Погорский неправ, в этом году нормальные номинации на The Game Awards. Проблема в самой премии
Спорю со Стасом, чтобы вам не пришлось.
Думаю, вы прочитали текст Стаса Погорского «В 2022-м (почти) не было игр. Это доказывают нелепые номинации The Game Awards», если нет – прочитайте, а потом возвращайтесь. Я, как и большинство, согласен с основным посылом Стаса – этот видеоигровой год оставил звенящие чувство пустоты. Летом вообще казалось, что игры закончились, остались только мемы про котиков.
Хотя с основной идеей я согласен, мне непонятно, как Стас в номинациях The Game Awards увидел доказательство того, что игровой год был плохой/неудачный/пустой. Потому что список номинантов не «нелепый», он…нормальный. Да, не выдающийся, да, не на уровне 2017-2018 годов, но индустрия нафармила вполне достойный список «лучших игр года».
Номинации 2022 года – золотой стандарт The Game Awards
Чтобы подтвердить свою мысль, я сравнил номинантов на лучшую игру года за все время существования The Game Awards. Для удобства объединил все игры в одной картинке.
Состав номинантов. Стас пишет: «TGA – главная лакмусовая бумажка индустрии». Кажется, я «перехватил» формулу, на основе которой Джефф Кили определяет «состояние индустрии» и составляет перечень номинантов на лучшую игру года. На примере 2022 года нам понадобятся следующие элементы: эксклюзивы Playstation – God of War Ragnarok и Horizon Forbidden West; эксклюзивы Nintendo – Xenoblade Chronicles 3; мультиплатформенные хиты продаж – A Plague Tale: Requiem и Elden Ring; хайповое инди – Stray. Количество игр внутри каждой категории может меняться, но сама формула работает практически безотказно. С 2018 года, когда количество номинантов увеличилось до 6 игр, формула не сработала лишь раз в 2019 году. С 2015-го по 2017-й систематически выпадала только одна категория, и только в 2014 году среди номинантов не было ни инди, ни эксклюзива Playstation.
Возможно, это просто новая теория заговора по типу «Оскар дается за повесточку». Но, кажется, повторяющийся состав номинантов указывает, что для The Game Awards подбираются не просто все лучшие игры года, а «лучшие игры», который презентуют определенное представление о состоянии игровой индустрии и позволят привлечь к просмотру премии максимально широкую аудиторию.
В любом случае, по составу номинантов на лучшую игру 2022 г. – стандартный год для The Game Awards.
Оценки критиков. Воспользуемся самым точным в обозримой вселенной показателем, достойным международного бюро мер и весов, – средним баллом на Metacritic. Впрочем, другого количественного критерия у меня все равно нет. Средний балл всех игр когда-либо номинированных на лучшую игру от The Game Awards - 89,8. Средний балл игр номинированных в 2022 году – 89,2. И это лучший результат с 2018 года. Кстати, самый высокий средний балл за все время у 2017 года, что неудивительно – тогда вышел истинный японский шедевр и лучшая игра десятилетия, а также The Legend of Zelda: Breath of the Wild и Horizon Zero Dawn.
Популярность. Может быть, проблема номинантов 2022 года в том, что они не популярны у аудитории? Так тоже нельзя сказать: Elden Ring – 17,5 млн проданных копий; God of War: Ragnarok – самая быстропродаваемая игра от внутренних студий за всю историю PlayStation; Xenoblade Chronicles 3 – лучший старт среди всех игр серии; Horizon Forbidden West – возглавляла британские и американские чарты продаж; Stray – самый хайповый релиз лета.
В итоге, по составу, медийности, популярности и оценкам критиков The Game Awards 2022 ничем не выделяется на фоне других лет.
Хотя есть среди номинантов игра, которая меня смутила не меньше Стаса…
Все любят котиков
Stray в списке номинантов на лучшую игру года смотрится действительно нелепо, потому что это не совсем игра. Это милый, атмосферный и очень стильный симулятор ходьбы. Самое интересное в его геймплее – искать предметы, которые ты можешь свалить… максимальное пур-пур-пур, но кажется слишком ленивым на фоне многообразия механик, которые может предложить кошачья жизнь. Кстати, на эту тему есть классный ролик Алексея Луцая.
