«Смуту» рекламируют Бузова, Валиева и еще куча звезд. Разработчики утверждают: они просто «помогают»
«Мне нравится Syberia».
«Смута» не перестает удивлять: с релиза прошло больше двух месяцев, у игры разгромные рецензии и средняя оценка в 5,9 от пользователей VK Play. Однако о ней продолжают спорить, ее продолжают ругать, хвалить, называть прорывом, а кто-то ждет «ту самую доделанную версию». Иногда кажется, что в русском геймдеве только и разговоров, что о «Смуте».
12 июня вышел очередной крупный патч, а игра получила первую скидку в честь Дня России. Теперь цена – 1612 рублей. Это событие заинтересовало не только поклонников «Смуты», но и популярных медиаперсон: певица Ольга Бузова, фигуристка Камила Валиева, дизайнер Артемий Лебедев и другие прорекламировали «недавно вышедшую обновленную «Смуту».
«Про танчики как-то не уверена» – пиарят все
18 июня, без объявления о начале PR-кампании, Ольга Бузова выложила в инстаграме пост о «Смуте»:
В легко узнаваемой авторской манере бывшая участница «Дома-2» поделилась мнением «про компьютерные игры» и выдала экспертный обзор жанров: «…Игры на 3D мышление типа «Майнкрафт», есть головоломки, есть исторические, типа российской «Смуты», про «танчики» как-то не уверена».
Ольга в игры не играет «сами знаете почему». Однако из тех, что видела, ей «визуально больше всего нравится Syberia и недавно вышедшая обновленная «Смута». Особенно ее впечатлила работа художников, а также «бесконечно красивая атмосфера той эпохи России и как живые персонажи». В доказательство, что художники «реально очень круто постарались», Ольга выложила в сторис несколько скриншотов из игры.
Камила Валиева рассказа, что у «Смуты» теперь «высокая скорость»:
У меня для вас суперновость! Разработчики игры «Смута» сделали подарок геймерам в честь Дня России — это скидочное предложение: до 19 июня игру можно приобрести со скидкой в VK Play всего за 1612 рублей.
А еще у игры теперь высокая скорость, крутой визуал и боевая система!
Кстати, «Смута» — это самая красивая игра про Россию, а атмосферой эпохи можно наслаждаться бесконечно.
Позже за дело взялся и Артемий Лебедев. Дизайнер с реноме самого откровенного и циничного человека в отечественном интернете тоже подключился: рассказал про скидку, что игра теперь «бегает значительно шустрее» и сделал вывод, что «Смута» – для тех, кто «любит красивые и качественные игры». Естественно без упоминания, что игрой можно наслаждаться неограниченное количество времени не обошлось:
....Кстати, в честь праздника, стоимость игры со скидкой – 1612 рублей. Неплохая отсылка.
Особенно приятно, что здесь игра про Россию, где атмосферной исторической эпохой можно постоянно наслаждаться.
Так же среди тех, кто не смог умолчать о красотах обновленной «Смуты» оказались детский блогер Милана Хаметова:
Певец DAVA:
И многие другие:
Зачем такая реклама разработчикам «Смуты» и сколько она стоит?
Бузова, Лебедев, Dava и другие – популярные отечественные звезды. Ольга занимает второе место в России (после Хабиба Нурмагомедова) по числу подписчиков в Instagram – 24,2 млн. По данным Forbes, одна рекламная публикация в ее аккаунте стоит до миллиона рублей.
Больше миллиона подписчиков в «ВК» у Dava и Миланы Хаметовой.
У Лебедева только в Telegram более 600 тысяч подписчиков.
Показатели Камилы скромнее: на ее телеграм-канал подписаны 260 тысяч человек. Рекламный пост в каналах сопоставимых размеров стоит около 300 тысяч рублей.
Поэтому ответ очевиден: реклама у крупных медиаперсон даст «Смуте» огромный охват новой аудитории. Правда, ее эффективность вызывает вопросы – вряд ли среди подписчиков Ольги, Камилы и других много геймеров. На низкую заинтересованность аудитории, к примеру, указывают комментарии под публикацией Валиевой – там игра практически не упоминается.
