«Мы проводили радиоэфиры без картинки, людям нужно было подстраивать тайминг». Беседа с Тафой – самым олдовым кастером в СНГ
Игорь Ларионов узнал, как комментировали в начале 2000-х.
В киберспорте не так много комментаторов, которые остаются в топе уже несколько десятков лет. Тауфик «Tafa» Хидри – как раз из таких. Это ветеран Counter-Strike, работающий в киберспортивной сфере уже дольше 20 лет.
Мы подумали, что если кто-то и расскажет нам о тонкостях комментирования CS:GO, то это будет Тафа. Он вспомнил начало карьеры, фишки, которые использует во время матча, и важность чата на Twitch.
Критичный баг CS:GO который не могут пофиксить уже 4 года. Из-за этого страдают киберспортсмены
– Тебя считают одним из самых олдовых кастеров на CS-сцене. Сколько ты уже комментируешь?
– Наверное, лет 17, года с 2004. Первые турниры мы проводили в 2001, но вот репортажи в видеоформате и первые комментарии появились в 2004. До этого были новости и фото на сайте Gamelife. Мы с Романом Романцовым, боссом StarLadder, чуть ли не вдвоем начинали проект «Киберспорт-арены». Я тогда еще играл в профессиональной команде (у нас были футболки и халява в клубе), так что приходилось совмещать организацию турниров и тренировки.
К тому же в то время были большие проблемы с трансляциями. Интернет был слабым не то что для трансляции – демку можно было полдня качать. Все начиналось в Донецке, где позже была построена первая «Киберспорт-арена». Мы делали упор на телепрограммы на локальном телевидении, выходили в прямой эфир раз в неделю, делали репортажи. Это было что-то наподобие ранних программ на MTV, когда после обеда часа 3 шла лайв-программа, где были клипы вперемешку с живым общением. У нас было такое же, но на тему киберспорта.
В те годы киберспорт уже был на слуху, пошла жесткая волна выхода из подполья, из компьютерных клубов. О чемпионатах начали говорить молодые ребята, ну и самих турниров становилось все больше.
Плотная комментаторская работа пошла уже где-то с 2007 года, когда интернет начал хотя бы немного шевелиться. Мы проводили радио-эфиры без картинки, и людям нужно было приблизительно подстраивать тайминг, потому что голос был не особо синхронизирован с картинкой. Но на то время это уже был первый большой прорыв.
Примерно в то время и началась моя работа комментатором. Никогда бы не подумал, что буду работать кастером. Просто тогда никого не было, а комментировать нужно было. Все началось с того, что меня пинком затолкали в прямой эфир, а там уже все – говори или не говори, дело за тобой.
M0nesy – уже полноценная звезда NAVI. На турнире академий у него вообще нет конкурентов
– У тебя были опасения по поводу этой работы, когда ты только начинал? Не думал, что индустрия может прогореть, и ты в будущем останешься без работы?
– Нет, опасений не было. Я изначально сделал ставку на киберспорт и игры, мне это нравилось. Я сразу знал, что буду работать либо с разработчиками игр, либо в киберспорте. Как-то я изначально понял, что это мое.
Ну и какие могут быть опасения? Мы изначально были энтузиастами, первые 2-3 года работали чисто на еду. Просто нам это нравилось, и мы проводили турниры.
Как отдать выигранный раунд 5 в 1 на про-турнире? Просто достаньте нож
– Какой у тебя был самый долгий рабочий день? Чтобы ты сел и подряд несколько матчей комментировал.
– Раньше мог работать почти двое суток с небольшим перерывом на сон. Когда турниры проходили за выходные, были чемпионаты от Asus и так далее. Конечно, это был совсем другой уровень, когда ты мог в расслабленной обстановке комментировать. Турниры же начинались рано, чуть ли не с 8 утра, когда на ланах было мало игровых полей, но было много команд. Тогда мы могли реально с 8 утра до глубокой ночи комментировать матчи.
– Расскажи про твою подготовку к матчам. Меня интересуют именно голосовые тренировки.
– Какая-то разминка всегда должна быть. Кто-то серьезнее к этому относится, кто-то – нет. Зависит от того, в какой обстановке проходит матч. Если это уже шестой день чемпионата, когда ты постоянно по 12 часов в эфире, то важнее не потерять голос. Также в приоритете у любого комментатора должен быть сон. Даже один дополнительный часик на такой дистанции очень важен. Особенно если это лан, который идет две недели подряд, и ты постоянно на стрессе, в эфире. Это очень нелегко.
– Часто ли тебе прилетает критика за плохую работу на трансляции?
– Конечно. Есть с Flamie наш провалище (Sports.ru: Tafa и SL4M пропустили момент с эйсом Флейми в финале IEM Katowice 2020). Помутнение разума случилось, что поделать. В студии разные ситуации происходят. У комментаторов и мониторы отключаются, после чего ты сидишь и комментируешь без картинки. Нас ругают, но очень редко. Я все равно считаю, что у нас достаточно дружное комьюнити, а если ругают, то по делу. Очень редко кто-то пишет безосновательную критику.
Разговорили Страйка. Он слушал храп Слэма, воевал со Старладдером и жалеет, что обижал Солека
– А когда ты сам в последний раз выходил со студии, недовольный своей работой?
