Киберспортсмены тренируются до 13 часов в сутки. Обычный день – жестче, чем у футболиста
Конкуренция слишком высока.
Этот материал про обратную сторону киберспорта написан с помощью сервиса доставки еды golama. Он поможет правильно питаться даже тем, кто тратит по 10 часов в день на работу или любимое хобби. Чтобы вам было проще попробовать сервис, golama и Cyber.sports.ru дарят промокод GAMEGOD – скидку 500 рублей на первый заказ от 1000 рублей.
***
Это – распорядок дня футболиста сборной России перед Евро-2016.
- 08:30 – 09:50 Подъем, водные процедуры,завтрак
- 09:50 – 10:50 Разогрев в тренажерном зале
- 11:00 – 12:20 Первая тренировка
- 13:00 – 17:00 Обед, свободное время
- 17:00 – 18:00 Вторая тренировка
- 18:00 – 22:30 Свободное время/ужин/свободное время.
Это – распорядок дня игрока китайской команды PSG.LGD перед The International 2018 – главным турниром года по Dota 2 с призовым фондом 25 млн долларов.
- 12:00 – 13:00 Подъем, водные процедуры, завтрак
- 13:00 – 14:00 Каждый игрок отдельно разогревается одиночными играми
- 14:00 – 17:00 Матчи с командой – 2-3 игры
- 17:00 – 19:00 Командные занятия, которые ведет тренер женской сборной по баскетболу
- 19:00 – 21:00 Матчи с командой – 2 игры
- 21:00 – 24:00 Просмотр и анализ видео
- 24:00 – 03:00 Одиночные игры
Запрещены соцсети, тренировки идут шесть дней в неделю, а в выходной – тимбилдинг. Китайцы в итоге стали вторыми.
Окей, мы знаем, что самое страшное время у спортсменов – предсезонка. Но дело в том, что киберспортивные команды целый год тренируются почти так же упорно. Среднее минимальное время – 8 часов, на буткемпах (предтурнирных сборах: игроки приезжают в тимхаус и полностью погружаются в игру на неделю-две) доходит до 12, перед The International – может быть и больше.
Жесткий распорядок дня, разумеется, появился вместе с большими деньгами и возросшей конкуренцией. К 2008 году наши старкрафтеры тренировались 4-5 часов, и по 8 – перед крупными турнирами. Но в Корее все было куда жестче. Во время скандала с договорными матчами в 2010-м некоторые звезды корейского Старкрафта анонимно подтвердили слухи о изнурительном распорядке дня корейцев: в одной организации минимальный объем тренировок составлял 11,5 часов, в другой – 13. Перерывы на еду в зачет не входили.
Райан «State» Визбек, американский старкрафтер, переехал в Корею на постоянное жительство в начале 2010-х, чтобы выступать за команду высшей корейской лиги. Тренировочный режим корейцев шокировал его: «В корейском тимхаусе ты встаешь в 10 утра, и каждый тренируется строго определенное количество часов. Вы вместе обедаете. Вместе играете в футбол. Все вместе. Командой. Времени на жизнь не остается вообще».
Когда большие деньги и популярность пришли в киберспорт и на Западе, поменялось и отношение к тренировкам. В 2013-м топовые европейские команды вроде Fnatic уже тренировались минимум 8 часов. А вот как сейчас выглядит распорядок дня Winstrike (если вы забыли, спортивный директор организации сейчас Артем Панченко – бывший баскетбольный менеджер и блогер sports.ru):
И MM (матчмейкинга, то есть тех же одиночных игр) вечером будет гораздо больше, чем чилла.
В романе Гаррисона «Неукротимая планета» главный герой попал на полную катаклизмов и смертоносных существ планету; ее жители – самые выносливые люди Вселенной. Они находят ответ на любую опасность, но дело в том, что планета сама ежеминутно адаптируется и встречает жителей новыми угрозами. Киберспорт – такая же бесконечная война на выживание и адаптацию. Если в спорте тактические революции обычно происходят раз в десятилетие, то в киберспорте несколько раз в год появляется прорывная идея, или условия игры меняются искусственно после очередного обновления от разработчиков.
Естественный отбор по физиологии уже пройден: на топовый уровень и так попадают только самые быстрые и психологически устойчивые. Противника можно обойти за счет более глубокого понимания игры или скорейшей адаптации к изменениям. И вот в этом процессе уже нет предела совершенству.
Кто тренируется больше – глубже узнает игру, а физических ограничений в киберспорте на первый взгляд нет. Киберспортсмен оказывается в постоянной дилемме – сыграть еще или дать уставшему мозгу отдохнуть? Где заканчивается лень и начинается реальное выгорание и падение качества игры? Никита «Daxak» Кузьмин, игрок Gambit, отслужил в армии и научился дисциплинированно подходить к тренировкам. «Расслабление ведет к ухудшению результатов. Я заставляю себя до тех пор, пока не осознаю, что это не идет мне в плюс. Так что это [дополнительная практика в одиночку] для меня одно большое усилие».
