаю, что это просто некрасиво. Я абсолютно не против, если какой-то наш текст или какая-то тема из нашего поста может оказаться в телеграм-канале. В этом нет ничего плохого, но когда проводится нулевая работа с материалом, и буквально предложения целые копируются, я это не очень люблю, это некрасиво.
Сейчас, кстати, с этим лучше стало. Источники стали появляться чаще, ребята меньше стали брать и копировать какие-то тексты. На все наши интервью, которые выходят, обычно ребята ставят ссылочку. Даже когда я был в Кельне и делал какие-то посты, а админы потом забирали инфу оттуда к себе, то всегда ставили источник, за что им спасибо. В этом плане, если мы берем тот же CS2 NEWS, ребята исправились. Им за это большой респект. Я вообще считаю титанической работу CS2 NEWS, потому что никто ни в тг, ни в вк, ни в других соцсетях, ни на каких сайтах не дает информацию и новости настолько оперативно. Это круто.
Как исправиться? Мне бы хотелось видеть чуть больше оригинального контента в телеграме. Это главное, наверное. Потому что я достаточно много времени провожу в соцсетях, на реддите. И очень редко наши телеграм-каналы по CS могут мне подкинуть что-то новое, чего я не видел и до чего не мог догадаться. Такое есть, но этого хочется больше. И это, наверное, мое главное пожелание авторам телеграм-каналов, потому что вы делаете крутую работу по оперативности, за это огромный респект. Это, опять же, где-то помогает и нам в том числе. Однако добавьте еще немного оригинальности. Как человек, который работает над текстами для сайта, я понимаю, что усилия и человеко-часы для таких материалов часто не окупаются. И тем же ребятам из телеграма про CS гораздо проще забрать какую-то цитату, переделать ее в картиночку и запостить, чем делать свои исследования. Тем не менее, время от времени хочется видеть какие-то праймовые материалы.
– Я так понимаю, ты еще не любишь Cybersport. В чем ты видишь его главные минусы?
– Я так понимаю, ты говоришь о ситуации в 2023 году, потому что я не знаю с чего ты взял, что я не люблю его. Была история, когда я потроллил Cybersport за откровенно слабые посты-прогнозы во время RMR. У них выходили тексты с громкими загами: якобы у Virtus.pro уже оформлены билеты в легенды, а NAVI пропустят мейджор. И на этом же RMR как раз-таки VP на мейджор не прошла, а NAVI достаточно легко туда отправились. Очень забавный момент, это стало таким небольшим мемом. Я тогда запостил несколько подколочек в их адрес, так как это просто была забавная ситуация.
Я уверен, что здоровый трэштолк и легкие бифы никогда никому не помешают. В споре рождается истина, как мы знаем. Если это не переходит границы, то это всегда прикольно. Все знают, что есть Кибер, есть Сайберспорт, два главных сайта о киберспорте в России, и мы не так часто коллаборируем друг с другом даже в плане таких небольших подколок. Это просто немного растормашивает всю журналистскую сферу. Я не против, если и ребята из Сайбера иногда будут как-то подкалывать нас. Я уколол Cybersport за не самый удачный текст и не самый удачный предикт, но зайдите на наш сайт, и у нас сможете такое найти время от времени. И с неудачными заголовками, и с каким-то неудавшимся прогнозом. Тут никакого негатива вообще нет, такое иногда случается. Ошибаются все.
У меня нет хейта к Сайберу, это 100%. Там работает много талантливых авторов. Я многих знаю, некоторых знаю лично, некоторых – по текстам. Единственное, мне кажется, конечно, что этот талант часто уходит не туда. Я вижу много фундаментальных проблем у Сайберспорта, которые мне бросаются в глаза как человеку, который работает в медиа достаточно давно.