С другой стороны, если рассматривать The Game Awards не как мероприятие по определению лучшей игры года, а как шоу, чья задача привлечь большую аудиторию, то выбор Stray абсолютно понятен.
Да, на место главного инди есть более достойные кандидаты – Neon White или Sifu, одна из них скорее всего и победит в номинации «Лучшая независимая игра». Но Stray – это самый громкий инди релиз года, на пару недель захвативший все соцсети, так еще и на самой премии будет какая-нибудь мемная активность, по аналогии той, что была на Golden Joystick Awards 2022.
The Game Awards прежде всего шоу, а уже потом премия
Стас в своем тексте называет The Game Awards игровым «Оскаром», но это абсолютно не так. TGA прежде всего шоу, которое привлекает основную аудиторию анонсами игр и выступлениями медийных персон, а раздача наград – лишь формальный повод собраться. Слухам о том, какие игры покажут во время премии, посвящена значительная часть новостей. Сам Джефф Кили именно обещаниями крутых анонсов подогревает к ней интерес. Наиболее показательный пример – YouTube. Самые популярные видео по запросу The Game Award – это трейлеры и музыкальные номера. Для сравнения, самое популярное видео на официальном канале Oscar – речь Леонардо Дикаприо.
Две вещи, которые могут сделать TGA более объективной и повысить ее значимость как премии
Я не очень понимаю, зачем TGA превращать в полноценную премию, но если критикуешь – предлагай.
Во-первых, аудитории нужно перестать относиться к премиям в сфере искусства, как к спортивным соревнованиям. Мы любим спорт больших достижений за то, что он позволяет насколько возможно объективно определить лучшего в какой-либо сфере. Но эта объективность достигается за счет огромного числа условностей, позволяющих конкретизировать область соперничества и уравнять шансы всех участников. Спорт не дает нам ответ на вопрос, кто самый сильный в драке. Он позволяет выяснить, кто самый сильный в драке по определенным правилам в определенной весовой категории или кто самый быстрый на конкретной дистанции у мужчин или женщин. Эти условности в спорте играют важнейшую роль. Например, в прыжках в длину не засчитываются рекорды, если скорость попутного ветра больше 2 м/с.
В видеоиграх, как и в любом другом искусстве, невозможно добиться такой же объективности и равенства возможностей. Нельзя объективно сравнивать игру с бюджетом более 100 млн долларов и инди проект; высокохудожественное высказывание и ААА в открытом мире; 4-Х стратегию и сессионный онлайн-шутер. Любая премия в сфере искусства – это субъективное восприятие. Поэтому прекращайте постить вот такие картинки под результатами Golden Joystick Awards 2022.
Во-вторых, нужно изменить систему формирования жюри TGA. Сейчас жюри премии состоит в основном из журналистов, но если мы равняемся на Oscar, давайте обратимся к опыту кино. В кинематографе есть модель, идеально подходящая для того, чтобы сделать The Game Awards экспертной, объективной и еще более яркой премией. Это модель кинофестивалей, когда каждый год собирается новое жюри, состоящее из известных представителей индустрии. К примеру, так устроены три самых престижных кинофестиваля – Каннский, Берлинский и Венецианский.
Да, слишком субъективно, но любая премия в сфере искусства в любом случаи будет субъективной. Однако при таком подходе мы как минимум будем знать, что выбор сделан на основе максимально экспертной оценки.
И главное, сколько ярких сюжетов нам подарит TGA. Представьте в 2018 году жюри под председательством Хидэо Кодзимы вручает приз за лучшую игру года God of War, слезы Кори Барлога, слова благодарности, объятия. Через год главный уже Барлог, зал в предвкушение, Корри подходит к микрофону и произносит: «Sekiro: Shadows Die Twice», камера выхватывает лицо Кодзимы…
Да тут Джейсону Шрайеру сюжетов книги на три…
Мы уже к нему привыкли, мы просто не обращаем внимания на звуки из палаты