Главный эротический квест создал школьный учитель, а разнесли по миру пираты. Leisure Suit Larry сгубили мошенники и время
История от Паши Печенкина.
Все фанаты квестов старой школы помнят игру Leisure Suit Larry, она же «Ларри в выходном костюме». Ларри Лаффер, сорокалетний ловелас-неудачник, стал культовым героем с огромной историей. Его любовные похождения всегда заканчивались успехом, а вот хроника игры получилась не такой радужной – сейчас она, будто сам Ларри в начале первой части, оказалась на обочине жизни, без друзей и родных. Но так было не всегда.
Разработчики «Ларри» давно заигрывали с игровой эротикой. Но решили отказаться от нее в пользу сделки с «Диснеем»
Sierra Entertainment – знаменитая студия, которая популяризировала жанр квестов. Многие игроки помнят ее по сериям King’s Quest и Space Quest – культовые игры конца 80-х и начала 90-х. Но еще до того, как студия прославится вполне себе семейными квестами, она дебютирует в жанре «приключения для взрослых».
Первой игрой в далеком 1979 году стала Softporn Adventure – текстовая игра, представляющая из себя симулятор знакомства в баре.
Никаких картинок, или хотя бы пиксельной эротики – только текст. Самая откровенная вещь в игре – ее обложка. Кстати, справа на ней – сооснователь Sierra Entertainment Роберта Уильямс.
Такого успеха студия не ожидала – тираж игры был около 25 тысяч экземпляров, и это учитывая, что в 79 году всего продали около 100 тысяч компьютеров марки Apple II, для которых игра и выходила. Более того, об игре написало издание Antic, специализирующееся только на играх для консоли Atari. Создатель игры, Чак Бентон, позднее расскажет в одном из интервью, что после выхода игры разработчикам звонили женщины, просившие сделать версию для девушек про интерактивное знакомство с мужчинами в баре, но эту идею не стали реализовывать.
Вместо этого Sierra заключила сделку с Disney по созданию видеоигр по мультфильмам – продажи Softporn прекратили, чтобы не связывать будущих создателей квестов про Винни Пуха и Микки Мауса с 18+ контентом.
Сотрудничество продлилось недолго – уже в 1986 году Sierra разорвала контракт. Сотрудники студии вспоминают, что заработанных денег было не так много, как ожидалось, а представители Disney контролировали создание игр, что давило на авторов – им хотелось свободы творчества.
«Ларри» создал бывший школьный учитель. Он бросил работу ради игр
До прихода в Sierra Лоу 15 лет проработал учителем музыки в средней школе Сиэтла. Позже в нем появилась страсть к созданию компьютерных игр – он потратил месячную зарплату (свою и жены) на покупку компьютера Apple II. За несколько месяцев он научился программировать и выступил на выставке Applefest с самодельной игрой, где его заметил Кен. Так Лоу оказался в команде разработчиков King’s Quest: Quest for the Crown, ставшей крупнейшим хитом студии в первой половине 80-х, а позднее он стал ведущим разработчиком King’s Quest III: To Heir Is Human.
«Делать Ларри было непросто. Сейчас работа над ним мне напоминает эру Палеолита – никакого фотошопа, отдельный редактор фоновых изображений, отдельный редактор анимации и отдельный – музыки. А вот редактора шрифтов не было – приходилось создавать собственные. Настоящее безумие», – вспоминал Лоу.
Разработка «Ларри» началась с создания главного героя. Ларри Лаффер – собирательный образ из знакомых Эла Лоу. Во времена работы в школе по вечерам он играл джаз в клубах. Там он насмотрелся на неловкие подкаты, но этого не хватало для создания персонажа. Ему помог сотрудник отдела продаж Sierra:«У нас в компании был парень, постоянно рассказывающий о любовных похождениях. Мы даже говорили ему: «Чувак, нам все равно», – а он все равно возвращался с историей о служебной поездке, закончившейся сексом».