Если мы говорим о качестве контента, то с теми ресурсами, которые есть у Сайберспорта, они могли бы быть гораздо более крутым сайтом и давать более качественный журналистский материал. Начиная от достаточно малого количества лонгридов, заканчивая тем, что там просто очень мало экспериментов. Мало чего-то веселого, прикольного, рискованного. Мы стараемся делать такое. Я всегда поддерживаю любой риск, абсолютно, казалось бы, конченные идеи, которые могут казаться максимально тупыми. Но если они при этом забавные и могут кому-то поднять настроение или улыбнуть, то это всегда круто. В моем видении это работает так. У Cайбера этих экспериментов немного, поэтому мне обидно. Потому что я очень хотел бы, чтобы русскоязычная киберспортивная журналистика росла и развивалась.
– Назовешь топ-3 киберспортивных журналистов из Восточной Европы? А потом и топ-3 из Западной?
– Если бы я немного активнее писал большие тексты и был бы чуть более чсвшным, то назвал бы, наверное, себя, но не буду делать этого.Из Восточной Европы так:
1) Даня Савкин. Наш автор по CS. Я уверен, что Даня Савкин в праймовой форме – это лучший пишущий журналист о Counter-Strike. Когда ему реально нравится тема, когда он знает, о чем писать, когда он хочет о чем-то рассказать и в целом прикладывает для этого усилия, то ему нет равных. Это прекрасный автор. Я рад, что с ним работаю.
2) Полина Машина из Доты. Какое-то время часто все называли лучшей киберспортивной журналисткой Яну Медведеву. А Полина Машина, как мне кажется, это ее улучшенная версия. Конечно, со своими сильными сторонами. Она делает крутые тексты-события, которые реально влияют на индустрию, которые очень интересно читать. Да и интервью с игроками у нее получаются прекрасные. Ну и сам факт, что она стала первым пишущим журналистом, которого пригласили на TI, говорит о многом. Из Доты назову еще Рому Галеева, который у нас раньше работал на Кибере, многие его тексты мне тоже очень нравятся.
3) Эрик Шоков. Я практически уверен, что он делает все не один, у него наверняка есть еще много ребят, которые помогают ему с вопросами для интервью, для сценариев, для всякого прочего, но все равно его финальный контент обычно выходит сочным. Конечно, у него бывают проблемы. Допустим, в интервью с тем же бывшим CEO G2 Карлосом было много вопросов, которые можно было раскрутить, задать их круче. Но тут сам факт, что Шок взял интервью у Карлоса – это уже огромный респект. Мне нравятся многие его интервью на YouTube, и среди CS-ютуберов сложно выделить кого-то, кто занимается журналистской работой так же хорошо, как Шок.
Топ из Европы? Ну, слушай, давай я тут, наверное, тоже не буду сильно оригинальничать.
1) Thorin. Это 100%. Никто не делает историческую журналистику так же хорошо, как Торин. И интервью у него тоже очень часто крутые.
2) Ричард Льюис. Они с Ториным два таких олда. Многие не любят их за то, что они часто говорят вещи, которые людям не нравится. Я не знаю, здесь крут сам факт, что Ричард Льюис, например, дал инсайд о выходе Counter-Strike 2 за месяц до его анонса. Я напомню, что мы говорим о компании Valve, у которой все закрытое, и что-то инсайдить безумно сложно. Это очень мощно, я считаю.
3) Stich. Это сотрудник HLTV, который пишет достаточно нерегулярно. У него крутые тексты. Если кто-то шарит и может спокойно читать на английском языке, то обязательно доберитесь до его текстов. Там есть классные моменты.
– Твоя работа не ограничивается только текстовой журналистикой, ты достаточно часто появляешься и в кадре! Расскажи про свой опыт работы для Ютуба/Твича с тем же Шоу «На Банане»!
– Мы запустили YouTube-канал еще в 2020 году. Это было достаточно просто и местами примитивно: мы просто делали видео версии наших постов. Я банально записывал себя на камеру и озвучивал текст, который до этого вышел на сайте. Было прикольно, я тогда вебку покупал, настраивал, фон делал, там всякие пасхалочки на фоне были.
