Возможна ли игра-шедевр без диалогов и геймплея? Обзор Journey

От редакции. Вы находитесь в блоге Games Herald, автор которого рассказывает про культовые игры. Подписывайтесь на него, чтобы не пропустить новые тексты!

* * *

Эта пустыня, апофеоз всех пустынь, растянулась до самого неба, в необозримую бесконечность по всем направлениям – белая, слепящая, обезвоженная и совершенно безликая  (с) Стивен Кинг. «Темная Башня: Стрелок»

* * * 

Всем привет! Сегодня хотелось бы рассказать об игре Journey. Игра стала доступна в Steam, и теперь в нее может поиграть еще больше геймеров. Я же поделюсь своими впечатлениями после прохождения игры на PS4. Версия для консолей от Sony набрала кучу наград и добилась признания среди многих игроков. Правда, это было 8 лет назад – на PS3...

Также есть видеоверсия обзора:

Пройди свой путь 

У каждого героя есть своя цель. Как в видеоиграх, так и в других произведениях. Марио целенаправленно идет к принцессе, Роланд идет к Темной Башке, Кратос идет развеять прах жены на самой высокой точке Девяти Миров, а Фродо несет кольцо в Мордор. Есть герой и есть цель, к которой он идет. Это и есть оно – путешествие. 

Игра Journey пытается сломать подобную структуру. Мало того что она напрямую берет и называет себя «Путешествие». Так она еще и не менее прямолинейно повествует о походе героя к вершине горы. Без прямого контекста. Есть герой – есть цель. Кто этот герой, зачем ему эта цель – неважно. Иди, а там видно будет. Невероятная завязка, неправда ли?  Но это не помешало игре собрать целую коллекцию высоких оценок от игровых изданий и десяток наград. Среди наград числятся не только «лучшее аудиовизуальное оформление» или «лучшая инди-игра», но и такие громкие награды, как «игра года». Правда, это случилось в 2012-м. Но факт остается фактом – игра сумела обойти Dishonored, Mass Effect 3, The Walking Dead, XCOM: Enemy Unknown и многие другие игры того года. Чем же она так зацепила игроков и критиков? 

Как превзойти Diablo и разориться? Обзор олдскульной RPG Nox

Молчание — золото?.. 

Journey повествует о… да ни о чем она не повествует. Тут нет сюжета в стандартном понимании. В игре не произносится ни одного слова, не написано ни одной строчки диалога. 

Мы начинаем игру сидя в пустыне. Главный герой – таинственная фигура в робе. Камера демонстрирует нам огромную гору вдали, что немного намекает на то, что это наша цель. Игра разделена на главы, с каждой новой главой мы все дальше отходим от пустыни и узнаем нечто новое о мире. Например, становится понятно, что мир до этого процветал. В нем были города и даже какие-то механизмы. В некоторых локациях мы видим какие-то емкости, в которых хранится ткань. Очевидно, она может быть использована как энергия.  Сейчас же ее использует игрок, чтобы добраться до вершины. Так же видно, что пустыня – не самое страшное и запущенное место этого мира. Чем ближе к горе – тем страшнее путешествовать. Появляются единственные существа, населяющие этот мир – летающие механизмы, которые атакуют игрока, едва завидев. 

И мало нам этой враждебности – со временем климат становится холоднее и поднимаются ветра. Все это мешает нам дойти до горы, а инструментов, чтобы противостоять враждебным машинам или климату, у нас попросту нет. Разве что другой игрок, который может присоединиться к вам, или вы к нему, и совместно вы сможете дойти хоть от начала и до конца игры. 

Количество вопросов, которые оставляет игра, намного больше, чем количество ответов, которые она дает. Но это характерно для многих инди-игр. И ожидать чего-то другого от игры без единого слова было бы нелогично. Кто такой наш персонаж? Как он попал в этот пост-апокалиптичный мир? Какая его начальная мотивация идти к этой горе? Очень много недосказанности, хотя можно ли говорить о недосказанности, когда сказано-то ничего и не было? Ведь ни о предназначении этой Ткани, ни о цели нашего путешествия нам никто не говорит. Мы лишь можем догадываться и двигаться вперед… 

Go Forth and Die 

Собственно, двигаться вперед – это в двух словах о геймплее игры. Он невероятно прост. В нашем арсенале всего две кнопки, кроме движения. Это издать бессловесный крик, который взаимодействует с окружением, и прыгнуть. Для прыжка нужно иметь заряд некой магической силы. Он показан рунами на шарфе нашего героя. По сути, это единственный элемент интерфейса. Длина шарфа показывает силу нашего прыжка, а руны на шарфе – заряжен ли он. 