Эл Лоу работал почти в одиночку, но ему нужна была помощь с анимацией и фоновыми экранами. Для этого выбрали Марка Кроу – самого молодого дизайнера Sierra, уже работающего над будущим хитом Space Quest (игра стала культовой в США, а в 2012 Кроу вместе со сценаристом Скоттом Мэрфи соберут более 500 тысяч долларов на разработку духовного наследника – SpaceVenture).
Чтобы стимулировать юношу, руководство предложило ему бонус – чем быстрее он закончит с «Ларри», тем выше будет процент роялти, которые он получит за работу, так что Марк работал по ночам и в выходные. Лоу и Кроу творили вдвоем – никто не стоял над ними и не цензурировал. Возможно, поэтому они закончили игру за 4 недели.
По словам Лоу, Марк получил огромные деньги за работу – только за первый год тираж игры превысил 250 тысяч копий.
Финальным штрихом стала знаменитая викторина, проверяющая возраст игрока. Ее Эл придумал вместе с Кеном Уильямсом: «Мы подумали, что будет забавно провести в начале игры викторину с вопросами типа «Кого убил Ли Харви Освальд» и «Как расшифровывается IBM». Плюс, такой механикой мы хотя бы попытались удержать детей от игры, но не уверен, что нам это удалось. Когда мы тестировали игру, я добавил комбинацию Alt+x для обхода теста – мы оставили ее в игре».
Релиз чуть не обернулся катастрофой. Для успеха игре понадобился год – помогли пираты
Розничные продавцы отказывались торговать «Ларри», а маркетинговые агентства даже не брались за рекламу, так что спустя несколько недель продажи едва достигли 4000 экземпляров. Эл Лоу в интервью позднее скажет, что это подкосило его: «Я начал думать, что полгода жизни, что я потратил на разработку игры, ушли в пустую».
Но позже все изменилось. К концу года «Ларри» вошел в чарт топ-10 самых продаваемых игр 1987-го – помогло сарафанное радио и пиратство. Взломанные копии «Ларри» были настолько популярны, что в определенный момент продажи официальной книжки-подсказки превысили тираж игры. «Иногда я встречал людей в барах или на тв-шоу, и они узнавали, что я автор «Ларри». Они всегда восклицали «О, я играл в эту игру!», а я спрашивал: «А вы заплатили за нее?» Обычно мне отвечали, что покупали только поздние части серии», – вспоминал Лоу.
С пиратством «Ларри» связан довольно масштабный скандал – в 1988 году в нескольких финансовых организациях Европы вирус уничтожал данные на компьютерах и даже банковские терминалы. Все из-за того, что финансовые работники пытались скачать якобы пиратскую версию «Ларри» на рабочие компьютеры, но нарывались на троян. В итоге Sierra даже выпустила официальное обращение – студия заверила, что легальная версия не собирается уничтожать компьютеры.
***
Вторую и третью части «Ларри» начали делать почти сразу, как узнали о росте продажи, поэтому вышли они оперативно – в 1988 и 1989 годах.
Безумный сюжет – такая же фишка «Ларри», как и эротика
А знаете, откуда взялось такое странное название – «Ларри в выходном костюме» (Leisure Suit Larry)? Все началось с того, что основатель Sierra, Кен Уильямс, вместе с женой Робертой решил заново реализовать идею Softporn Adventure – пара обратилась к новому дизайнеру студии, Элу Лоу. Эл опробовал игру, после чего встретился с Кеном, и сказал ему: «Слушай, эта игра настолько оторвана от реальности, что ее можно одеть в дурацкий полиэстеровый костюм. Единственный вариант сделать из этого что-то успешное – превратить игру в комедию».
Leisure suit переводится как «выходной полиэстеровый костюм», модный наряд в США 70-х. Но уже в 80-х он устарел и воспринимался иначе – как попытка выглядеть лучше, чем ты можешь себе позволить. Тоже самое было с Softporn Adventure – она сильно устарела, и казалась абсурдной. Но новый формат все исправил.
