Успех «Ведьмака 3» испортил CD Projekt Red. Компания разработчиков превратилась в PR-корпорацию

Стали беспощадной машиной пиара.

«Ведьмак 3» изменил индустрию и стал одним из самых финансово успешных видеоигр в истории. За восемь лет было продано 50 миллионов копий – это третий результат среди всех однопользовательских игр за все время и для всех платформ. Вот только не всегда слава, деньги и обожание фанатов приносят благо.

Успех «Ведьмака 3» свалился на относительно небольшую польскую студию, для которой это была всего третья игра. CD Projekt навсегда изменилась: превратилась из компании, которая создает собственный цифровой магазин для сохранения старых игр, в корпорацию PR и обещаний, устраивающую «мировой тур» для DLC к Cyberpunk 2077. Мне кажется, что той самой CD Projekt, которую мы полюбили, больше нет, и виновен в этом успех «Ведьмака 3».

Важный дисклеймер: Мои ожидания и возмущения – это исключительно мои проблемы. CD Projekt мне ничем не обязаны.

Важный дисклеймер 2: Я против обвинений разработчиков во всех смертных грехах. Разработка игр – это очень сложное и неблагодарное дело, особенно когда ты создаешь игру мечты, а получается не очень.

Я люблю CD Projekt 

Долгие годы CD Projekt была для меня символом всего хорошего, что есть в игровой индустрии. Среди бизнеса, помешанного на прибыли, лживой рекламы и эксплуатации трендов поляки были уникальным примером разработчиков, которые добились оглушительного успеха благодаря созданию игр, в которые они сами хотели играть.

«Когда мы получили от Сапковского права, начались настоящие трудности, потому что мы не представляли, как делать игры».

Сооснователь CD Projekt Марчин Ивиньски

Моя вера в их проекты не возникла на пустом месте. CD Projekt, как наивные безумцы, взялись за разработку игр, не имея ни опыта, ни ресурсов. На старте первого «Ведьмака» команда состояла из 10 человек, а права на движок Aurora Engine им подарила BioWare. Поляки всегда прислушивались к геймерам, не боролись с модами и фанатским творчеством, не обвиняли сообщество в токсичности. Цифровой магазин GOG запустили, чтобы выпускать старые классические игры. Наконец, наплевав на все тренды и тенденции, создавали сложные сюжетно-ориентированные RPG в совершенно непопулярном, но родном славянском сеттинге.

«Когда мы показывали издателям первого «Ведьмака», они нам говорили, что, согласно опросам аудитории, лучший персонаж ролевой игры – это женщина-эльф».

Сооснователь CD Projekt Марчин Ивиньски

CD Projekt обещает

После оглушительного успеха «Ведьмака 3» доверие к компании стало безграничным. «Они делали все для игроков, все делали правильно, они не могут ошибаться или врать», – вот краткое содержание моих разговоров с друзьями, когда они немного сомневались в успехе Cyberpunk 2077. 

А потом случился релиз Cyberpunk 2077... и почти сразу выяснилось, что проблема игры не в багах и оптимизации, а в том, что это совсем не та игра, которую нам обещали. Большинство сюжетных решений и предыстория персонажа ни на что не влияли, живой город «с уникальным ИИ» был заполнен NPC с одной строчкой диалога, а вместо системы розыска полицейские просто материализовались из воздуха. Метро в Найт-Сити, кажется, появится только после Челябинска.

Как нас обманывала CDPR: собрали все обещания про Cyberpunk 2077, которых нет в игре

А потом были письма с извинениями (именно CDPR ввела на них моду) и обещаниями все исправить.

А потом выяснилось, что в то время, когда Киану кричал со сцены: «Нет, это ты потрясающий. Вы все потрясающие», – а журналисты восхищались специально подготовленными для них геймплейными роликами, игра находилась в производственном аду, а из разработчиков выжимали последние соки. Значительная часть Cyberpunk 2077 была вовсе разработана в последние два месяца.

А потом руководители CD Projekt в лучших традициях Бобби Котика выписали себе беспрецедентные премии за успешный релиз Cyberpunk 2077, пока обычные разработчики массово увольнялись.

А потом… Вопрос для самых внимательных: как поступила компания, известная невыполненными обещаниями? Пообещала еще больше! Продолжение Cyberpunk 2077, три «Ведьмака» и новая франшиза, а еще ремейк первого «Ведьмака», но уже от сторонней студии, состоящей исключительно из ветеранов CD Projekt RED.