Для зарядки этой магической силы нам нужно взаимодействовать с тканью. В этом весь геймплей игры. Дойти от точки А в точку Б. И в этом моя основная проблема с Journey. Тут слишком мало от игры.  И это нужно понимать, подходя к Journey. Играть тут особо не во что. Это аудиовизуальное произведение, где самую важную роль играет наше с вами восприятие. Вся игра держится на хрупком понятии атмосферы. 

Что ставит под вопрос – нужно ли играть, или же можно посмотреть какое-то прохождение без комментариев? Я такой подход крайне не одобряю. Любую, даже самую линейную, игру нужно трогать собственноручно и никак иначе. Но вот играя в Journey, я пару раз задавался вопросом, зачем я сейчас держу в руках геймпад? Но это уже мое отношение к «симуляторам ходьбы» дало о себе знать. 

 Чтобы понять, нужно ли вам пробовать Journey, достаточно посмотреть какой-то ролик по этой игре. Читать или смотреть какие-то обзоры бессмысленно – это сугубо эмоциональная вещь. И если увиденное и услышанное даст в вас отклик – значит Journey вам понравится. Если нет – вряд ли что-то изменится, если вы возьмете в руки геймпад. На мой взгляд, это плохой показатель для игры. 

Жуткие истории из Sims: «Дом-2», подглядывание, бессмысленная жестокость

И в итоге оно неизменно приходит туда, откуда начинало... 

Несомненно, Journey – шедевральное произведение. Для кого-то это яркий пример искусства. Но меня не покидало чувство, что во всю эту прекрасную обертку забыли положить игру. Не поймите меня неправильно, дело не в специфическом жанре. Мне очень понравилась The Path от Tale of Tales, и Dear Esther в свое время впечатлила. Это тоже очень сильные произведения, и в них есть место игре. Поэтому от высоко оцененной Journey я ожидал чего-то… иного. 

В любом случае, на сегодняшний день игра доступна в Steam. Произведение искусства или же переоцененное инди? Теперь каждый может решить сам – игра нетребовательна к железу и стоит всего 300 рублей. Попробуйте, может это именно то приключение, которого вам не хватало.

На этом все. Очень интересно будет услышать ваше мнение об этой игре в коментах. И еще больше интересно мнение других игроков о том, может ли называться игрой года произведение, где геймплей не важен, так же как диалоги и прочие составляющие игры?

Например мне сложно принять подобные игры. Когда я начинал играть в 90-х, я привык к тому, что геймплей превыше всего в игре. Что думаете вы?

Ну и не забывайте плюсануть, если вам понравилось. И подписывайтесь, чтобы не пропускать новые статьи и обзоры. Спасибо за внимание! 

В Старкрафте вымирают команды. На тимлиге от Blizzard игроков наберут комментаторы – как в реалити-шоу

5 игр, которые ты устанешь проходить

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Games Herald
+11
14 комментариев
Возможно, ваш комментарий носит оскорбительный характер. Будьте вежливы к собеседнику и соблюдайте правила
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
Journey - потрясающая. Особенно при появлении случайного попутчика. Этот странный бессловесный контакт, ощущение настоящего путешествия в неизвестном мире. Нихрена не понятно, но цепляет и завораживает.
Удивлён сравнением с Dear Esther. Где там геймплей то? Та же самая проходка по красивым локациям, только уже под начитку сюжета и без внезапного коопа. Тоже круто сделано кншн, но не уровень. Тащемта, лучше Journey формулу "короткого, но незабываемого путешествия" использовала разве что What Remains of Edith Finch, и то хз.
Ну и мне кажется, что "неигрой" можно называть произведение, которое ничего не потеряет, если попросту отобрать у игрока клаву/пад и дать смотреть. Journey без пряток с той страшной херовиной и попыток общения с попутчиками - потеряет. Gris - нет. Journey - игра, Gris - говн... в смысле "неигра")
+1
0
+1
А игра на Хбокс, где мальчик идёт -- там она там -- Лимбо, разве она не лучшая игра, когда идешь Х. знает куда, и Х.знает зачем?! - И кстати, в Кибер всегда народа нет, или я так зашел неудачно?!
Лимбо все-таки чуть другая, там геймплей предлагает челлендж, но она, конечно же, не менее крута, просто другая) Кстати, Лимбо есть на всех платформах вроде бы

В Кибере, конечно, меньше людей, чем на Спортсе, но зато многие друг друга знают по никам! Ну и под крупные инфоповоды приходит реально много людей - чего стоят комментарии в постах про TLoU2
+1
0
+1
Спасибо! - Значит как в деревне у бабули -- Все к друг другу по именам/отчествам😆😆 - - ЛастОфАс прошли?!иКак впечатления?!
ЛастОфАс - игра не в моем вкусе. С бОльшим удовольствием перепройду Хорайзон/ДС.

