Поговорили с создателем «Черной книги». Как живут российские студии и во что играют разработчики
О хоррорах, славянской культуре и господдержке.
«Мортешка» – самая самобытная игровая студия России. Разработчики не смотрят на тренды и выпускают адвенчуры с необычными сеттингом, врагами, сюжетами. К примеру, основой «Человеколося» стала финно-угорская культура, а «Черной книги» – коми-пермяцкая. Сейчас разработчики создают хоррор, злодеем которого станет Лихо Одноглазое, злобный дух из славянского фольклора.
Я пообщался с основателем студии Владимиром Белецким. Что он думает о господдержке, почему в качестве противника выбрали Лихо и зачем «Мортешка» делает хоррор?
Подпишись на наш телеграм про игры и кино: новости, инсайды и розыгрыши уже там!
Про успех «Черной книги» и провал дополнения
– «Черная книга» вышла 2.5 года назад. Раньше ты не говорил о стоимости разработки и продажах. А сейчас?
– «Черную книгу» мы выпускали вместе с издателем. Информация о финансах под NDA (соглашение о неразглашении), поэтому по-прежнему не могу рассказать. Но для нашей студии это определенно успешный проект.
– Как успех «Черной книги» отразился на студии? Чему научились?
– Команда сейчас того же размера, пять человек, но планируем немного расшириться. Научились мы многому: например, портированию на разные платформы, автоматизации процессов. Хотя всегда необходимо продолжать обучение, это бесконечный процесс. Успех «Черной книги» позволил дальше браться за рискованные идеи.
– Как оцениваешь релиз дополнения «Бесконечные битвы»? Считаешь его успешным в плане продаж и отзывов?
– «Бесконечные битвы» мы обещали нашим бэкерам во время кампании на Kickstarter. Это небольшое дополнение на основе механик игры. Широкой аудитории оно не зашло, успешным я его не считаю. Это повод извлечь уроки и научиться новому.
Про издателей и господдержку
– Как на «Мортешке» отразились события февраля 2022 года? Какие трудности были?
– Пришлось серьезно пересматривать все процессы. Команда теперь разбросана по всему миру, переезды заняли больше времени, чем хотелось бы. Сокращений не было, но все это затрудняет разработку.
– «Черную книгу» издавала HypeTrain Digital, а теперь вы выпускаете игру сами. Почему?
– Возможно, игра обзаведется издателем: мы все еще раздумываем, выпустить игру самостоятельно или найти партнера. Все-таки опыт самиздата уже был, первый проект мы запускали сами.
– Игры о русской культуре часто получают господдержку. Взять хотя бы «Смуту». Вы не пробовали получить инвестиции от государства?
– Мы хотим остаться независимой студией. Любые инвестиции от государства влекут за собой отчетность, на которую у маленькой студии нет времени. Также есть набор требований, который не всегда нам под силу или идет вразрез с предпочтениями.
О новой игре «Лихо одноглазое» и черно-белой гамме
– В вашем портфолио есть адвенчура и карточная игра. Почему в этот раз решили сделать хоррор от первого лица?
– Когда несколько лет работаешь в рамках одного жанра, устаешь от него. Хочется попробовать свои силы на новой стезе. Мы решили отдохнуть от RPG и попробовать хоррор – тем более «Черная книга» изначально планировалась более хтонической, чем получилась в итоге. «Лихо одноглазое» – повод вернуться к исходным идеям.
– Кажется, что по масштабу «Лихо Одноглазое» не дотягивает до «Черной книги». Почему так?
– «Черная книга» охватывала весь спектр низшей демонологии, а «Лихо» рассказывает всего один сказочный мотив. Поэтому создается ощущение меньшего масштаба. Впрочем, это двоякое впечатление: минута срежиссированного хоррора требует больше сил, чем минута нарративной игры с боевкой.
Сейчас мы пытаемся взобраться на новую ступень по сравнению с «Черной книгой». Улучшаем графику и делаем геймплей более минималистичным и продуманным.
– Почему в качестве злодея выбрали Лихо?
– Сюжету о Лихе уделяют мало внимания. Баба Яга встречается часто, а Лихо оказывается обездоленным. Мы всегда берем в работу малозаметные сюжеты и сеттинги, так что Лихо казалось естественным выбором.
– В игре черно-белая цветовая гамма. Это не оттолкнет геймеров, которые в общей массе предпочитают яркие цвета?
– Это одновременно попытка выделиться и возможность снизить затраты на разработку. Аудитория действительно может сократиться. Зато за счет необычности, в том числе визуальной, мы привлечем игроков, которым интересна именно наша игра. Таких игроков может оказаться достаточно.
– В демо можно ходить, поджигать свечи, задвигать ставни и решать головоломки. А какие еще механики будут? Появится ли стрельба?
– Нет, стрельбы не будет. Только новые взаимодействия, основанные на механиках из демки.
– Сколько времени займет прохождение? Будут ли разные концовки?
– Планируются два часа игрового времени и две концовки.
– На YouTube мало прохождений и прочих материалов про «Лихо». Кажется, что демоверсия получила мало внимания. Не переживаешь об этом?
– Было бы здорово увидеть прохождения демки от крупных стримеров, но мы не переживаем об их отсутствии. Надеемся, что нас заметят на релизе. Все же демка довольно короткая.
– Рассчитываете на стримеров, которые часто проходят хорроры и рекламируют их?
– Это приятный бонус жанра, но мы выбрали его по другой причине. Именно хоррор позволяет интересно рассказать сказку о Лихе.
– Есть ли примерное окно релиза?
– Мы планируем релиз в конце 2024 года, но решение предстоит пересмотреть ближе к делу. Все зависит от скорости разработки и наличия соседних релизов.
– Если на релизе в «Лихо Одноглазое» поиграет 100 человек, что будешь чувствовать? Провал?
– Скорее всего, да. Это поставит под вопрос дальнейшие проекты.
О хороших хоррорах и российских играх
– Есть хорроры, которыми ты вдохновлялся? Какие любишь?
– Из игр – Mundaun, Return of Obra Dinn, Visage, Madison. Из фильмов – хорроры студии А24, «Вий» Ершова, японские ужасы. Я люблю хорроры, которые берут атмосферой, погружают в происходящее на экране.
– Посоветуешь другие игры от российских разработчиков?
– Из отличных релизов в этом году: The Bookwalker, «Неясное», Torn Away.
– А во что играют ребята из «Мортешки»?
– У каждого свой бэклог. Сейчас в тренде Alan Wake 2. Сам я вернулся в WORLD OF HORROR, так как она недавно релизнулась.
– Появится ли в вашем портфолио игра о новой культуре? Может, о греческой или скандинавской?
– О греческой и скандинавской вряд ли, потому что таких проектов и без нас сделано много. Если имеется в виду не русская культура, то это возможно. Может, это будет необычный сеттинг, как в случае с «Человеколосем».
– Почему игры связаны с коми-пермяцкой и финно-угорской культурами? Хочешь привлечь к ним внимание?
– «Черная книга» лишь поверхностно затрагивала финно-угорскую мифологию, как и «Лихо». Я бы сказал, что в этих играх есть отсылки к истокам студии. Цели привлечь внимание игрока к культуре у нас нет. Мы просто пытаемся показать, что необычные и локальные сеттинги тоже могут быть интересными.