В какой-то момент мы отказались от канала, у нас долгое время вообще не было видео контента, но потом мы вернулись с шоу «На банане». Это было достаточно важное для меня шоу, которым я занимался по большей части один. У меня были ребята, которые мне хорошо с этим помогали – это наш продюсер Влад Изотов, это мой со-ведущий во втором сезоне Рома Андер, это конечно же Федя с Даней, которые тоже много где помогали и часто появлялись в кадре, но все-таки большую часть работы делал я в плане контента. И для меня это шоу действительно было очень значимым. Мне было важно, чтобы его смотрели, чтобы были крутые гости, постоянный разнообразный контент. Я придумывал всякие прикольные штуки. Можно найти выпуск, где опаздывал гость, и у нас вместо него сидел плюшевый банан, который как будто играл на консоли в Hogwarts Legacy.
Я старался звать топ-гостей. Мне очень нравится выпуск с Gabe Follower. Это был день анонса CS2, и мы пригласили Gabe Follower’а, который нам рассказал кучу прикольных инсайдов, кучу классной инфы. Максиму респект, мы записали очень мощный выпуск, который потом разлетелся по всем новостным пабликам на цитатки и инсайдики.
В этом году мы шоу не выпускаем, его закрыли по разным причинам. Возможно, Кибер еще вернется к видео формату но вряд ли в ближайшее время. Сейчас я появляюсь в кадре не так часто, как хотелось бы, но, возможно, в ближайшее время это изменится.
– На Ютубе Кибера вы выпустили достаточно много подкастов/шоу с разными людьми. С кем тебе больше всего понравилось взаимодействовать из гостей?
– Постоянно великолепен Overdrive. Это человек, который всегда выдаст контента, ему большой респект еще и за то, что он готов всегда подключиться и всегда что-то прикольное накидать. Бывали моменты, когда слетал кто-то из гостей, и Овер достаточно быстро читал сообщения, всегда отвечал и был готов залететь. Он красавчик. Да, возможно, его местами стало много. Сейчас Овера вы видите везде: он в телеграме, он на разных шоу, он на Ютубе, на Твиче. Возможно, он этим кому-то уже надоел, но у человека такая бешеная харизма, что он способен появляться где угодно и сколько угодно.
– Сейчас всякая деятельность на ютубе Кибера прекращена, хотя было много интересного! Почему вы решили прекратить выпускать видео? И ждать ли их вообще в дальнейшем?
– Контент требовал много работы, которая не особо окупалась. Видео – это всегда работа как минимум двух, трех, четырех, а обычно и еще больше человек, которая делается не за день.
Я точно могу сказать, что YouTube будет от меня. Я не хочу делать ***** [ерунду], поэтому контента, возможно, будет мало, и скорее всего он будет готовиться долго, но я надеюсь, что до конца ноября запущу личный канал. Посмотрим, получится ли вот в этой области выстрелить и сделать что-то прикольное.
– Наконец задам вопрос, который мучал всех читателей уже давно. Ну, мне так кажется. Расскажи про свой легендарный клатч с Негевым против Анастейза и Аункера! Он вообще реален?
– Конечно реален! Это был турнир от шоу «На банане» 2х2. В первом сезоне у нас участвовали только блогеры и игроки, а на второй турнир мы решили сделать команду Кибера из наших авторов. Там был я, и мне предстояло выбрать себе тиммейта. Я проводил полноценные тесты на стримах, придумывал вообще кучу разных конкурсов по типу «Игры в кальмара», был такой баттл-рояль. В конце вышло так, что на позицию моего тиммейта попал продюсер шоу Влад Изотов. Нашими соперниками в четвертьфинале стали Аункер и Анастейз.
Тогда мы уже понимали, что не выиграем. Я верил, но где-то в глубине души понимал, что это будет очень сложно сделать. Мы выиграли целых три раунда, и в одном из них я как раз сделал клатч с Negev. После этого я очень эмоционально орал и выкрикивал не самые хорошие слова. Было забавно. Еще забавнее была реакция, когда я потом зашел чекать стрим Анастейза, и он там говорил что-то типа: «У меня что, магнит на ***** [физиономии]?».