Насчет спортса - нуу, здесь не так много пересекающейся аудитории, так что не смогу точно ответить, хотя пару постоянных читателей из кибера видел и на нба-ветке, и в футболе
+1
0
+1
А игра на Хбокс, где мальчик идёт -- там она там -- Лимбо, разве она не лучшая игра, когда идешь Х. знает куда, и Х.знает зачем?! - И кстати, в Кибер всегда народа нет, или я так зашел неудачно?!
Посмотри Inside. Тебе понравится)
+1
0
+1
Платформеры вгоняют в депрессняк, если без разогреву. Как например Настоящий детектив, ПартВан, не заходит людям с кучей проблем, они не вывозят даже пару серий.😱😱 - - И стесняюсь спросить -- тут повальное панибратство и свободная любовь, без предварительных ласк?! Ветка Фигурки на БольшойЗемле приучила к Выканию, манерам, все дела🙂🙃😎 - - Попробую, как раз времечко появилось!
Да ветки фигурки вгоняют в депрессняк похлеще всяких Limbo. Мы тут ребята простые, выканье можно встретить разве что в срачиках под инфоповодами. В блогах народу немного, так что можно и на ты
+1
0
+1
По названию подумал, что это очередная статья Стаса Погорского :)
0
0
0
По названию подумал, что это очередная статья Стаса Погорского :)
Это был я, Дио! (с)
0
0
0
Ответ Ohu
Journey - потрясающая. Особенно при появлении случайного попутчика. Этот странный бессловесный контакт, ощущение настоящего путешествия в неизвестном мире. Нихрена не понятно, но цепляет и завораживает. Удивлён сравнением с Dear Esther. Где там геймплей то? Та же самая проходка по красивым локациям, только уже под начитку сюжета и без внезапного коопа. Тоже круто сделано кншн, но не уровень. Тащемта, лучше Journey формулу "короткого, но незабываемого путешествия" использовала разве что What Remains of Edith Finch, и то хз. Ну и мне кажется, что "неигрой" можно называть произведение, которое ничего не потеряет, если попросту отобрать у игрока клаву/пад и дать смотреть. Journey без пряток с той страшной херовиной и попыток общения с попутчиками - потеряет. Gris - нет. Journey - игра, Gris - говн... в смысле "неигра")
Journey мне по ощущениям напомнила именно стимуляторы ходьбы. Именно вот по ощущениям, которые я получал от игры. Но если ходьба-симы делают акцент на повествовании и пытаются рассказать историю в виде бродячества от первого лица, то жорней... Другая, да. В каком-то смысле неповторимая, как бы это громко не звучало. Но при это очень специфическая.
0
0
0
А игра на Хбокс, где мальчик идёт -- там она там -- Лимбо, разве она не лучшая игра, когда идешь Х. знает куда, и Х.знает зачем?!
-
И кстати, в Кибер всегда народа нет, или я так зашел неудачно?!
0
0
0
Лимбо все-таки чуть другая, там геймплей предлагает челлендж, но она, конечно же, не менее крута, просто другая) Кстати, Лимбо есть на всех платформах вроде бы В Кибере, конечно, меньше людей, чем на Спортсе, но зато многие друг друга знают по никам! Ну и под крупные инфоповоды приходит реально много людей - чего стоят комментарии в постах про TLoU2
Спасибо!
-
Значит как в деревне у бабули -- Все к друг другу по именам/отчествам😆😆
-
-
ЛастОфАс прошли?!иКак впечатления?!
0
0
0
Укажите причину бана
  • Оскорбление
  • Мат
  • Спам
  • Расизм
  • Провокации
  • Угрозы
  • Систематический оффтоп
  • Мульти-аккаунтинг
  • Прочее
Пожаловаться
  • Спам
  • Оскорбления
  • Расизм
  • Мат
  • Угрозы
  • Прочее
  • Мультиаккаунтинг
  • Систематический оффтоп
  • Провокации
Комментарий отправлен, но без доната
При попытке оплаты произошла ошибка
  • Повторить попытку оплаты
  • Оставить комментарий без доната
  • Изменить комментарий
  • Удалить комментарий

Новости