Новая трилогия «Ведьмака» и сиквел Cyberpunk 2077: все о будущих играх CD Projekt RED

И вот спустя почти три года после релиза Cyberpunk 2077 выходит первое и единственное дополнение Phantom Liberty, и нам обещают ту самую игру. Правда, не тот самый Cyberpunk 2077, который показывали в роликах 2018 года, а тот самый «урезанный» вариант...

Вопрос с подвохом: что сделала компания, последний релиз которой был омрачен кучей багов, проблемами с оптимизацией и невыполненными обещаниями? Устроила закрытое бета-тестирование? Пообещала игрокам бесплатное демо DLC?

Нет! CDPR объявила, что устроит «мировой тур Phantom Liberty» с презентациями DLC в восьми городах.

Новая система имплантов и перестрелки за рулем. Зачем играть в Cyberpunk 2077: Phantom Liberty?

Это как? Они действительно повезут трейлер по миру и покажут его, словно это кубок Стэнли? Phantom Liberty лечит рак? Господи, да даже Rockstar не такие пафосные… Какой мировой тур? Это просто игра – кусок кода, последовательность нулей и единиц. Строго говоря, сама концепция DLC довольно спорная. Square Enix, чтобы вернуть расположение геймеров, обещает, что у Final Fantasy XVI не будет DLC и патча первого дня.

А при чем здесь «Ведьмак 3»? Я уверен, что именно феноменальный успех «Ведьмака 3» стал причиной провала Cyberpunk 2077 и превращения CD Projekt в бездушную машину PR по производству обещаний. И на это есть три причины.

Ошибка выжившего 

Под ошибкой выжившего понимают логическое заблуждение, когда выводы делаются только на основе удачных случаев, без учета статистики неудач. Например, чтобы доказать неэффективность высшего образования, рассказывают о миллиардерах, которые бросили учебу: Билле Гейтсе, Стиве Джобсе и других. При этом не учитывается количество успешных бизнесменов с высшим образованием или людей, бросивших учебу и не добившихся успеха. 

В случае CD Projekt RED ошибка выжившего заключается в том, что каждый их проект столкнулся с адом разработки, кранчами, ошибками менеджмента, но все равно имел успех. 

Вот что говорил о разработке первого «Ведьмака» Артур Ганшинец, ведущий нарративный дизайнер игры: «В студии было много кранчей и токсичного поведения. Я бы хотел сказать, что не был частью этой нездоровой культуры, но это не так. Как лид, я погрузился в нее целиком. Нам требовалось закончить игру, и мы были готовы на все ради нее». 

Ганшинец ушел из CD Projekt RED, когда понял, что разработка сиквела будет такой же тяжелой. 

Марчин Ивиньски, генеральный директор CD Projekt RED

Релиз «Ведьмака 3» переносили два раза, Джейсон Шраер в книге «Кровь, пот и пиксели» так охарактеризовал ключевой год разработки игры: «В течение 2014 года авралы не прекращались, и разработка The Witcher 3 шла все интенсивнее».

В 2017 году блогер YongYea опубликовал расследование, основанное на общении с бывшими работниками CD Projekt RED. Вот как сотрудники описывали условия работы в компании: систематические переработки, токсичная культура, отсутствие четкого видения проекта – в игре все меняется по прихоти начальства, хаотичная модель управления. Отдельно отмечалось, что студия не справляется с количеством новых сотрудников, нанятых после успеха The Witcher 3: Wild Hunt.

Согласно источникам YongYea, после первого «Ведьмака» из студии ушли 38 из 65 разработчиков, после релиза второго – 40 из 96. Точное количество ушедших после «Ведьмака 3» неизвестно, но, по словам источников, из компании снова уволилось значительное количество людей. 

Три раза подряд одно и то же – исход сотрудников, эмоциональное выгорание, отсутствие четкой концепции игры. Но каждый раз – успех. 

О разработке Cyberpunk 2077 у нас есть отдельный материал, и я просто приведу цитату бывшего аудио-программиста Адриана Якубяка: «Были времена, когда я работал 13 часов в день, и это длилось пять дней в неделю. Но я ушел из компании после свадьбы. У меня есть друзья, которые потеряли семью из-за переработок». 