Под постом Лебедева с более целевой аудиторий и вовсе реакции в основном ярко негативные:
С другой стороны, возможно, студия-разработчик «Сайберия Нова» не целилась на увеличение продаж, а реклама у медиаперсон нужна для красивых цифр в отчете для инвесторов. На момент публикации этого текста пост Бузовой собрал 24 тысячи лайков, публикация Валиевой – 653 комментария.
Заместитель генерального директора ИРИ Андрей Воронков, говоря о «Смуте», особенно отмечал именно охваты в социальных сетях: «Мы посчитали, сколько раз посмотрели сообщения о «Смуте» в социальных сетях за прошедший год, – это более 48 миллионов просмотров и более 1 миллиона лайков. Игра до своего релиза вовлекла в коммуникацию треть аудитории Рунета и половину аудитории соцсетей».
Также новая реклама «Смуты» косвенно указывает, что все, от «Сайберия Нова» до ИРИ и VK Play, довольны игрой. Вряд ли студия на грани банкротства, с претензиями со стороны инвесторов и издателя, стала бы заказывать дорогостоящую рекламу. Это подтверждают слова директора по продукту VK Play Александра Михеева в эксклюзивном интервью Киберу:
«Смута» – это праздник российского геймдева. Прекрасно, что сам проект случился. То, что он случился при поддержке государства, – прекрасно вдвойне. Одни не испугались деньги дать, другие не испугались деньги взять, и продукт получился».
«Смута» – праздник российского геймдева». Интервью с руководителем VK Play Александром Михеевым
Разработчики утверждают, что им просто решили «помочь», а пользователи недоумевают
20 июня «Сайберия Нова» объявила конкурс скриншотов, вдохновленный Ольгой Бузовой:
Бояре, случилась тут днями ранее презабавная история – красоты нашей игры настолько впечатлили певицу и актрису Ольгу Игоревну Бузову, что она посвятила этому сторис в одной из соцсетей.
В эффективности такой рекламной кампании усомнились даже подписчики официальной группы «Смуты». На это «Сайберия Нова» ответила, что работает с «теми, кто готов помочь», и практически бесплатно:
Впрочем, доводы разработчиков не убедили фанатов. Рекламу с Бузовой называют анекдотом и шутят по поводу «Дома-2».
Как до этого рекламировали и хвалили «Смуту»
PR-кампания «Смуты» по меркам отечественной игровой индустрии была масштабной. Еще в 2023 году блогер Дмитрий «Гоблин» Пучков и историк Клим Жуков выпустили серию образовательных роликов о Смутном времени в поддержку игры, а незадолго до релиза вышло интервью Пучкова с руководителем «Сайберия Нова» Алексеем Копцевым. Клим Жуков также озвучил и стал прототипом персонажа демо-версии игры – образовательного режима «Смутное время».
В день релиза «Смуту» стримили крупнейшие отечественные игровые блогеры. В частности, Alina Rin и Дмитрий Куплинов хвалили графику, красоту окружения, атмосферу и историчность. Одними из главных тезисов были заверения, что игру будут доделывать и развивать. Видимо, именно эта «обновленная Смута» так понравилась Ольге Бузовой и Камиле Валиевой.
«Истинный русский дух», «норм» и «можно кайфануть». За что хвалят «Смуту»
Презентация игры помпезно прошла в Нижнем Новгороде в рамках двухдневного исторического фестиваля – с костюмированными номерами, концертом, лекторием, возложением цветов к могиле Минина и репортажами федеральных СМИ. В мероприятии, среди прочих, приняли участие губернатор Нижегородской области Глеб Никитин, местные депутаты, режиссер Никита Михалков, блогер Стас Васильев и, конечно же, Гоблин с Клим Санычем.
Именно государственные деятели стали основными защитниками «Смуты». Губернатор Глеб Никитин хвалил проект за «русский дух», а депутат Горелкин уверял, что игра «позволит оставить талантливых IT-специалистов в России».
Такая масштабная (пусть и местами хаотичная) рекламная кампания не сильно помогла. «Смута» получила разгромные рецензии от журналистов, негативные отзывы от большинства пользователей, а баги и общее качество превратились в мемы.
Климу Жукову даже пришлось объяснять возмущенным пользователям, что он «ни в какой форме не участвовал в разработке на всех этапах, от задумки до релиза».
Бузова и остальные нужны, чтобы в отчетах красивые цифры показать - смотрите какие охваты у нашей рекламы