Mafia 2 лучше последних GTA. Вот 5 причин почему
Дело в истории и цельности.
Скоро Mafia 2 стукнет 13 лет. Игру 2K Czech хоть и любят, но на релизе она словила кучу негатива и нелестных сравнений с первой «Мафией» и GTA 4. Я же обожаю сиквел и вижу в нем несколько мощных плюсов в сравнении с конкурентами.
Рассказываю, почему вторая «Мафия» уникальна и обязательна к прохождению.
Подпишись на наш телеграм про игры и кино: там все новости и инсайды
Она гораздо кинематографичнее
Авторы сиквела «Мафии» вдохновлялись гангстерским кино и работами Скорсезе и Леоне. В игре полно катсцен, когда серьезные ребята сидят в красивом месте и обсуждают важные вопросы.
Часто камера дает крупный план их лиц, что еще больше сближает игру с кинематографом. В 2010-м это было фишкой, сейчас же крупные планы с неприятной резкостью лиц скорее отталкивают. Но это проблемы Hangar 13, которые не справились с конкретным моментом в ремастере.
Герои постоянно общаются: в барах, в машине, на природе, что придает живости и персонажам, и игре в целом. Все это делает Mafia 2 одной из самых кинематографичных игр в истории – и не смотрите на ее уже немаленький возраст.
В ней более цельный и реалистичный сюжет
GTA 4, как и остальные игры серии, размазывает сюжет на десятки или даже сотни часов. Мы постоянно отвлекаемся на необязательную клевую побочку, которая делает Либерти-Сити или Лос-Сантос саркастической копией реальных американских мегаполисов. Вот только центральная история от такого подхода только теряет.
Вито Скалетта, в отличие от Беллика или трех героев GTA 5, не ввязывается в странные авантюры, не отстреливает зараженных голубей и не ищет подводные сокровища на маленькой субмарине. Он вполне приземленный герой: в перерывах между поручениями семьи Вито апгрейдит любимую тачку, ходит выпить в бар или подрабатывает у Бруски – привозит ему старые авто под металлолом.
Вот и получается, что герой не выполняет хотелки игрока, а почти всю игру строго следует сюжету. Вместе с Вито мы переживаем ключевые эпизоды его жизни: иммиграция в США, жизнь в бедности и мечты о лучшей доле, первые правонарушения вместе с закадычным другом Джо. Вито попадает на войну, отмазывается и начинает криминальную карьеру. Проходит через тюрьму, где чуть не теряет достоинство. Выходит и становится членом семьи Фальконе. Теряет друзей и действительно боится за свою жизнь.
Мы переживаем настоящее приключение вместе с Вито. Такого опыта не смогла дать ни одна GTA.
Mafia 2 – очень плохая игра, которую я прошел 10 раз. И я не сумасшедший
Ей удается удивить или даже ошеломить
GTA весьма тягучая, в ней редко происходят события, от которых на лоб лезут глаза. Все размеренно и предсказуемо, а интересные моменты характерны скорее для побочных заданий.
Авторы Mafia 2 не стремятся запомниться дешевыми трюками, но их игра плотно врезается в память. Вот герой возвращается с войны, а Эмпайр-Бэй завалило снегом. Звучит бессмертный хит Дина Мартина, а мы неспешно бредем по итальянскому квартальчику и вдыхаем дух Рождества. Зимний период вообще редко встречается в опенворлдах – и Mafia 2 ценный экземпляр для любителей заснеженных городов.
Или вспомним жуткую смерть одного из центральных персонажей. Только что все было нормально, а тут у нас на глазах жестоко убивают приятного героя. После такого хочется отомстить – и последующая долгая перестрелка куда более оправдана, чем остальные.
Легендарный финал оседает в памяти у каждого игрока. Вот она, жестокая правда про мафию и криминальный мир. Ни одна GTA так и не приблизилась по уровню реализма к концовке «Мафии 2». Там обычно все заканчивается восхождением протагониста на трон – а ведь жизнь редко так благосклонна.
5 смертей персонажей, от которых мы расплакались
Физика авто легко соперничает с симуляторами
Большая часть разработчиков из 2K Czech работала еще над первой «Мафией» – игрой, которая оставила след в истории. Авторы просто повернуты на машинах: в обеих играх серии большой автопарк соответствующих годов. Автомобили по-разному управляются, у них разный вес, даже подвеска чувствуется! Для экшен-игр, которые напрямую не связаны с автогонками, это та еще редкость.
В GTA 4 тоже внедрили неплохую физику, но она не идет ни в какое сравнение с дотошностью чешской студии. Машины в Mafia 2 при агрессивной езде постоянно заносит, а тормозной путь близок к реальности. Лучшим моментом же стал зимний период в игре, когда тачки полностью поменяли поведение. Не врезаться в кого-то на ледяной трассе считалось удачей!
Город сделали с любовью к эпохе и мелочам
Важнейшим достоинством криминального экшена стал проработанный город и тонна мелочей, которые наполнили Эмпайр-Бэй жизнью. Вот лишь немногие вещи, которые в сиквеле «Мафии» сделаны лучше, чем в главном конкуренте тех лет GTA 4:
- копы активнее реагируют на беспорядок, который вы учините;
- провинность можно погасить, заплатив штраф;
- машины реалистичнее повреждаются;
- в них заканчивается топливо, но можно пополнять бак на бензоколонках;
- в кафе гораздо больший выбор еды и напитков.