Я очень долго смеялся. Короче, я запомню этот матч на всю жизнь, несмотря на наш проигрыш. Было очень прикольно.
– Что отличает хорошего киберспортивного журналиста от плохого?
– Глубокий вопрос. Я не уверен, что готов дать полноценный ответ. Сейчас мне кажется, что хорошего киберспортивного журналиста отличает умение делать контент, который интересен с первого и до последнего абзаца. Часто бывает проблема, когда журналисты очень любят наливать воды, графоманить и заниматься всякими прочими вещами, которые в эпоху тиктока делать ни в коем случае нельзя. Ваша журналистика должна быть достаточно концентрированной, в ней не должно быть ни одного лишнего абзаца, никаких лишних тем, которые сделаны просто для объема.
Журналистику привыкли считать серьезным и достаточно скучным делом. Это неправильно, как мне кажется. Надо делать задорно, надо делать интересно, надо делать с огоньком, надо делать не душно, надо делать что-то, что будет завлекать читателя. Нужно, чтобы ему не хотелось прочитать текст по диагонали, а хотелось именно вчитываться и с каждой строчкой узнавать что-то новое. Те киберспортивные журналисты, которые умеют делать это, будут успешны.
И не только в журналистике, но и во многих других областях.
– Какая твоя «профессиональная» мечта?
– Мне хочется больше пробовать себя в видео. Я очень люблю печатную журналистику, вряд ли когда-либо ее брошу насовсем, но мне очень хотелось бы, чтобы одной из частью моего резюме была работа с видео контентом. Мне хотелось бы стать тем человеком, который покажет людям, что киберспорт – это не просто обзоры матчей, не просто какая-то душная аналитика. Что игроки – это не просто какие-то челы, которые сидят за компами.
Мне хочется, например, сделать так, чтобы на трансляциях зрители не выключали стрим между картами. То есть мы же уже привыкли к тому, что у нас между картами идет перерыв, все вырубают стрим и уходят. Это неправильно. Когда у вас есть возможность завлечь зрителя каким-то прикольным контентом, чем-то интересным. Если это не выполняется, значит, вы что-то делаете не так.
Мне хочется, чтобы интервью с игроками не состояли из банальных вопросов о следующем матче, мапвето и так далее. Мне хочется, чтобы киберспорт был просто более... Хлестким, что ли. Потому что хлесткости в киберспорте очень часто не хватает. И не хватало всегда. Если у меня получится это исправить в видеоконтенте, в текстовом контенте, в любом контенте, то я буду считать, что моя работа в киберспорте проходит не зря.
– Какую статью ты считаешь у себя лучшей? Кроме лонгрида про Олофмейстера!
– Мне очень нравилась работа над текстами про различные старые олдскульные карты. Например, как развивалась и как появилась карта Mansion. У меня было что-то подобное про Pool Day и про De_Rats. Я кайфовал именно от работы над этими текстами. Там всегда есть какие-то интересные моменты в созданиях карт. Всегда есть какие-то особенности, которые ты подмечаешь. Ты играл на этой карте все свое детство, но не подмечал чего-то интересного. А тут при работе над текстом заметил. Сколько у той же De_Rats версий, сколько разных людей ее перерабатывали. Над этим очень интересно работать, разбираться. Надеюсь, что читается это тоже классно.
– С кем бы ты хотел сделать интервью, с кем еще не делал?
– Когда я был в Чэнду, у меня была возможность сделать интервью с Керриганом, но все обломалась в последний момент. Тогда я горел, что ребятам из HLTV достался Финн, а они задали ему достаточно дефолтные вопросы. А я столько с ним хотел прикольного обсудить.
Я понимаю, что на турнирах это не получится никак сделать, но дайте мне на два часа Керригана в дискорде или в баре, чтобы мы с ним сели пообщаться. Я обещаю, что это будет одно из лучших интервью по CS. Я уверен в этом, потому что знаю Кэрригана, знаю, что это достаточно сложная личность с очень непростой карьерой. И об этом можно поговорить и задать сочные вопросы. Надеюсь, что когда-нибудь такая возможность у меня появится.