Хоть «Ларри» геймплейно не отличается от других квестов, его концепция крутится вокруг соблазнения девушек – сорокалетний главный герой должен наконец-то лишиться девственности. Юмора здесь больше, чем эротики – даже покупка презерватива приводит к забавной сцене, где из-за полок магазина выскакивают внезапные покупатели и кричат «извращенец!», узнав, что Ларри выбрал ребристый цветной контрацептив с ароматом мяты.
В сиквеле решили отказаться от цели в виде секса с незнакомкой и предложили небольшое сюжетное приключения в духе King’s Quest. Ларри должен спастись с тропического острова, где помимо туристов живут туземцы, которыми правит безумный работорговец. В этой части эротику свели к минимуму, а флирт с девушками невозможен аж до самого финала игры – предложения переспать приводят к смерти героя.
Вполне возможно, что из-за этого проверку на возраст во второй части отменили, зато встроили защиту от пиратов. В буклете с игрой шли номера телефонов девушек из игры, и их периодически требовалось ввести – иначе дальше не пройти.
Финал сиквела получился целомудренным – Ларри женился на островитянке Калалау и только после этого занялся с ней сексом.
В триквеле оказалось, что Калалау бросила Ларри и решила, что ей больше интересны девушки. Но наш герой не отчаялся, ведь в игру вновь добавили возможность флиртовать! Впрочем, в финале игроков вновь ждала свадьба, на этот раз на красотке по имени Патти. Ларри с женой в финале приезжают в офис Sierra, и наш герой становится сценаристом компьютерных игр в солнечной Калифорнии. Вроде бы счастливый конец, но в 1991 году Sierra решила, что нужно продолжать.
Сначала переиздали первую часть, чтобы напомнить фанатам об игре, а потом сразу, в том же 1991-м, выпустили пятую часть, миновав четвертую. Такой своеобразный сценарный ход позволил авторам стереть Ларри и его жене память. Теперь Ларри работает в порноиндустрии, а его жена – в ФБР и, по удачному стечению обстоятельств, расследует важное дело, где замешан начальник Ларри.
В шестой части, вышедшей в 1994 году, жену Ларри игнорируют – холостого персонажа помещают в отель с красотками.
А в седьмой, последней части от Sierra, вышедшей в 1996 году, Ларри и вовсе окажется на круизном лайнере с пародиями на знаменитостей – Дрю Барингморой (Дрю Бэрримор), Дьюми Мур (Деми Мур) и Джейми Ли Коитусой (Джейми Ли Кертис). Семерка получилась самой откровенной – множество эротический сцен в разных ракурсах, пародия-головоломка «Где же дилдо?» (отсылка на западную детскую книжку с загадками «Где же Уолли?»), а победа в мини-играх почти всегда вела к картинке 18+.
В финале седьмой части нам покажут тизер продолжения, озаглавленный Lust in Space, но ему не суждено выйти.
Босс Sierra стал жертвой аферистов. Пострадал не только «Ларри», но и все квестовое подразделение
Изменения в концепции «Ларри» и внезапные сюжетные дыры не удивительны – в Sierra было время перемен. Компания расширялась, постепенно появились новые автономные подразделения – Sierra Publishing, Sierra Northwest, Dynamix, Bright Star Technology.
На успех компании еще с 1991 года обратил внимание Уолтер Форбс, генеральный директор CUC International и член совета директоров Sierra. Он предложил Кену Уильямсу сделку – продать компанию CUC International за 1,5 миллиарда долларов. Сумма казалась Кену космической, но помимо этого Уолтер обещал некий сказочный конгломерат – CUC International планировала объединить LucasArts Entertainment, Broderbund (известны серией Lode Runner) и Davidson & Associates (в то время они владели Blizzard Entertainment). В 1996 году Кен принял предложение, а позднее узнал, что CUC International не договорилась о покупке LucasArts и Broderbund.