Никита «Daxak» Кузьмин
Есть уникумы, которые настолько горят игрой, что жертвуют даже сном в пользу тренировок: корейцы Piglet, Fenix, россиянин Zitraks рассказывали, что спят по 4 часа в сутки. Но такой режим не гарантирует ни успеха, ни хотя бы прогресса. В первом сезоне лиги Overwatch тренер абсолютно худшей команды Shanghai Dragons заявил, что его игроки тренируются по 12 часов 6 дней в неделю. Драконы в итоге закончили сезон с немыслимой статистикой 0-40.
Можно ли тренироваться меньше?
Сейчас лучшие команды ищут индивидуальный подход к каждому игроку. Малайзийский дотер Ohaiyo около года назад объяснял, что в игровой день естественным образом выходит на пик формы после часа игры и по седьмой час. Первая игра нужна на разогрев (поэтому распространена практика сыграть соло-матчмейкинг перед официальными матчами), а после семи часов мозг начинает плыть.
Самая успешная американская команда в Dota 2, Evil Geniuses, тоже не требует от игроков круглосуточных тренировок. «Мы стараемся не сидеть на одном месте по 6-7 часов. Мы встаем, идем в гостиную, разговариваем. Выходим на обед». В перерывах между играми EG отходят поиграть в настольный теннис, а еще в тимхаусе есть тренажерный зал – его регулярно посещают два игрока. На игроков нет давления: командные тренировки также заканчиваются после 6 игр в среднем, а дополнительно тренироваться в соло-пабликах – необязательно. Качество игры не страдает: EG заняли третье место на The International 2018.
Игрок EG Артур «Arteezy» Бабаев готовит завтрак на буткемпе
А вот наша команда Virtus.pro, которую считали фаворитом турнира, проиграла EG и остановилась на шестом месте. Возможно, из-за того, что тренировалась слишком много. «Мы много спорили [о том, сколько нужно тренироваться], – рассказывал игрок Virtus.pro Владимир «No[o]ne» Миненко в интервью Марии Командной. «RodjER всегда хотел играть много, а Solo знает, что можно играть по 5 игр в день и этого будет вполне достаточно. Не нужно играть по 15 игр в твоей-то нынешней форме. Когда ты достигаешь уровня, нужно отдыхать, поддерживать его, но не перенапрягаться. Мы приехали, сыграли около 160 игр за 2 недели. По 8 часов в день – и это только с командой. При этом тренировались [в одиночку] до и после».
Но более свободный подход не означает полной свободы в личной жизни: киберспортсмены так или иначе проводят большую часть времени с командой. Старшие игроки Virtus.pro, 9Pasha (26 лет) и Solo (29), женаты, но познакомились с будущими супругами до того, как в нашу доту пришел жесткий режим; а молодые Ramzes (19) и No[o]ne (21) в принципе говорят об отношениях как о негативном, отвлекающем факторе.
No[o]ne: «В самом начале тебе всегда бьют эндорфины в голову, у тебя дикий заряд энергии, ты хочешь играть, делать все, у тебя все получается, как будто все дороги перед тобой открыты. Потом это состояние проходит и тогда начнутся проблемы. Вот эти проблемы сильно влияют на состояние твоей головы и на твою игру. Эндорфины заканчиваются, и начинаются проблемы в отношениях. Может, они незначительные, маленькие, не то сказали, поссорились. И ты на турнире, а с тобой девушка поссорилась. Ну и как бы ты приплыл на следующую игру».
И даже если захотеть – построить отношения с нуля будет очень трудно, объясняет 24-летний игрок Team Secret (она сейчас делит с Virtus.pro первое место в рейтинге) Язид «YapzOr» Джарадат:
«Что объединяет многих игроков – это затраченное время. При обычной работе ты встаешь в 8 утра, работаешь 8 часов – и к шести ты дома. Что до нас, то мы просыпаемся и играем до самой ночи. У нас буквально нет свободной минуты, особенно, во время турнира. Тратятся не только физические ресуры, но и эмоциональные. Нам сложнее найти девушку, нам сложнее найти даже время на такие дела».
Все это, конечно, не значит, что игроки чувствуют себя несчастными. Как и в традиционном спорте, они не мыслят жизни без любимой дисциплины и конкуренции, и даже завершившие карьеру часто возвращаются к профессиональному геймингу. Но страсть к игре имеет и обратный эффект: времени изучить новые хобби не остается, и образуется эмоциональная пустота.
«В первую неделю, когда я приезжаю домой на отпуск, мне все очень нравится», – рассказывает Arteezy. – «Просыпаюсь когда хочу, делать ничего не нужно, но иногда становится довольно скучно. Тогда я жалею, что у меня нет какого-то хобби. Важно иметь занятие, в котором можно полностью раствориться. Я пытался поиграть во что-то еще ради удовольствия, например, в Counter-Strike – но игра расстраивала меня. Я знал, что играю недостаточно хорошо, проигрывал, расстраивался еще сильнее – и так далее вниз по спирали.