Видно, с какой любовью сделан Эмпайр-Бэй. Город запоминается уже после первого недолгого прохождения, которое в среднем занимает около 11 часов. Игра передает легкое настроение 40-х годов в США и наряду с L.A. Noire воссоздает дух ушедшей эпохи.
Mafia 2 исполняется 13 лет, но она отлично смотрится даже рядом с современными экшенами. Есть ощущение, что она устаревает крайне медленно: обязательно попробуйте Definitive Edition, если вдруг пропустили ее.
1.
GTA никогда не была про кинематографичный сюжет. Да, он достаточно неплох, но последние части "великого автоугонщика" были про инновации и стандарт качества ААА-песочницы, уровень которой до сих пор не могут достичь в 2023 году (Я напомню, что последняя часть вышла 10 лет назад и ещё нет ни одной аналогичной игры, которая могла бы потягаться в данном жанре с творением данной студии). Отмечу, что даже при выходе второй Мафии сравнения были именно с "Автоугонщиком", потому что что? Правильно - это золотой стандарт жанра, в котором у тебя 2 варианта - идти в битву с людьми, которые придумали жанр и проиграть с самого начала (Если помните, то Saints Row 1 и 2 части пытались идти по такому же пути, как и ГТА, но решили добавить своих деталей и стали интересной альтернативой, которую можно перепройти с удовольствием) или пытаться пойти обходным путём, как и сделала чешская студия, из-за которого Мафию 2 ещё помнят и ценят, как уникальный игровой опыт.
2.
Сравнивая масштабы работы, которые были проделаны двумя студиями в их проектах, то невозможно создать город невероятной проработанности при тех объёмах, на которые замахиваются Rockstar. Можем для примера сравнить размеры карт последних проектов Рокстаров и Мафии:
2.8кв. км - размер Эмпаир Бэя
47 кв. км - размер карты ГТА 4
240 кв. км- размер карты ГТА 5
Я дико извиняюсь, но если бы в ГТА 4 была бы проработка карты на уровне Эмпаир Бэя (Как заявляет автор), то игру бы мы никогда не увидели, так даже при огромных ресурсах РокЗвёзд и их издателя Взять2 это сделать просто нереально и бессмысленно. Разработчики сделали город, который максимально похож на реальный Нью-Йорк в четвёртой части и почти целый штат в пятой части. Также нужно учитывать, что игроки в GTA смотрят в первую очередь на другие вещи в данном жанре и игра не требует настолько высокой проработки тормозного пути/количества еды/штрафов от полиции по причине того, что ресурсы разработчиков не безграничны и иногда стоит чем-то жертвовать ради достижения цели продукта (Пример того- огромное количество вырезанных фишек в любом проекте, которые можно почитать в интервью разработчиков спустя несколько лет после релиза)
3.
Также хотелось бы отметить, на что делает упор автор, когда говорит в разделе "Город сделали с любовью к эпохе и мелочам". Тут бы я хотел акцентировать внимание на каждом пункте, потому что они, по большей части, притянуты за уши:
"Копы активнее реагируют на беспорядок, который вы учините" - странный вопрос, при любой попытке начать устаивать беспредел в ГТА у тебя уже будет поиск, просто в самой игре больше инструментов для его создания, поэтому в сюжете игры это бы создавало трудности для казуальных игроков, которые заходят в игру ПОИГРАТЬ, а не изучить мелочи проработки игры, на которые смотрят 5% игроков от силы
Провинность можно погасить, заплатив штраф - учитывая различную динамику в играх, то это фича в ГТА просто не нужна- темп совершенно разный и такая фишка там попросту бесполезна
"в них заканчивается топливо, но можно пополнять бак на бензоколонках" - честно скажу, за несколько прохождений второй "Мафии" мне ни разу не пришлось этим пользоваться
"машины реалистичнее повреждаются" - автопарк в 4й части насчитывает 39 автомобилей, в ГТА IV - 129 транспортных средств. Также можно отметить, что в 4й части была применено немало новых вещей в виде "Эйфории", которая на момент выхода стало невероятной инновацией в игровой индустрии (Но из-за определённых сложностей такой моделью больше не пользовались), да и сами игроки разделились на 2 лагеря, потому что фанаты старых частей не понимали смысл таких нововведений и поэтому в пятой части физику и поведение сделали аркаднее.
"в кафе гораздо больший выбор еды и напитков"- по сравнению с чем? Честно говоря, если бы автор сейчас про это не сказал, я бы даже про это не вспомнил
4.
Вместо эпилога
Я не умаляю заслуг авторов обоих жанров, но сравнивать их попросту бессмысленно, потому что они совершенно разных масштабов, у них разные цели и даже целевая аудитория у игр разное. Было бы лучше сравнивать проект чехов с первым Read Dead Redemption, который ближе к Мафии, чем ГТА (Открытый мир, внимание к деталям, кинематографичный сюжет) и уже на этой основе вести сравнения, так как общего у этих проектов больше, чем открытый мир, гангстерская история и городской сеттинг)
Автор не дотянул, но за работу спасибо, поэтому обойдусь без плюсов и минусов статьи.
*открыл форточку, уровень кислорода в норме*
Так что я понимаю ваше возмущение сравнением, но поверьте, сравнивать можно все что угодно, а две дорогие игры про гангстеров - тем более.