Сделка закончилась аккурат к концу разработки седьмого «Ларри». Семейная компания Уильямсов превратилась в огромную корпорацию, а «Ларри» стал совсем уж пародийной игрой. Постепенно из Sierra ушел костяк авторов «Ларри»: сначала студию покинул сам Кен Уильямс, Эл Лоу ушел после окончания работ над набором азартных игр под названием Leisure Suit Larry’s Casino, а после выпуска King’s Quest: Mask of Eternity студию покинула жена основателя, Роберта Уильямс.
Золотая эра квестов закончилась: в 1998 году управленческий персонал CUC в лице того самого Уолтера Форбса и его коллеги Кирка Шелтона обвинили в финансовых махинациях. Комиссия по ценным бумагам и биржам США начала масштабное судебное разбирательство с CUC International. В итоге оказалось, что компания занималась махинациями с активами еще с 1980-х.
На этом фоне акции Sierra упали в 2 раза, из-за чего потребовалось сократить часть штата. 22 февраля 1999 135 сотрудников студии потеряли работу, среди них оказалось подразделение Sierra, отвечающее за все квесты. Но сама компания не прекратила существование – позднее ее купил французский конгломерат Vivendi.
В современном мире Ларри не востребован. Даже если его делает отец серии
В 2004 году Sierra попыталась вернуть «Ларри». Вышла Leisure Suit Larry: Magna Cum Laude, где главным героем стал Ларри Лавидж – племянник того самого Ларри. Эл Лоу крайне негативно отреагировал на такое воскрешение серии: «Это не Ларри 8! Хотя авторы называет её игрой из серии «Ларри», сам Ларри в ней – лишь закадровый помощник. Это не приключенческая игра. Там нет головоломок, нет интерактивных диалогов, нет рассказчика, нет проработанных персонажей и почти нет сюжета. Диалоги бездушны и банальны. В первой сцене игры больше мата, чем во всех играх о Ларри вместе взятых. Судя по тому, как часто повторяется слово «Fuck», авторы вставляли его каким-то скриптом! А героини выглядят так, будто пришли отмечать Хэллоуин на кладбище».
Оценки прессы и игроков также оказались низкими – средний балл на Metacritic не превысил 59. Но Sierra это не остановило – в 2009 году она пробила дно с Leisure Suit Larry: Box Office Bust. Это одна из самых низкооцененных игр в мире. Вот финальные части из ревью игровых СМИ того времени:
- GameTrailers: «Редакция считает, что две руки можно занять куда более интересными вещами; мы своими двумя показываем этой гадости два больших пальца вниз».
- IGN: «У Leisure Suit Larry: Box Office Bust совсем нет интересных идей, она почти ничего не может предложить игроку и ее ни при каких условиях не следует покупать».
- Official Xbox Magazine: «Это худшая игра, которую мы рецензировали».
После этого серия пошла по рукам. Сначала Эл Лоу собрал на kickstarter деньги на создание ремастера – Leisure Suit Larry: Reloaded. Несмотря на ряд положительных оценок, средний балл на Metacritic остался в районе 56. Критики было не так много, такая оценка – скорее констатация того, что в современных реалиях похотливый Ларри уже никому не нужен.
Сейчас серия находится в руках немецкой студии CrazyBunch. Она выпустила дилогию Leisure Suit Larry – Wet Dreams Dry, рассказывающую о похождениях старого-доброго Ларри в современном мире. Хоть игроки положительно оценили игры, продажи не впечатляют – по данным steamspy, куплено от 20 до 50 тысяч копий как первой, так и второй игры. Судя по всему, Ларри и впрямь не суждено найти место в современном мире.
* * *
Эротические игры в Steam прекрасны, и вот почему
А ещё была игра Wet, где ты создавал империю порноиндустрии. =)
Если тематика не вызывает отвращения, то в ремастер первого Ларри вполне можно поиграть, хотя сейчас он даже не столько из-за графики, сколько из-за идеи смотрится устаревшим.
А вот Wet Dreams Dry местами не хуже Deponia смотрится. Сейчас, к слову, с большой скидкой в стиме.