Итоги 2023-го для российских видеоигр: ААА-игр стало больше, студий (кажется) тоже
Игры, тренды и явления уходящего года.
2023 год для российской игровой индустрии получился громким и противоречивым, но точно не скучным. Успех Atomic Heart и провал The Day Before, растущая роль государства и неверие в «Смуту», сакрализация «наших игр». Многие из этих событий определят будущее отечественной индустрии на годы вперед. Собрал главные игры, тренды и явления уходящего года.
Итоги года мы подведем 28 января на трансляции премии Кибер Best: вместе выберем лучшую игру. А всего будет 23 номинации.
Проверяй свои знания в новогоднем квиз-боте и получай призы!🎄
Atomic Heart
Главная отечественная игра года и первый за долгое время полноценный блокбастер от отечественных разработчиков. Многие не верили (каюсь, я в их числе), что «Атомное сердце» выйдет хотя бы в играбельном виде. Тем не менее проект Mundfish стал хитом Steam и Pornhub (что указывает на поистине народную любовь) и показал, что удел отечественного геймдева не только инди и мобилки – наши игры могут на равных конкурировать с лучшими западными. Для разных государственных деятелей Atomic Heart вовсе стал символом светлого будущего суверенной российской игровой индустрии.
Atomic Heart – это первая за многие годы ААА-игра от российских разработчиков <…> Я уже говорил, что российская культура и история – неисчерпаемый кладезь для отечественных разработчиков игр.
Антон Горелкин, депутат Госдумы
Влияние Atomic Heart оказалось столь значительным, что игра Mundfish еще не раз появится в этом тексте.
The Day Before
На первый взгляд The Day Before и Atomic Heart – очень похожие проекты. Неопытная студия, огромные ожидания аудитории, агрессивная PR-компания, скандалы и переносы. Вот только результат получился полностью противоположным. Fntastic закрылась через 4 дня после релиза The Day Before, когда из 200 тысяч купивших игру половина оформила возврат, онлайн снизился с 38 тысяч до 700 человек, а положительных отзывов набролось целых 16%.
К сожалению, с финансовой точки зрения The Day Before провалилась, и у нас нет средств для продолжения работы. Вся выручка уйдет на выплату долгов нашим партнерам.
Из заявления студии Fntastic
О причинах провала The Day Before будут спорить еще долго. По словам разработчиков, делать игры сложно, и они выложились на полную. Согласно слухам и инсайдам разработка с первого дня была в аду, в команде было мало профессионалов, а все обещания «игры-мечты» были лишь пиаром. Например, The Day Before продвигали как ММО в открытом мире, но с первого дня делали ее как экстракшен-шутер в стиле Escape from Tarkov. Более того, согласно расследованию Yahoo, никаких долгов у Fntastic нет, а за 2022 год основатели студии заработали около $1 млн.
Как было на самом деле, уже не важно. The Day Before войдет в историю отечественной игровой индустрии как большой обман и огромное разочарование.
Вывод, помимо стандартного «…[плохое] случается»: молодым студиям стоит потренироваться на чем-то индиобразном, прежде чем браться за амбициозные проекты, а геймерам – не спешить верить.
Как умирала якутская The Day Before: от первого места в топе Steam до позорного провала
Русы против ящеров
Самое приятное: «Это что вообще такое?» года. Игра, основанная на популярном меме от двух разработчиков и созданная за несколько месяцев, вошла в топ-10 российского Steam и поселилась в сердечке каждого неравнодушного к отечественному геймдеву. Дальше полноценная франшиза: в 2024 году выйдет DLC и настольная игра.
Это очень крутой кейс – если прислушиваться к аудитории, работать на опережение и не бояться рисковать, то можно сделать успешный проект без господдержки и огромных рекламных бюджетов.
Обзор игры «Русы против Ящеров». Исторический экшен, который не понравится только рептилоидам
Амбициозные проекты
2023 год доказал, что предсказания о гибели российской индустрии как минимум оказались преждевременными. Те, кто релоцировался в другие страны, все равно воспринимаются как наши разработчики, успешные инди выходят, но главное – нам обещают неприлично много отечественных ААА-проектов.
Кроме уже вышедших Atomic Heart и The Day Before это:
- экшен-RPG «Смута» с 500 млн рублей госинвестиций.