Расследование Шрайера про Cyberpunk 2077: кранчи, нереалистичный срок релиза, подход «попутно разберемся»

Да, все игры проходят через период кранчей и переработок. Глава Obsidian Entertainment Фергюс Уркхарт считает, что кранчи неизбежны: «Процесс создания сложен. Я сомневаюсь, что Эйнштейн бросал все после 40 часов в неделю, и сомневаюсь, что Джеймс Кэмерон выкладывается лишь на 8 часов». 

Но CDPR – особый случай. Какой самый раздражающий элемент в «Ведьмаке 3»? Уверен, первое место у «вопросов Скеллиге».

«Это было в конце 2014 года, довольно близко к релизу, и мы заполняли мир игры разными метками. У нас было не так много времени, поэтому мы понимали, что нам просто нужно сделать это, пускай и неидеально».

Филипп Вебер, младший дизайнер квестов «Ведьмака 3» о добавлении вопросов на Скеллиге

Сценарист игры Якуб Шамалек вспоминал: «На самом деле нас беспокоила нехватка контента – квестов, реплик в диалогах и всего, что обычно занимает геймера. Очевидно, мы ошибались, ведь нехватки подобного опыта в игре нет. Но ситуацию было трудно оценить на стадии разработки».

Мне очень нравится этот момент. В «Ведьмаке 3» только сюжетная кампания на 25-30 часов, огромное количество образцовых сайдквестов, две огромные открытые локации. При всем этом команда была уверена, что в игре не хватает контента. CD Projekt RED просто не понимала, какая получается игра. Сотрудники были на грани, хватались за любую возможность исправить то, что исправлять было не нужно. 

Успех «Ведьмака 3» убедил CDPR, что компания способна «попутно разобраться» с любой проблемой, и что такая организация разработки игры с постоянной переработкой, хаосом в руководстве, увольнением ключевых сотрудников снова приведет к успеху. 

Представим абстрактную ситуацию: вы выходите рано утром из бара, находясь в не совсем адекватном состоянии, садитесь за руль автомобиля и спокойно доезжаете до дома. Первая мысль утром: «Что я вообще сделал?» Эта ситуация повторяется через какое-то время, затем еще раз и еще раз... В какой-то момент вы уже с гордостью рассказываете: «Да, я даже лучше вожу так». А потом... вы выпускаете Cyberpunk 2077.

CD Projekt RED превратилась в CD «PR»

CD Projekt RED столкнулась с худшей версией звездной болезни. Вчера ты небольшая студия из маленькой страны, а сегодня уже главная надежда игровой индустрии. Фанаты уверены в твоей исключительности и безупречности. 

Поляки поверили и решили создать не просто игру, а культурное явление, которое навсегда изменит индустрию. 

«Одно могу сказать наверняка – стратегия продвижения хорошо продумана, и E3 была лишь стартом длинной истории».

Адам Кичински, директор CD Projekt в 2018 году о начале рекламной кампании Cyberpunk 2077 

Ролик под Билли Айлиш

Для русской озвучки Cyberpunk 2077 пригласили кучу звезд: Анастасию Ивлееву, Данилу Поперечного, Александра Гудкова, Элджея, Бэдкомидиана и других.

Добавляли известных ютуберов, блогеров и даже целого Кодзиму в качестве NPC.

Ну и, конечно же, обещали: 

  • «Поверьте мне, мы заставим вас рыдать, иначе быть не может. Мы сделаем все возможное, чтобы схватить игрока и держать его приклеенным к экрану. Я думаю, что будет наслаждение, будут слезы и смех, а также ярость».
  • «Игроки получат гораздо более глубокий ролевой опыт, чем в The Witcher 3».
  • «Новые системы искусственного интеллекта Cyberpunk 2077 в реальном времени обеспечат невероятную динамичность».

Cyberpunk 2077 находился в производственном аду. По заявлениям инсайдеров, разработчики постоянно работали сверхурочно с мая 2019 года. А фактически большую часть игры сделали за последние полтора года. 

CD «PR» решила, что лучший выход – сделать лицом игры Киану Ривза. И это было фантастикой. Я много раз пересматривал, как Киану Ривз выходит на сцену на Е3 под оглушительный рев фанатов, а потом пересматривал реакции на его появление, а затем реакции на реакции... И это не было фанбойством, я был рад за поляков, рад, что они все делают правильно. 

«Нет, я не играл в видеоигры. Когда я вырос, в мое время было больше аркадных вещей, так что это был пинбол или, к примеру, Pac-Man. Да, поэтому я никогда не играл в игры».