– Какие цели ставишь перед собой в обозримом будущем?
– Опять же, хочу попробовать себя в создании видео, в принципе, уже этим занимаюсь. Я сотрудничаю с ребятами, которые делают шоу «На коврах», но мне хочется делать этого больше и чаще, хочется больше писать сценарии и, возможно, покататься по турнирам еще. Каждая поездка на турнир прибавляет тебе журналистский опыт. Он исчисляется не только в количестве выпущенных текстов, но еще и в нетворкинге, в каких-то ошибках, в повседневных вещах, проблемах на турнирах. Все это идет тебе в копилку журналистского опыта, которого мне хотелось бы получить как можно больше, потому что хочется апгрейдиться и становиться профессионалом. Пока что мне есть куда расти.
– Чем ты занимаешься для шоу «На коврах»? Если не секрет, разумеется!
– Я просто помогаю делать контент, хелпую с вопросиками, со скриптами, со сценариями – чисто тоже журналистская работа, конкретно к видео я отношения практически не имею. Но в плане сценария много где помогаю.
– Что бы ты посоветовал начинающим редакторам и журналистам? Спрашиваю, разумеется, не только для себя!
Я бы посоветовал найти что-то свое. Нет ничего плохого в адаптации и во вдохновении какими-то идеями, но пока ты бездумно копируешь – ты никогда не найдешь свой стиль. Стоит искать и делать то, чего не было до тебя. В этом случае будет гораздо проще, чтобы тебя заметили, чтобы твой контент где-то выстрелил.
Нужно не стесняться игроков. Игроки – это обычные люди. У меня самого не всегда выходит свыкнуться с этой мыслью, потому что я очень долгое время был фанатом, и до сих пор, когда я вижу киберспортсмена, мне бывает сложно представить то, что это плюс-минус такой же человек, как ты, и вы оба делаете свою работу. Ты интервью берешь, он дает. Во мне все еще часто просыпается фанат. За мою карьеру еще не было интервью, перед которым я бы не нервничал. Наверное, это даже хорошо в каком-то смысле.
Надо чаще читать. Многие говорят, что нужно читать художественную литературу. Я соглашусь, это тоже полезно. Но я прекрасно знаю многих людей – например, себя – которых художественная литература со временем достаточно сильно достала. У меня в университете была литература на каждом курсе по несколько блоков. Приходилось читать постоянно. И я немного от этого подустал после обучения. Мне сейчас сложно взяться за какое-то художественное произведение.
Но важно просто читать хоть что-то. Найти то, что вам нравится. Мне нравится читать что-то на спортивную тематику, какие-нибудь истории из большого спорта. Это тоже важно. Это все равно прокачивает словарный запас, ты запоминаешь какие-то необычные новые конструкции.
Также важно перечитывать свои тексты. Это полезно, помогает отсеивать лишнее. Ну и, наверное, стоит задавать самому себе вопрос: посмотрел или почитал ли бы ты свой контент? Очень полезная вещь, если ты делаешь какой-то текст, и у тебя что-то не получается. Стоит задать себе вопрос всегда: «Тебе было бы это интересно?». Если да, значит, ты это делаешь не зря, это точно стоит закончить. А если ты сомневаешься, что кликнул бы сам на видео или текст, то, скорее всего, у тебя достаточно избитая тема. Всегда нужно рассчитывать, что твои зрители/читатели – такие же люди, как и ты, только с другой стороны. Если тебе это неинтересно, то и им не особо будет.
– Какое у тебя хобби?
– Я обожаю готовить. Для меня это как медитация. После рабочего дня я могу уйти на кухню, приготовить какую-нибудь себе прикольную шнягу. Это и полезно, и отвлекает. Для меня это прям хобби. Я люблю пробовать что-то новое, расширять свои кулинарные горизонты.
– CS – это игра на века?