Мне хотелось бы просто расслабляться в играх, но я хочу только побеждать. Таков мой характер».
А если еще меньше?
Минимальная цифра, которую называют игроки, – 6 часов. Чтобы сыграть столько, киберспортсмену даже необязательно себя заставлять: почти все игроки не теряют интереса к своей дисциплине и после десятков тысяч часов в игре все равно получают от нее удовольствие.
«Мне не нужно много денег для жизни, как бы банально это ни звучало. Я бы играл в доту, даже если бы мне не приходилось зарабатывать ей на жизнь – мне нравится игра, нравится соревновательный процесс», – рассказывает нам Андрей «Ghost1k» Кадык из The Pango.
Причины, по которым игрок вдруг начинает тренироваться меньше необходимого минимума, могут быть разными. Но итог всегда один – падение уровня игры. Легендарный старкрафтер Boxer играл до 32 лет; к концу карьеры он едва попадал в сотню лучших, но окончательно завершил карьеру только после осложнившихся проблем с плечом: боль не позволяла ему играть больше пяти игр в день.
Ярослав «PashaBiceps» Яжомбковски
PashaBiceps – до сих пор самый известный игрок в Counter-Strike. Ему скоро 31; у него есть свой дом, любимая жена, которая поддерживала его еще до начала карьеры, и маленькая дочка. Ярослав встает раньше всех: выгуливает собаку, отправляется в спортзал, не завтракая; проводит немного времени с семьей. Затем – тренировки в Counter-Strike. Теперь вместо 7-8 часов на игру Pasha тратит 4-5 часов в день. 13 февраля он был официально исключен из состава Virtus.pro. До этого команда переживала спад уже полтора года, не отобралась на последний мейджор в Катовице, а поляка жестко, но справедливо критиковали.
Разумеется, Ярослав стал хуже играть в том числе из-за возраста. Но даже в CS:GO есть шведы Forest и Get_Right (30 и 28 лет), которые вышли в плей-офф польского мейджора в феврале; в Dota 2 выступают несколько игроков поддержки под 30. Да, все суперзвезды на основных ролях молоды. Но организованный киберспорт в принципе существует не так давно – и остается открытым вопрос, как долго можно тащить при современной дисциплине и должной мотивации.
***
19-летний Султан Файзуллаев живет с родителями в Ташкенте, но стремится обеспечивать себя сам. «Я работал системным администратором по 12 часов в сутки 7 дней в неделю. Приходил ночью, играл 2-3 игры, спал 4 часа. Хочется попасть в профессиональную команду, но минимальное требование даже в нетоповые стаки – 7000 ММР. У меня было 6800 – и меня забраковали 2-3 команды. Вряд ли кто-то сможет взять даже 6к, играя меньше 8 игр в день – мне повезло, что я уже взял эти цифры до работы, это уже мой рейтинг».
Случай Султана – типичен. С похожими проблемами сталкивались и те, кто в итоге попал в сильные команды – например, немец Black спал по 4 часа три года подряд, с 15 по 18 лет, чтобы доучиться по специальности.
Если времени катастрофически не хватает, можно облегчить часть бытовых задач. Сервис golama доставляет продукты из основных гипермаркетов Москвы (Lenta, Metro, ВкусВилл). Выбираете нужные продукты в приложении – и на поход в магазин не придется тратить ни минуты. Держите в подарок промокод GAMEGOD – скидку 500 рублей на первый заказ от 1000 рублей.
Теперь более важное: в среднем так называемое "нытье" киберспортсменов это ответ на вопросы медиа (как своих, так и внешних) о графике жизни и тренировок, о том, что они находят наиболее сложным в своей карьере/жизни, или на вопросы "а почему вы иногда выступаете хуже, чем обычно". То есть во-первых, это просто ответ по существу. Во-вторых, в большинстве своем люди не предлагают их жалеть - люди предлагают УВАЖАТЬ то, что киберспортсмены делают, их труд, талант и увлеченность своим делом.
Умение пинать/кидать мяч, метать копья или диски, мастерски обращаться с кием и шарами в реальной жизни находит ни фига не больше применения, чем то, чему может научиться условный дотер или КСер. И это я говорю, как огромный фанат футбола и баскетбола. Но почему-то штуки из первого списка находят общественное уважение и принятие, как правило, а вот вторые - нет. Кажется, потому, что люди не понимают, из-за чего там можно вспотеть и устать, грубо говоря.
Более того, в этих играх существует понятие внутриигровой экономики (и я не о донате, я о чисто игровых механиках, если кто не знает), и, например, для молодёжи вот это может быть вполне содержательным механизмом подкрепления здоровых привычек распоряжения и личными финансами, и вообще понимания, как действовать в ситуациях с ограниченными ресурсами. Не то чтоб я реально верил, что средний оболтус-игрок это знание оттуда вынесет, но сделать это можно.
А между профессиональными матчами перерывы еще больше. Плюс многие перекусывают за командными обсуждениями.