В 90-х Nintendo спонсировала «Фиорентину», чтобы продвинуть неудачную консоль. Не вышло, но футболка стала легендарной
А еще был суперлимитированный Game Boy.
В 90-х Nintendo, одна из ведущих игровых компаний Японии, подписала контракт с «Фиорентиной», где тогда играл великий Габриэль Батистута. Контракт получился совсем недолгим, но так появились одна из лучших винтажных форм в истории и редчайшая переносная приставка с логотипом «фиалок».
Почему Nintendo пришла в футбол?
В 90-х в Европе начался расцвет игровой индустрии – рынок наводнили консоли от трех ведущих на тот момент японских компаний: Sony (PlayStation 1), Sega (Saturn) и Nintendo (Nintendo 64). Последняя проигрывала конкурентам по всем статьям. Основная причина – устаревшая архитектура консоли, усложнявшая разработку игр. В основном отпугивал устаревший формат носителя – пока Sony и Sega выпускали игры на CD-дисках, Nintendo все так же делала картриджи. При меньшей емкости они были в разы дороже в производстве, из-за чего от Nintendo уходили к конкурентам (в частности – к Sony с ее PlayStation) многие разработчики. По итогу, в 1996-м году на PlayStation 1 было анонсировано 400 тайтлов, на Sega Saturn – 200, а на Nintendo 64 – всего 60. И сегодня, на удивление, эта тенденция сохраняется – мы покупаем ту консоль, на которой больше игр.
Nintendo было чем похвастаться. Super Mario 64 стала одной из самых продаваемых игр в истории и входит в список лучших игр всех времен, а The Legend of Zelda: Ocarina of Time вообще признана лучшей игрой за всю историю индустрии: Nintendo продала 10 миллионов копий всего за год. С выходом игры почти все крупные игровые издания ставили игре оценку 10/10.
Но качества здесь оказалось недостаточно – конкуренты давили количеством. Sony вообще поступила очень умно – она охотно шла на контакт с разработчиками и своевременно предоставляла им доступ к постоянно обновляемому софту, а также оказывала полную техническую поддержку. Чтобы исправить ужасное положение своей консоли, Nintendo искала новые возможности для рекламы – и в 1997 году подписала контракт с «Фиорентиной».
Почему японцы выбрали именно «Фиорентину»?
Период с 1991 по 2000 годы считаются золотым веком в истории «фиалок», во многом благодаря Габриэлю Батистуте. За 9 лет карьеры в «Фиорентине» Батистута забил 333 гола и сделал себе имя одного из лучших футболистов мира.
И это в тот период, когда итальянская Серия А считалась нереально мощной. Однажды Батистута сказал, что считает себя победителем потому, что помог своему клубу «конкурировать с большими мальчиками». В сезоне-1995/1996 «Фиорентина» заняла четвертое место, уступив только «Милану» и «Ювентусу», а «Лацио» закончил сезонс таким же количеством очков, что и у «фиалок» – просто мячей римляне забили больше. Уверенность Nintendo подкреплялась и результатами, и перспективами клуба. В сезоне-1998/99 «Фиорентина» заняла третье место в Чемпионате Италии, а в следующей Лиге чемпионов запомнилась победами на «Арсеналом» и «Манчестер Юнайтед» в группе.
Тогда у «фиалок» были проблемы с деньгами. Даже несмотря на контракт с Nintendo, клубу пришлось выкручиваться самыми странными методами: например, в продажу были запущены банки с ароматами стадиона – «Дух трибун», «Эссенция победы» и «Атмосфера раздевалки». В 2000 году случилась трагедия – Габриэль Батистута ушел в «Рому», а уже через год руководство команды признало себя банкротом с долгом в 50 миллионов долларов.
Nintendo создала брендированные консоли для фанатов клуба, а футболка «фиалок» вошла в историю
За период партнерства у «Фиорентины» появилась фирменная футболка с логотипом японцев, которую до сих пор включают в рейтинги самых красивых форм среди спортивных клубов. Так, например, считает издание Fourfourtwo.
Джерси ворвалась в топы по очень простой причине – из-за невероятного сочетания логотипа Nintendo (красная надпись на белом фоне) и логотипа самого клуба (красный символ на белом фоне). Ее и сейчас можно купить за пару десятков евро.
Пока действовал контракт, Nintendo даже выпустила суперлимитированную версию Game Boy Pocket с логотипом «фиалок».
Тираж консоли с эксклюзивным дизайном в серебристом цвете составил всего 300 штук, и продавались они только в Италии. В комплекте с приставкой шли две игры: Super Mario World и Soccer. Сейчас их, к сожалению, не купить даже на E-bay.
А как сейчас дела у Nintendo?
Nintendo сейчас в шоколаде. Благодаря релизу Nintendo Switch компания начинает отбирать позиции у своего главного конкурента – PlayStation 4 – и регулярно отчитывается о миллионах проданных копий консоли. Например, только за три прошедших месяца компания отгрузила 2,13 миллиона единиц Nintendo Switch, суммарные продажи которой составляют почти 37 миллионов копий.
С продажами игр на Nintendo Switch тоже все в порядке. Только вдумайтесь: консоль поступила в продажу в марте 2017 года и за два года количество проданных игр на нее составило 210 миллионов копий! Компания снова ставит на мощные эксклюзивы вроде The Legend of Zelda: Breath of the Wild (стоит на одном уровне с GTA 5 и Red Dead Redemption 2), Splatoon 2, Super Smash Bros Ultimate и Mario Kart 8 Deluxe. Но теперь не повторяет ошибок прошлого: дружит с игровыми издателями, в результате чего на Switch появились такие игры, как Fortnite, Diablo 3, Skyrim, и сотни других тайтлов со «старших» платформ. На момент написания этой заметки компания обогнала по продажам Xbox One в России.
Неужели все коллаборации игровых компаний с футболом заканчивались неудачно?
Нет. У конкурентов Nintendo этот опыт был куда более успешным.
В истории Sony есть как минимум один эпизод, которым она может больно ткнуть Nintendo: в 1990-х компания стала спонсором итальянского «Ювентуса» и «Алахуэленса» с Коста-Рики. Первый был и остается одним из лучших футбольных клубов мира, а «Алахуэленса» – второй по популярности клуб страны.
Sega стала спонсором «Арсенала» и «Сампдории» во время рекламной кампании Sega Dreamcast – на их футболки были нанесены соответствующие логотипы. Со вторым клубом компания даже договорилась на рекламу Dreamarena – MMORPG, которая вышла эксклюзивно на Dreamcast.
Компания Commodore рекламировала консоль Commodore 64 через «Челси» и «Баварию», а также сотрудничала с самой Бундеслигой.
А прямо сейчас американскую команду «Сиэтл Саундерс» спонсирует Xbox.
А многолетним спонсорством ЛЧ с баннерами PlayStation тыкать видимо стыдно...
При этом не очень правильно упоминать о том, что Sony спонсировала кого-то в разрезе консолей. Помимо консолей, у Sony полно других товаров. XBOX - это тоже не обособленная компания, а подразделение Microsoft .
Собственно, даже ожидаемо не приведены цифры, которые бы позволили считать это провалом. И это даже с учетом дороговизны и сложности выпуска.
Нинтендо никогда толком не конкурировала ни с кем. Она всегда была в своей нише.