У «Гладиатора» был неснятый сиквел. В нем Максимус охотился на Иисуса
Безумие Ника Кейва.
Распространение христианства приводит к медленной смерти римских богов. Поэтому они отправляют бессмертного воина Максимуса на Землю, чтобы он убил Иисуса и его учеников. Это не сюжет фанфика, не пересказ кислотного трипа, не новая серия «Южного Парка», а завязка сценария несостоявшегося сиквела «Гладиатора». Логлайн написал Ник Кейв в 2006 году по просьбе Рассела Кроу.
Рассказываем, как возникла эта безумная идея и почему, к счастью или сожалению, она не будет реализована в «Гладиаторе 2» Ридли Скотта.
Сумасшедший сценарий Ника Кейва отправил Максимуса в Пентагон
«Гладиатор» – великое кино. Фильм собрал $460 млн в мировом прокате, удостоился пяти Оскаров, в том числе за лучший фильм и мужскую роль. Скотт возродил жанр пеплума, сняв помпезное историческое кино с олдскульной драматургией. «Гладиатор» справедливо стал общепризнанной классикой.
Работу над продолжением началась практически сразу после триумфального релиза. Но Ридли Скотт и Рассел Кроу долгое время не могли найти подходящую историю.
Обзор «Последней дуэли». 2,5 часа средневекового виктимблейминга за 100 млн долларов
Изначально речь шла о приквеле, что абсолютно логично, учитывая смерть Максимуса в финале оригинала. Однако от идеи быстро отказались в пользу классического сиквела, действие которого должно было развернуться через 15 лет после событий первой части. По задуманному сюжету, племянник Комода Луций (Скотт подтверждал, что мальчик является сыном Максимуса) должен был бороться с диктатурой преторианцев, захвативших власть в Риме. Планировалось, что фильм погрузится в предысторию главных событий и каким-то образом «воскресит» Максимуса.
В 2003 году Ридли Скотт рассказал, что над сценарием ведется активная работа, а главным героем будет именно Луций.
В итоге от столь громоздкой концепции отказались. Скорее всего, создатели не могли придумать удовлетворяющий всех способ вернуть Максимуса к жизни. Кроу склонялся в сторону религиозных мотивов и фэнтези, а Скотт, напротив, хотел, чтобы все было реалистично и исторично.
В 2006 году, когда производство картины зашло в тупик, Кроу предложил написать сценарий сиквела «Гладиатора» австралийскому рок-музыканту и поэту Нику Кейву.
Такой выбор кажется неожиданным лишь на первый взгляд. Лидер Nick Cave and the Bad Seeds благодаря мрачным, полным символизма текстам, музыкальным экспериментам, гипнотическому вокалу и эксцентричным живым выступлениям был одним из самых уважаемых и успешных представителей андеграундной сцены.
На протяжении всей карьеры Кейв был плотно связан с кино: его песни звучат во множестве фильмов и сериалов, от «Гарри Поттера» (O Children) до «Острых козырьков» (Red Right Hand в заставке), а еще он часто появлялся во второстепенных ролях.
Главное, у него уже был опыт создания сценариев. В 1980-х Кейв в составе группы авторов поработал над независимой драмой «Призраки гражданской смерти» Джона Хиллкоута. А в 2005 году Хиллкоут и Кейв выпустили оригинальный вестерн «Предложение», отлично принятый критиками.
Несмотря на давнее знакомство с Кроу («все известные австралийцы общаются»), предложение о работе над фильмом Скотта все равно удивило Кейва.
Он позвонил и просто спросил, не хочу ли я написать сценарий для «Гладиатора 2». Для человека, который за всю жизнь написал лишь один самостоятельный сценарий, – это был вызов.
Кстати, Кейв также автор нескольких романов и большой поклонник русской классической литературы. Одну из своих групп музыкант назвал The Birthday Party в честь сцены из романа Достоевского «Преступление и наказание».
Мой любимый русский писатель, может, даже просто мой самый любимый писатель – это Федор Достоевский.
Ник Кейв в интервью РИА Новости.
Фильм «Анора» с русскими актерами победил в Каннах. Объясняем, почему это уникально
,
К неопытности сценариста-музыканта добавлялся абсолютно не голливудский подход к работе. С Кейвом не заключили контракт, его не собеседовали продюсеры, не было даже обсуждения концепции будущей картины. Фактически, это была устная договоренность двух приятелей. Единственное, что попросил Кроу – это как-то «воскресить» Максимуса.
