Новая Half-Life для VR-устройств – закономерный исход, который никто не ожидал
Олег Камалов рассуждает, почему так получилось.
21 ноября Valve анонсировала новую игру во вселенной Half-Life, но совсем не такую, которую вы все ждали. Это не третий эпизод, это не полноценная третья часть. Half-Life: Alyx – эксклюзив для VR-устройств.
Почему так получилось? Зачем Valve создает игру для VR, хотя у нее есть все возможности выпустить Half-Life 3 и перестать ходить вокруг да около? У меня есть несколько доводов, часть из которых расстроит вас.
Half-Life: Alyx – возвращение главной серии Valve! Собрали всю инфу об игре
Игры для виртуальной реальности – свободная ниша. Valve уже доказала, что понимает рынок и постоянно пробует себя в чем-то новом, чтобы занять новые области. VR – одна из таких. Хороших игр для очков VR сейчас очень мало, их можно буквально пересчитать по пальцам – Astro Bot, Blood & Truth, Stormland, да и Asgard’s Wrath. Все остальное – либо какой-то мусор на 10 минут, либо технодемки.
Valve решила зайти на рынок виртуальных устройств с ноги – через одну из самых известных франшиз в мире с миллионами голодных фанатов и энтузиастов. Это гораздо эффективнее и надежнее, чем создавать новую франшизу.
Blood & Truth
Вспоминаем и другой важный факт – у Valve есть собственное VR-устройство под названием Valve Index, которое тоже нужно продвигать и продавать. И Half-Life: Alyx – прекрасный кандидат на место полноценного системселлера. Кроме того, все обладатели Index получат игру бесплатно – удивительно, почему?
На рынке хватает шутеров от первого лица. Это вытекает из первого пункта. Сейчас у фанатов одного из старейших жанров в мире достаточно выбора, чтобы не акцентировать свое внимание на потенциальной Half-Life 3. У нас есть Doom, Wolfenstein, Call of Duty и так далее.
Да, в год выхода Half-Life 2 на рынке появились Halo 2, Doom 3, Unreal Tournament 2004 и другие, не менее значимые игры. Но и рынок был совершенно другой – игровая индустрия не боялась рисковать и зависела от финансовых отчетов гораздо меньше, чем сейчас. Аудитория была гораздо менее требовательной, потому что выбирать не приходилось.
Half-Life 3 не сможет повторить успех второй части. Valve всегда старается делать игры, которых раньше не было. Так произошло с Half-Life 2, Left 4 Dead и Portal. Каждая из этих игр приносила в жанр что-то новое и революционное. И от Half-Life 3 ждут того же самого.
Но какую революцию сейчас можно произвести в шутерах от первого лица? Вспомните любого представителя жанра, что вышел хотя бы в этом году. В Call of Duty: Modern Warfare добавилась разве что продвинутая настройка оружия. Rage 2 и Borderlands 3 похожи на свои предыдущие части. Wolfenstein: Youngblood добавила в знакомую формулу кооператив. Разве что Apex Legends смогла как-то отличиться со своей системой меток. Это все клево, но это не революция.
Valve не знает, как аудитория примет полноценное продолжение. Второй эпизод Half-Life 2 вышел в 2007 году, то есть 12 лет назад. Что за это время произошло со всеми геймерами? Даже школьники, которые фанатели от игры в свое время, уже давно выросли и сейчас ходят на работу или воспитывают детей.
С возрастом меняются не только обязанности или жизненные устои, но еще и вкусы. А молодое поколение геймеров, воспитанное на Fortnite, League of Legends и боевых пропусках, плевать хотело на эти ваши продолжения десятилетних историй про физика с монтировкой.
Поэтому я уверен, что Alyx – это эксперимент. Она не принесет много денег (смотрим на активное количество пользователей VR). Да и Valve сама на это не рассчитывает – у нее с этим все в порядке. С помощью Alyx компания хочет прощупать аудиторию и понять, стоит ли вообще возвращаться к Half-Life. И сейчас только от нас зависит, как именно компания будет действовать.