Киану Ривз 

Но уже тогда меня смущало, что Киану использовали, чтобы убедить публику в исключительности Cyberpunk 2077: «Игра, мир и история, о которой они говорили, действительно крутые. Особенно то, что это ролевая игра с открытым миром, мне кажется, у них выходит очень здорово. Мне это понятно по качеству и глубине повествования».

Мой любимый момент: Ривз, который никогда не играл в видеоигры, повторяет рекламные лозунги CD «PR» про ролевую игру в открытом мире. Но тогда это было неважно, потому что это Киану [цензура] Ривз, он снимает очки и говорит: «Проснись, самурай. Время сжечь этот город». А потом начинает играть Chippin’ In. Остальное уже не важно. 

«Затем, когда он ознакомился с героем, это было что-то вроде: «Окей, так вот что представляет собой Соломон Рид». Очевидно, нам было проще, зная, что Идрис будет в этой роли. Он невероятный профессионал. И это знание росло по мере того, как он участвовал в сессиях. Просто идеально».

Габриэль Аматанджело, геймдиректор Cyberpunk 2077: Phantom Liberty об участии Идриса Эльбы

За прошедшие несколько лет ничего не изменилось. Главное лицо рекламной кампании Phantom Liberty – Идрис Эльба, еще один большой голливудский актер и любимец аудитории. Главный лейтмотив продвижения DLC – обещания, что в этот раз вы получите тот самый настоящий Cyberpunk 2077. Только без метро.

Но будет же сиквел!

Что делает игровая компания Capcom для обновления своей библиотеки игр? Выпускает полностью переработанные ремейки, которые становятся событием для всей игровой индустрии. Что делает рекламное агентство CD «PR» – выпускает некстген-версию «Ведьмака 3», которая чуть больше, чем полностью состоит из фанатских модов, да еще и умудряется попасть в PR-скандал.

За последние семь лет CD «PR» выпустила две полноценные игры – Cyberpunk 2077 и «Гвинт», чью поддержку прекратят в 2023 году. А сколько шоу у поляков на Netflix за то же время? Целых три и еще множество на подходе. Потому что игры сами себя не продадут.

Через год CD Projekt закончит поддержку «Гвинта». Чем запомнилась эта игра?

Проблемы роста

В 2002 году материнская компания CD Projekt была маленьким польским локализатором и издателем RPG с командой разработчиков в 10 человек. В 2015-м число сотрудников достигло 370 человек. В 2017-м CD Projekt стала крупнейшим разработчиком компьютерных игр в Польше. В мае 2020-го стоимость компании составляла 8,1 млрд долларов, что позволило CD Projekt опередить Ubisoft и стать крупнейшей компанией в индустрии компьютерных игр в Европе.

Благодаря «Ведьмаку 3» CDP сразу прыгнула из середнячков в лидеры отрасли. Но что такое Ubisoft? Это больше 20 тысяч сотрудников и студии в 20 странах мира. У CD Projekt 1292 сотрудника, преимущественно в Польше. У компании всего два основных направления деятельности: разработка игр и GOG. Вся стоимость поляков – результат спекуляций, PR и веры инвесторов в «спасителей игровой индустрии». Это подтверждает и график изменения стоимости акций CD Projekt.

Но несмотря на спекулятивность своего успеха, CD Projekt вела себя как настоящая корпорация: 

  • Создала мобильное подразделение Spokko – закрыто в 2022 году. 
  • Только в 2016 году наняла 200 сотрудников, не зная, что с ними делать.
  • Анонсировала множество игр – ведь у большой корпорации должно быть много релизов.
  • Выплатила огромные бонусы руководителям и попала в бесконечные судебные тяжбы с инвесторами. 

Успех «Ведьмака 3» сделал CD Projekt крупнейшей игровой компанией в Европе. Однако, перепрыгнув несколько ступеней, компания так и не поняла, как ей жить в новом статусе.

+8
5 комментариев
Возможно, ваш комментарий носит оскорбительный характер. Будьте вежливы к собеседнику и соблюдайте правила
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
Все равно будем в дополнение играть и в четвертого Ведьмака
+3
0
+3
За текст - жирный плюс.
Но все же, киберпанк - отличная игра, на мой взгляд лучшая из всех за последние 4 года, со времен величайшей рдр2 от рокстаров,
+3
0
+3
Что делает игровая компания Capcom для обновления своей библиотеки игр? Выпускает полностью переработанные ремейки, которые становятся событием для всей игровой индустрии. Что делает рекламное агентство CD «PR» – выпускает некстген-версию «Ведьмака 3», которая чуть больше, чем полностью состоит из фанатских модов, да еще и умудряется попасть в PR-скандал.