– Рассел, разве ты не умер в первом «Гладиаторе»?
– Да… ты как-нибудь разберись с этим.
Возможно, абсолютная творческая свобода в итоге сыграла с Кейвом злую шутку. У него получился один из самых безумных, абсурдных и абсолютно не вписывающихся в рамки блокбастерного кино сценариев. «Гладиатор 2» с рабочим названием «Убийца Христа» рассказывал, что после смерти Максимус оказался в чистилище. Умирающие под весом христианской религии римские боги воскрешают героя и отправляют на Землю. Задача Максимуса – убить Гефеста (Кейв почему-то использует греческое имя бога-кузнеца), который распространяет новую религию в образе проповедника, в котором легко узнать Иисуса. Типичная достоевщина.
Юпитер: Он подстрекатель. Он раздувает меха инакомыслия… легкий ветерок… простое дуновение… но это предвестник столпотворения. Ты понимаешь, о чем я говорю?
Максимус: Нет.
Далее по сюжету главный герой, после гибели мятежного бога, отправляется в Рим, где начинает сражаться на стороне угнетенных христиан против римлян. В итоге он вынужден убить Луция – главного злодея и своего сына. Теперь бессмертный Максимус обречен вечно участвовать в человеческих конфликтах. Это показывается в 20-минутной нарезке сражений из разных эпох: крестовые походы, Первая и Вторая мировые войны, война во Вьетнаме и так далее. А финал картины переносит зрителей в наши дни: римский полководец работает в Пентагоне.
Вот так завершается последняя сцена фильма: «Максимус смотрит на экран ноутбука, затем поднимает глаза на людей, сидящих в комнате: «Итак, на чем мы остановились?».
Даже от пересказа сюжета этого сиквела у большинства фанатов оригинального фильма волосы встанут дыбом. Хотя в истории кино было множество «странных» сценариев блокбастеров, которые так и не были реализованы.
Например, по первоначальной идее, действие «Охотников за привидениями» должно было разворачиваться на Луне в научно-фантастическом будущем, где поимка призраков – обычное дело, вроде борьбы с насекомыми и грызунами. В одном из варианте сценариев «Чужого 3» Рипли боролась против ксеноморфа в гигантском монастыре, живущем по средневековым законам и расположенном на искусственном астероиде из дерева.
«Банально, дебилизм, редчайшее говнище». Угадай фильм по рецензиям Сарика Андреасяна
Что отличает эти ранние наработки от сценария Кейва? Его идея – это провокация, попытка испытать на прочность границы коммерческого кино.
«Мне очень понравилось его писать, потому что я отлично понимал, что по нему никогда не снимут фильм», – говорил Ник Кейв.
Голливудские продюсеры воспротивились сомнительным экспериментам Кейва. Его «пьесу» не поддержали ни Ридли Скотт, ни Рассел Кроу.
Вот как, по словам Кейва, актер отреагировал на сценарий:
– Не нравится, дружище.
– А как насчет финала?
– Не нравится, дружище.
А что было дальше?
В 2006 году студия Paramount купила DreamWorks Pictures. К обсуждению сиквела «Гладиатора» вернулись только через 12 лет. После 24 лет ожидания 14 ноября 2024 года зрители увидят вторую часть «Гладиатора», уже без Рассела Кроу, но с Ридли Скоттом в режиссерском кресле.
В центре истории, которую написал Дэвид Скарпа («Наполеон»), будет повзрослевший Луций, которому, как и отцу, предстоит стать гладиатором и спасти народ Рима от злых императоров-близнецов. В общем, никаких убийств богов, воскрешений и путешествий по разным эпохам.
Почему у Джеймса Кэмерона идеальные сиквелы? Он следует 9 правилам
Сценарий Кейва за эти годы обрел культовый статус. На него пишут отзывы, текст легко найти в сети. Существует даже любительский перевод на русский язык.
Когда смотришь трейлер будущего сиквела, возникает легкое ощущение скуки и дежавю, словно ты это все видел бесчисленное количество раз. Кажется, современным дорогим и помпезным блокбастерам не хватает щепотки провокационности и безумия, не хватает воображения Ника Кейва.