- «Война Миров: Сибирь» от 1С Game Studios – проект, совмещающий видеоигры и кино о нападении инопланетян на российскую империю.
1С анонсировала новую ААА-игру. Здесь казаки борются с пришельцами
- DISTORTION – «эпический блокбастер в жанре мидлпанк» с бюджетом более $100 млн от независимой студии Game Art Pioneers.
В России создают первую AAA-игру за $100 млн. Это как 4 (!) Atomic Heart
- в конце года Lesta Games («Мир танков» и «Мир кораблей») заявила, что разрабатывает игровой блокбастер «не про танки» с бюджетом в $25-30 млн.
Кажется, это только начало. В 2024 году нас ждут еще больше анонсов ААА с отечественной спецификой. Впрочем, открытым остается вопрос: а смогут ли окупиться эти амбициозные проекты в условиях роста пиратства?
Серый рынок
В индустрии нет единого мнения о положении отечественного рынка видеоигр. Оптимисты считают, что он остался на уровне 2021 года и дальше будет только расти. Пессимисты говорят о падении почти в два раза до 100 млрд рублей. Однако все согласны, что основные деньги ушли в серую зону к посредникам, а большая часть геймеров «переехала» в Турцию, Аргентину и на ... Сартозу.
В 2022 году, согласно исследованию XYZ School, 70% геймеров играли хотя бы в одну пиратскую игру, а 51% стали пиратить чаще. Нет никаких оснований полагать, что в 2023-м этот тренд изменился. Непонятно, как в таких условиях делать дорогие игры, ориентированные на отечественный рынок. Один из ответов – появление отечественных цифровых игровых магазинов, таких как VK Play.
VK Play
Большинство геймеров узнали о существовании отечественного цифрового магазина, когда Atomic Heart стал его эксклюзивом. В следующий раз о платформе вспомнили после начала предзаказа «Смуты». Нельзя сказать, что корпорация VK ничего не делает для продвижения цифрового магазина, но кроме Atomic Heart, «Смуты», отечественных инди и бесплатных онлайн-игр вы там вряд ли что-то найдете. Впрочем, главная задача VK Play – не конкуренция со Steam, есть более утилитарные цели:
- Во-первых, платформа служит средством непрямой государственной поддержки лояльных разработчиков.
- Во-вторых, VK Play – это превентивное импортозамещение. Вдруг Steam окончательно уйдет из России (что маловероятно) или российское государство ограничит доступ к иностранным цифровым магазинам (что возможно). Тогда от VK Play никто не откажется. Впрочем, это не единственный проект в области импортозамещения от VK.
Игровой движок Nau Engine
Популярность идеи создания отечественного игрового движка легко объяснить: она идеально соответствует концепции цифрового суверенитета, столь желанного государством.
Когда мы говорим про компьютерные игры, нас заставляют играть в чужие игры, причем в прямом и переносном смысле слова. И на протяжении этих десяти часов вам качают чужую идеологию.
Дмитрий Чернышенко, вице-премьер РФ
В феврале 2023 года корпорация VK объявила о начале работы над Nau Engine. Генеральный директор компании Владимир Кириенко заявил, что инвестиции составят 1 млрд рублей, разработка займет 3-5 лет, а бета-версия появится в 2024 году. При этом технология не будет принадлежать VK, компания лишь выделит средства и будет курировать проект.
Российский геймдев встретил новость о Nau Engine со скепсисом: у команды нет релевантного опыта, у проекта – четкой дорожной карты, а новая технология вряд ли способна конкурировать с Unity и Unreal Engine 5. Правда, постепенно разработка приобрела четкие очертания: Nau Engine сделают на базе Dagor Engine (движка War Thunder), в команде более 200 специалистов, а первыми доступ к технологии получат BERYOSKI («Партизаны 1941»), «Сайберия Нова» («Смута») и лаборатория ИИ-решений Наносемантика.
Хотя есть вероятность, что VK использует Nau Engine для монополизации игрового рынка. В сентябре 2023 года корпорация представила Правительству РФ стратегию развития игровой индустрии. Согласно документу, разработчики смогут получить господдержку только при условии использования Nau Engine.
