Почему стоит смотреть новый сезон «Пищеблока»
Самый ожидаемый отечественный сериал лета.
На «Кинопоиске» выходит продолжение «Пищеблока», одного из самых дорогих и популярных отечественных сериалов последних лет. Рассказываем, почему его стоит посмотреть и что в сиквеле нужно сделать лучше, чем в первом сезоне.
Подпишись на наш телеграм про игры и кино: новости, инсайды и розыгрыши уже там!
Зачем смотреть сериал
Амбициозный и дорогой проект. За последние несколько лет качество российских сериалов сильно выросло. «Пищеблок» – один из ярких примеров, хит онлайн-кинотеатра «Кинопоиск». Производством шоу занимается продюсерская компания «Среда», в портфолио которой «Триггер», «Обратная сторона Луны», «Метод», «Гоголь» и другие успешные проекты. Сюжет «Пищеблока» основан на одноименном романе Алексея Иванова («Сердце Пармы» и «Географ глобус пропил»).
«Кинопоиск» делает огромную ставку на сериал и не жалел денег как на его создание, так и на продвижение. Например, финальный трейлер «Пищеблока» был представлен во время финала футбольной Медиалиги на стадионе «Лужники».
Я люблю и ненавижу сериал «Король и Шут». В нем нелепая история, но за музыку и Шута прощаешь все
Позднесоветская эстетика. Сериал понравится ностальгирующим по СССР. Плакаты, одежда, предметы быта, мода, музыка, «День Нептуна», «Зарница» — декораторы и художники-постановщики проделали огромную работу по воссозданию 80-х на экране.
Во втором сезоне все будет ярче и презентабельнее. По словам художника-постановщика Максима Алипченко, авторы стремились показать лучшую версию Советского Союза.
Проект в основном будет смотреть молодая аудитория. И наш мир должен быть ярким и веселым. Поэтому мы стремились уйти от изображения СССР с коммуналками и серостью. Наш главный референс — эстетика стран Восточного блока, ГДР и Чехословакии. Чтобы было понятно, как это, представьте современную IKEA, но 1970-х или 1980-х годов.
Максим Алипченко, художник-постановщик «Пищеблока»
Сценаристы тоже постарались: персонажи используют в речи советские выражения и жаргонизмы, в диалогах много отсылок к советской действительности.
В саундтреке – популярные в СССР песни от классического западного рока (например, Space Oddity Боуи) до отечественной классики («Прекрасное далеко» Евгения Крылатова на стихи поэта Юрия Энтина). Наш фаворит – «Все идет по плану» группы «Гражданская оборона» во время сцен подготовки к убийству стратилата, повелителя вампиров.
Неплохой хоррор и отличная история взросления. В сериале все классические элементы ужасов: монстры, скримеры, саспенс, нагота, экшен, кровавые слэшер-сцены. История, как полагается жанру, развивается медленно, порой даже очень: авторы постоянно отвлекаются то на пересказ советских страшилок, то на лишние второстепенные арки, то на второстепенных персонажей. Но в нужные моменты «Пищеблок» «включается» и дарит чисто киноманское наслаждение хоррор-сценами и сюжетными поворотами. Особенно финальным, без которого второй сезон был бы лишним.
Но гораздо интереснее «Пищеблок» рассматривать как историю взросления. Через арки Валерки Лагунова (Петр Натаров) и Игоря Корзухина (Даниил Вершинин), двух неформалов в детском лагере, нам показывают прощание с юностью, светлым, наивным и непорочным временем. И на контрасте – переход в жестокий, противоречивый, полный боли и предательств мир взрослых.
Это «Очень странные дела» в лагере «Буревестник». Иванов при написании «Пищеблока» вдохновлялся книгами Стивена Кинга. Сериал же смотрит в сторону западных подростковых хорроров, в частности «Оно» и «Очень странные дела». Влияние шоу братьев Даффер чувствуется в визуале, музыке, персонажах, сюжете и ностальгии по 80-м. Главные герои – подростки – тоже сталкиваются с загадочными паранормальными явлениями, происходящими при молчаливом согласии взрослых.
При этом в «Пищеблоке» гораздо больше кровавых сцен и наготы. Да и темы поднимаются более взрослые — коллективизм, которые приводит к тоталитаризму; недостатки социальной и политической системы СССР.
Чего ждем от второго сезона
Интересных женских персонажей. Девушки в сериале занимаются только четырьмя вещами: попадают в беду, предают главных героев, плачут и хотят физической и платонической любви.
– Ты знаешь какой? Ты непоколебимый!
– А у тебя глаза красивые.
Диалог из сериала «Пищеблок»
Проблема не в том, что такой образ не соответствует современной «социальной повестке» – авторы имеют право изображать персонажей какими угодно. Просто девушки из «Пищеблока» не подходят ни главным героям, ни жанру сериала. В фильмах и сериалах о подростках всегда есть деятельные, сильные девушки, хоть в советском телефильме «Гостья из будущего», хоть в «Евангелионе», хоть в «Очень странных делах». Как минимум, это логично, потому что в детстве нет сильного разделения на гендерные роли, и девочки часто играют с мальчиками наравне.
Валерка Лагунов и Игорь Корзухин – интеллектуалы, нонконформисты, больше всего ценящие свободу и собственную уникальность, и не очень понятно, почему они влюбляются в своих девушек. Потому что они красивые и позволяют себя целовать? Такие женские персонажи отлично подошли бы для «Мажора», но точно не для сериала про бунтарей интеллектуалов, противопоставляющих себя тоталитарной системе.
Главные фильмы и сериалы, которые пострадали от забастовки сценаристов
Больше отсылок к советской и российской массовой культуре. В «Пищеблоке» отлично воспроизведен советский быт, интерьеры и окружение, но практически нет отсылок к популярной культуре того времени. Создатели «Пищеблока» вдохновлялись (в этом нет ничего плохого) «Очень странными делами», но почему-то не переняли главную фишку американского шоу – отсылок к поп-культуре. Вспомните как герои «Очень странных дел» говорят цитатами из «Звездных войн», играют в Dungeons & Dragons и слушают Кейт Буш.
В первом сезоне «Пищеблока» никто не цитировал книги про Алису Селезневу. И лишь раз вспомнили главный советский фильм про пионерлагерь «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» – когда Валерка извалялся в крапиве, чтобы попасть в лазарет.
Дети, помните: вы — хозяева лагеря. Вы! А от вас что требуется, друзья мои?
Дис-ци-пли-на!
Из фильма «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен!»
Авторы «Пищеблока» будто боятся фан-сервиса, видимо полагая, что это навредит серьезному тону и содержанию сериала. При этом их решения часто непоследовательны. Почему, скажем, Игорь Корзухин признается в любви под Space Oddity, а не под советскую классику, например «Сладкую N» «Зоопарка» или «Когда твоя девушка больна» группы «Кино»?
Поменьше необоснованной наготы. В сериале довольно много бессмысленной наготы. Это не ханженство, претензий к красивым женским телам и эротическим сценам у меня нет. Но главный герой «Пищеблока» – школьник 12 лет; создатели сами говорят, что их основная аудитория – молодежь и подростки. При этом у шоу рейтинг «18+».
Ладно, если это было бы обосновано сюжетом, но в нескольких сериях подряд показывают, как Вероника голой купается в реке. Никакой смысловой нагрузки они не несут. Просто обнаженка ради обнаженки.