Ну так то они и тут все делают аналогично лидерам - пилят ремейк первого Витчера. Некстген версия это типа ремастер (привет ГТА, МассЭффект и 10 версий Скайрима). Здесь они не хуже и не лучше. К тому же ремастер бесплатный (!). Ну и вообще ставить ремейк (пусть и хороший) в пример того самого правильного пути компании, как минимум странно.
ИМХО если опустить пиар, то киберпанк немногим хуже серии про ведьмака: у игры ровно те же плюсы и минусы. СДПР сделали очень рискованный шаг с новой франшизой, а могли Ведьмак 4,5,6 делать.
Вообще у СДПР главная проблема - это то, что они стараются быть Рокстарами и Юбисофтами ими не являясь. И не понимая, что за это их и любят, что они что-то среднее между местячковой студией и грандом. Ну и все их ошибки - это ошибки новичков. Вопрос в том, сделают ли они выводы. Пока что их игры не стали хуже от этих ошибок: КП одна из лучших игр последних лет. А дальше нужно смотреть
+2
0
+2
Ответ Andy93
Что делает игровая компания Capcom для обновления своей библиотеки игр? Выпускает полностью переработанные ремейки, которые становятся событием для всей игровой индустрии. Что делает рекламное агентство CD «PR» – выпускает некстген-версию «Ведьмака 3», которая чуть больше, чем полностью состоит из фанатских модов, да еще и умудряется попасть в PR-скандал. Ну так то они и тут все делают аналогично лидерам - пилят ремейк первого Витчера. Некстген версия это типа ремастер (привет ГТА, МассЭффект и 10 версий Скайрима). Здесь они не хуже и не лучше. К тому же ремастер бесплатный (!). Ну и вообще ставить ремейк (пусть и хороший) в пример того самого правильного пути компании, как минимум странно. ИМХО если опустить пиар, то киберпанк немногим хуже серии про ведьмака: у игры ровно те же плюсы и минусы. СДПР сделали очень рискованный шаг с новой франшизой, а могли Ведьмак 4,5,6 делать. Вообще у СДПР главная проблема - это то, что они стараются быть Рокстарами и Юбисофтами ими не являясь. И не понимая, что за это их и любят, что они что-то среднее между местячковой студией и грандом. Ну и все их ошибки - это ошибки новичков. Вопрос в том, сделают ли они выводы. Пока что их игры не стали хуже от этих ошибок: КП одна из лучших игр последних лет. А дальше нужно смотреть
1. так, я как раз об этом и пишу. Одна из причин что они себя почувствовали Юбисофтами или ЕА. Рокстар все таки немного другая история - они принадлежат Тайк-Ту. Поэтому защищены от колебаний рынка и прочего. Делай себе игры за 500 млн раз в 10 лет.
2. С Ведьмаком и Киберпанком, разные истории потому что разные ожидания . Ведьмак 3 - игра от милой практически инди-студии, Киберпанк от "спасителей индустрии".
при чем сами СДПР говорили, что мол "вы такого не видели, это будет фантастика и т.д.
+1
0
+1
Ответ SeKToR
За текст - жирный плюс. Но все же, киберпанк - отличная игра, на мой взгляд лучшая из всех за последние 4 года, со времен величайшей рдр2 от рокстаров,
Так дело не в том насколько Киберпанк в вакууме прекрасная/хорошая игра. А в том, что мне не нравится парадигма в которой существует СДПР.
0
0
0
Укажите причину бана
  • Оскорбление
  • Мат
  • Спам
  • Расизм
  • Провокации
  • Угрозы
  • Систематический оффтоп
  • Мульти-аккаунтинг
  • Прочее
Пожаловаться
  • Спам
  • Оскорбления
  • Расизм
  • Мат
  • Угрозы
  • Прочее
  • Мультиаккаунтинг
  • Систематический оффтоп
  • Провокации
Комментарий отправлен, но без доната
При попытке оплаты произошла ошибка
  • Повторить попытку оплаты
  • Оставить комментарий без доната
  • Изменить комментарий
  • Удалить комментарий

Новости