Госсподдержка
Уход иностранных компаний заставил государство обратить внимание на игровую индустрию. До этого она самостоятельно жила, развивалась и обеспечивала тысячи высокооплачиваемых рабочих мест.
Среди властных инициатив: налоговые льготы, продвижение на рынки Китая и Индии, подготовка профильных специалистов, создание цифрового магазина, разработка отдельной госпрограммы и многое другое.
Правда, все это в будущем, а сейчас единственное направление государственной поддержки – финансирование разработки игр. Ключевую роль здесь играет Институт развития интернета.
Институт развития интернета
В 2019 году Институт развития интернета неожиданно превратился в структуру, ответственную за выделение бюджетных средств на создание медийного контента, направленного на «духовно-нравственное воспитание молодежи и его распространение в сети».
За 2022-2024 годы ИРИ поддержал свыше 900 проектов, среди которых сериал «Слово пацана» и Национальная премия интернет-контента. Только в 2022 году Институт выделил отечественным разработчиком около 1 млрд рублей.
Правда, к качеству и критериям отбора проектов есть большие вопросы. Например, среди игр, финансируемых ИРИ, есть 40-минутный квест про русскую контрразведку или симулятор Нюрнбергского процесса, который, согласно заявке, будет популярен «среди подростков и взрослых, мужчин и женщин».
Впрочем, большинство геймеров будут оценивать деятельность ИРИ по «Смуте» от «Сайберия Нова».
12 российских игр, которые финансирует государство. Как они выглядят и кто разработчики?
Смута
«Смута» – амбассадор господдержки: рекордная сумма инвестиций – 500 млн рублей (больше, чем Фонд кино выделил на космический «Вызов»), патриотическая тематика и эксклюзивность для VK Play.
Началось все с нескольких PR-провалов: первые концепт-арты выглядели дешево, а история со сливами из-за потерянного ноутбука стала локальным мемом. Однако постепенно игра обросла мясом из промоматериалов, интервью и дневников разработчиков, а в ноябре «Сайберия Нова» озвучила дату релиза – 26 февраля 2024 года.
Немного смущает, что пока, по словам разработчиков, у них нет и получаса готового геймплея, но они обещают успеть в срок.
Геймплей «Смуты» слили в сеть. Подозревают самих разработчиков
Новые студии
Если в 2022 году все перечисляли студии, покинувшие Россию, то в 2023-м уже считали новые. Согласно данным «Организации развития видеоигровой индустрии» (РВИ), за последние 18 месяцев в России открылись 50 новых игровых студий. Все они, естественно, займутся амбициозными проектами. Абсолютно непонятно, как эти цифры сочетаются с тем, что в первом полугодии 2023 года количество вакансий разработчиков игр в России снизилось на 38%, доля пиратства выросла, а иностранные инвестиции все еще недоступны российским студиям.
Формирование суверенной игрой индустрии
Один из самых частых тезисов 2023 года: «Да, мы столкнулись с трудностями, но зато у нас наконец-то появится своя игровая индустрия».
Многие ключевые события года идеально ложатся в общий тренд формирования суверенной игровой индустрии: свой цифровой магазин и движок, господдержка, «наши игры».
При этом перспективы у этого процесса максимально туманны, идея создания суверенной игровой индустрии больше похожа на невыполнимый лозунг, чем на реальную программу действий. Китай – единственный пример успешной игровой индустрии, полностью ориентированной на национальный рынок. Сделать в России как в Китае будет очень сложно.
Во-первых, объем китайского игрового рынка $47 млрд, а максимум отечественного $2,4 млрд. У нас просто не хватит денег, чтобы обеспечить достаточное количество успешных больших и средних студий.
Во-вторых, главная причина успеха китайской игровой индустрии – цензура. Государство просто не пускает на рынок сильных западных конкурентов. В России пока абсолютно противоположная ситуация. Да, стало сложнее и дороже, но диски привозятся, а цифровые магазины не заблокированы. Чтобы появился суверенная российская игровая индустрия, нужно лишить возможности покупать зарубежные игры. Это ситуация гораздо апокалиптичнее и хуже, чем все, с чем наши геймеры сталкивались в последние два года.
Вряд ли кому-то нужно светлое будущее, где вместо God of War и GTA 6 будут «Смута» и «Русы против ящеров».
Еще о разработке отечественных игр