Серия Persona – это чистый кайф
Признание в любви к играм про японских школьников.
Этой осенью выйдет Persona 5 Tactics, а в начале 2024 года – ремейк Persona 3. По этому случаю объясняю, почему обязательно стоит поиграть в RPG про японских школьников, которая для меня чистое наслаждение.
Содержание
- Persona – это вообще что?
- В лоре Persona можно пропасть на сотни часов
- Persona – японское безумие и библия массовой культуры
- Persona – всегда единство формы и содержания
- Игры Persona безумно красивые и стильные
- Музыка из Persona вызывает привыкание
- Persona учит правильному тайм-менеджменту
- В Persona героическая, но близкая каждому история
- Симулятор свиданий
- Persona – это целый мир, его хватит надолго
- Игр много, а еще ремейки… С чего начать?
Успех «Ведьмака 3» испортил CD Projekt Red. Компания разработчиков превратилась в PR-корпорацию
Persona – это вообще что?
Persona – серия игр в жанре JRPG от японской компании Atlus. Первая часть вышла еще в 1996 году, последняя номерная – в 2016-м. Начиная с Persona 3 геймплей условно делится на две составляющие:
- Первая – это классическая JRPG. Партия из четырех персонажей, исследование подземелий, пошаговые бои, гринд, боссы и магия. Способности героев зависят от их Персон, существ, которых можно призывать во время битвы.
- Вторая – это повседневная жизнь главного героя. Она похожа на визуальную новеллу или симулятор свиданий: ходишь в школу, встречаешься с друзьями, выполняешь квесты и прокачиваешь социальные навыки. Цель – развить до максимума дружеские или любовные отношения с другими персонажами. Формально это нужно для облегчения сражений: у сопартийцев открываются сильные навыки, на заработанные деньги можно купить расходники, оружие и так далее.
На самом деле в миры Persona возвращаешься именно из-за возможности побыть японским школьником. А также ради персонажей, захватывающего сюжета, прекрасных диалогов, юмора.
В лоре Persona можно пропасть на сотни часов
В Persona полно символизма и отсылок к мифам, оккультизму, массовой культуре и научным теориям. При этом каждая новая часть –это мягкий перезапуск вселенной с самостоятельной историей и новыми героями, но общим лором.
Центральная идея всех игр серии – столкновение героев с миром коллективного бессознательного; в нем материализуются желания, психологические отклонения и травмы людей. К примеру, Темный час в Persona 3 символизирует страх смерти, телевизионный мир в Persona 4 – массовую культуру; Мементос в Persona 5 – подавление личности и желаний. В этих мирах обитают «тени», существа, созданные негативной психологической энергией, против них и сражаются главные герои.
Второе ключевое понятие игры – это Персона. Каждый персонаж, попадая в мир коллективного бессознательного, пробуждает свою Персону – существо, которое олицетворяет его личность, черты характера, стремления и желания. Внешне Персоны выглядят как персонажи мифов, художественных произведений или реальные исторические личности.
Например, Акихико Санада из Persona 3 – сильный, справедливый и мудрый, поэтому его Персона – древнеримский полководец Гай Юлий Цезарь. Чие Сатонака из Persona 4 обожает восточные боевые искусства, поэтому ее Персона – женщина-самурай Томоэ Годзэн.
А еще концепция Персон напоминает… покемонов. Потому что главный герой может коллекционировать, прокачивать и даже скрещивать Персон, чтобы создать новых.
Persona – японское безумие и библия массовой культуры
Часто в японских играх из совершенно несовместимых элементов собран проработанный, логичный и захватывающий сеттинг. Persona – ярчайший пример идеального баланса между цельностью мира и его безумием.
Сеттинг игр серии основан на серии графических хоррор-новелл Digital Devil Story: Megami Tensei («Легенда о виртуальном дьяволе») автора Аи Ниситани. Это история о школьнике, призывающем демонов с помощью компьютерной программы. Помимо киберпанка и оккультизма, здесь намешены: мифология разных народов, аниме для школьников, карты Таро, манга «Невероятные приключения ДжоДжо», сериал «Твин Пикс» Дэвида Линча, классические хорроры, учения психолога Карла Юнга о коллективном бессознательном… И это только самые явные источники вдохновения.
В пересказе сюжет любой Persona звучит как бред сумасшедшего, где армия Гитлера соседствует с пляжным эпизодом, а размышления о природе человека перемежается битвой с Луной.
А еще здесь такие Персоны:
Persona – всегда единство формы и содержания
Визуальная сторона Persona построена на знакомых каждому символах. Так, тема Persona 3 – смерть и тьма, поэтому действие игры происходит ночью, а основной цвет – синий, который во многих культурах ассоциируется со смертью. Persona 4 критикует массовую культуру, поэтому мир бессознательного буквально находится в телевизоре. Persona 5 о бунте против общества, поэтому герои называют себя «Фантомные воры».