– Я думаю, что CS умрет только тогда, когда умрет киберспорт. Чисто из-за простоты. Все самое простое всегда живет очень долго, перерождается, меняется, но остается. Я уверен, что даже спустя десятилетия наши внуки будут играть в какое-то подобие Counter-Strike. Именно поэтому все эти разговоры о том, что CS умирает, полная глупость. Потому что Counter-Strike – это простота, не обросшая какими-то лишними фичами. Из-за этого она будет актуальна всегда. Постоянно будут что-то добавлять, что-то убирать, но сам коргеймплей останется. CS не умрет никогда.
– Твоя любимая команда в CS сейчас?
– Я давно уже не болею за команды после того, как тот самый состав NIP с Гетрайтом и Форестом распался. Я болею за игроков. Переживаю за две команды сейчас: G2 из-за NiKo и Faze из-за Кэрригана, это два моих любимчика, которых я поддерживаю. Это одни из немногих людей, которые остались еще с тех самых времен, когда я только начинал следить за CS, я любил их уже тогда и люблю до сих пор.
– Твой любимый игрок? Можно и не из CS!
– Niko. Это мой любимый игрок действительно уже очень давно. Я играл против него еще в 2014 году с моими друзьями из команды 2TON. Мы выступали в низшем дивизионе StarLadder. Просто зарегались, и нас тогда закинуло в группу к команде Aimface, в которой играл молодой Никола Ковач. И мы, естественно, проиграли 0:16. Единственный раунд, который у нас была возможность взять, мы проиграли 1 в 3 против Николы. Это сделало меня фанатом навсегда.
Ну и в целом его игра, его история, это что-то. Я буду поддерживать его всегда, несмотря ни на что. Я могу его ругать, могу где-то задевать, но Нико – это любовь вообще просто с первых моих дней увлечения CS. Мой любимый игрок с отрывом. Нико – красавчик.
– Самый приятный игрок в IRL?
– Давай назову Yekindar’а. Дважды я с ним общался. Один раз мы записывали достаточно личное интервью, которое потом вышло в формате открытого письма. Потом мы с ним еще встретились в Чэнду в этом году, уже после вылета Liquid. Тоже пообщались очень классно, очень душевно. Я не понимаю тех, кто говорит, что он токсик или что-то такое. Возможно, в игре это так, но в жизни он крайне приятный человек. Пообщаться с ним всегда приятно. Марекс очень большой души человек.
– Кто выиграет Шанхайский мейджор и поедешь ли ты туда как журналист?
– Как фанат Николы Ковача я скажу, что G2 обязаны в последнем турнире Niko за команду взять трофей на мейджоре. Я прекрасно понимаю, что история карьеры Niko не подразумевает хеппи-энда, но мне бы очень хотелось чтобы он был и чтобы G2 выиграли этот мейджор. Чтобы Snax спустя 10 лет поднял кубок мейджора, и чтобы Niko перед уходом из G2 выполнил свою мечту, закрыл этот гештальт.
Поеду ли я? Хороший вопрос. Не знаю. Мне бы хотелось, но пока что ничего такого не планируется. Но знаешь, у меня и с Кельном все получилось достаточно резко и неожиданно. Если получится, будет здорово. Если нет, то вы все равно будете читать много крутых, классных текстов на Кибере. Так что следите. Этот мейджор на Кибере будет особенно горячим.
– Твой любимый десерт? Если не секрет, разумеется!
– Сделаю топ:
- Анна Павлова.
- Брауни.
- Хороший чизкейк.
***
Спасибо Игорю за интервью! От себя подмечу, что Кибер действительно приятно меня удивил и в плане контента, который не такой сухой, как на других сайтах, и в плане подхода к авторам-новичкам, таким как я. Качественный контент по CS – это то, что я люблю! Предвижу будущие вопросы, так что сразу отвечу: Игорь за это интервью мне не платил! И даже домашнюю шаурму не засылал. Вам спасибо за внимание.
Следите за мной в телеграме и на ютубе. И на Кибере тоже, разумеется! 🙌
Спасибо за интервью всем причастным
Но за контент все равно спасибо хоть он и странно смотрится на Кибере)