Каждая деталь в дизайне персонажей раскрывает его личность. Мой краш – Макото Ниидзима. Строгая, спокойная, сильная и безэмоциональная, она выглядит как «железная дева»: кожаный костюм, заклепки, шипы и стальная маска. Образ Макото дополняет ее Персона – Иона, женщина, которая по легенде занимала папский престол под именем Иоанн VIII.
Игры Persona безумно красивые и стильные
Сейчас будет много картинок и гифок, потому что каждый визуальный элемент игр серии – произведение искусства.
Опенинг Persona 5
Босс в Persona 4
Дизайн Персон
Загрузочный экран
В Persona 5 самые стильные меню игровых магазинов.
Мое самое любимое: в Persona 3 для призыва Персон герои стреляют в голову из муляжа пистолета.
Музыка из Persona вызывает привыкание
Саундтреки игр серии Persona настолько хороши, что тысячи людей приходят на концерты, чтобы послушать песни оттуда вживую.
Persona учит правильному тайм-менеджменту
Тайм-менеджмент – важнейшая игровая механика серии. И он очень интересно реализован.
Обычно сюжет номерной части занимает учебный год. За это время нужно успеть пройти все данжи и прокачать отношения со всеми союзниками. Только вот свободного времени у японского школьника критически мало, так что приходится выбирать. Встретиться с другом? Пойти съесть бургер, чтобы прокачать социальные характеристики? Поучиться? Отправиться в данж?
Даже реальная жизнь не заставляла меня настолько ценить свое время.
В Persona героическая, но близкая каждому история
В Persona вы сражаетесь с хтоническими чудовищами и богами, вершите судьбу человечества. Да не один, а вместе со своими соратниками. В пятой части это «Фантомные воры», крадущие людские сердца. 13-летняя девочка внутри меня пищит от восторга.
Сюжет игры на удивление камерный, личный и понятный каждому. Тебе противостоят не суперзлодеи, а обычные люди, которые свернули не туда. Да и сами герои – просто школьники со своими проблемами и тайнами: девочка-хакер боится выйти из дома; парень-хулиган на самом деле любит вышивать; фотомодель переживает из-за того, что в ней видят только красивое тело.
Вот так выглядит первый босс в Persona 5 – безумное отвратительное чудовище:
Но это лишь «злая» тень Сугуру Камосиды в коллективном бессознательном. В реальном мире он учитель физкультуры и тренер школьной команды по волейболу. Из-за успехов подопечных и попустительства начальства Камосида превратился в самовлюбленного эгоиста: считает себя королем, издевается над всеми и пристает к школьницам. Неприятная, но вполне понятная история падения в общем-то хорошего человека. Именно из таких сюжетов – о бытовом насилии, непонимании со стороны близких, потере, алчности и страхе – сотканы миры Persona.
Симулятор свиданий
Как в любом уважающем себя симуляторе свиданий, в Persona есть девушки, много девушек…
И они классные
Веселые
Загадочные
Красивые
Сценаристы создали сложных и интересных персонажей, каждый – с ясными мотивами и уникальной историей. Анн Такамаки, секс-символ Persona 5, одета в красный латекс, потому что думает, что другие люди видят в ней объект желания. Она должна осознать и примириться со своей красотой.
Как менялись секс-символы видеоигр 80-х и 90-х
Persona – это целый мир, его хватит надолго
За почти 30 лет Atlus выпустила пять номерных частей Persona и множество разветвлений в разных жанрах (танцевальные игры, файтинги, пошаговые тактики, слэшеры). Этого хватит на несколько лет, а ведь есть еще аниме, манга, спектакли... И это я молчу, что Persona – спин-офф Shin Megami Tensei (про Devil Summoner тоже не забываем). Если ищете серию, которую будете допроходить с внуками, то это идеальный выбор.
Игр много, а еще ремейки… С чего начать?
Игры серии Persona практически не связаны между собой. Поэтому начинайте с любой части, но учитывайте, что первая и вторая – это старые классические JRPG без симулятора жизни.
Идеальный вариант для начала – Persona 5 Royal, расширенная версия последней номерной части. Потом попробуйте Persona 5 Strikers, спин-офф с геймплеем в духе Dynasty Warriors. Если не хотите расставаться с «Фантомными ворами», то в ноябре выходит Persona 5 Tactics, а еще есть Persona 5: Dancing in Starlight (но я об этом вам не говорил).
Если готовы идти дальше, то берите Persona 4 Golden. На начало 2024 года назначен релиз ремейка Persona 3.
Ремейк или оригинал игры? Угадай по скриншоту
А потом мы вместе будем ждать анонса шестой части...
Еще по теме
и тема вельвет румы в сердечке навсегда