– Каждый день. Постоянно. Я вижу свои ошибки. Где-то с дикцией были проблемы, где-то просто бред сказал, когда лучше было бы промолчать. Может быть, я слишком предвзят к себе, но у меня все именно так.
Конечно, я пытаюсь с каждым разом комментировать все лучше и лучше, но мне постоянно не нравится. Есть люди, которым не нравится свой голос, у меня так тоже поначалу было. Я какое-то время вообще не мог слышать себя. Ну а вообще, чем лучше и интересней матч, тем и комментатору проще.
– Какой из LAN-чемпионатов, на которых ты работал, тебе больше всего запомнился атмосферой?
– Поскольку мы старички, то для нас, конечно, важны первые турниры серии Arbalet, когда открывалась «Киев Киберспорт-арена», куда очередь стояла огромная, на улице коридоры людей. По улице проходят легендарные команды, и ты думаешь, что это сон какой-то. Сцена, зрители… Конечно, первые чемпионаты больше всего запомнились.
Берлинский мейджор – отдельная история. Это то, что мы стремились провести долгие годы, о чем мы поначалу не могли даже мечтать. А так вообще любой лан – это воспоминания. Для людей в студии это дополнительное волнение, когда видишь полный зрительский зал. Для меня это нормально, меня это даже больше подстегивает.
Сравнили цену пушек в CS и в жизни: Дигл дороже скорострелки, USP по цене MP5
– Ты используешь какие-то дополнительные фишки во время комментирования матчей? Может быть, держишь всегда открытым HLTV или чекаешь твиттер?
– Смотря с кем работаешь, смотря какая студия. Есть ли дополнительный компьютер, или ты видишь то же самое, что и зрители. Могут оба комментатора открывать чат или HLTV. Но опять же, информацию из HLTV ты обычно и так прекрасно знаешь. Бывают только моменты, когда нужно подсмотреть какие-то цифры, последние результаты. Ну и перед матчем, я думаю, почти все комментаторы готовятся.
Есть отдельный чат со всей эфирной командой, куда могут написать, что-то поправить. Есть обратная связь с режиссером, с которым тоже можно пообщаться. Особенно это полезно сейчас, когда в онлайне постоянно технические проблемы: то интернет у кого-то вылетит, то свет. Очень много технических пауз, и там ты уже сразу понимаешь, когда нужно уходить на рекламу, а когда – держать время в эфире.
– Я знаю, что Leniniw, например, постоянно чекает чат Твича во время комментирования, хотя многие это считают ненужным. Ты сам смотришь туда, когда кастишь?
– Посматриваю. С дилеем это гораздо сложнее, но вот когда задержки на трансляции нет, то постоянно мониторю. Там нормальные рофляночки залетают. Конечно, очень трудно фильтровать все сообщения и параллельно комментировать, но чатик Твича – это веселая штука, как я считаю. Иногда тебе там могут подсказать, поправить. Считаю, что наши трансляции вообще должны быть интерактивными, и чем больше у тебя есть возможностей пообщаться со зрителями, тем лучше.
– Можешь отметить кого-то из новых комментаторов, кто тебе запомнился в последнее время?
– Мне понравился Def, в аналитике он хорош. Комментировать только начинает, посмотрим, как пойдет – ведь тут нужна практика. Он молодой, при этом мы его знаем уже не первый год как игрока. Мы с Дефом даже недавно матч прокомментировали вместе, и я получил огромное удовольствие.
3 глупых запрета от Valve. Как разработчик тормозит развитие игры
– Перед Анимейджором по Доте было много разговоров о необходимости рофлов, тематических костюмов и прочих развлекательных фишек на трансляциях турниров. Ты больше топишь за веселые трансляции или аналитические?
– Должно быть и то, и то, и желательно одновременно. Зритель может даже по ходу турнира захотеть переключиться с официальной трансляции на ту, где просто про-игроки сидят на диване и обсуждают игру. Я бы тоже с удовольствием это слушал, и это может быть даже более полезно в некоторых аспектах.
Я давно говорю, что как только игроки начнут сдерживать эмоции и запустят трансляции с тимспиками, то можно сразу переходить в студию аналитики – комментаторы вообще будут не нужны. Это будут вообще лучшие трансляции. Все будут лучше понимать CS, узнают, у кого из игроков какие эмоции, кто из них помогает. а кто нет. Будем в принципе знать, кто и чего стоит. Не знаю, придем ли мы когда-нибудь к тому, чтобы слышать переговоры команд в прямом эфире. Я считаю, что это будет вообще новый уровень.
Если же это вопрос про WePlay, то, по моему, ребята уже всем доказали, что умеют проводить трансляции на высочайшем уровне. И они постоянно улучшаются. Поначалу я думал, что им будет трудно балансировать между серьезностью турниров и тематическими эфирами, но это очень даже неплохо удается.
– А ты не против приглашения в студию таких веселых ребят, как Райз или Киевстонер? Условно, на четвертьфинале мейджора они будут смотреться уместно, или лучше позвать настоящих аналитиков?
– Райза в свое время приглашали, как человека, который занимался блогами по CS, всем было интересно послушать его в прямом эфире. Я считаю, что чем больше у тебя в студии разносторонних людей, тем лучше и интереснее. Сколько давать им времени в эфире – это другой вопрос.
3 идеи как сделать обучение в CS:GO значительно лучше
– Тебе интересно сейчас смотреть матчи вне трансляций? В эпоху онлайна ты сам посмотрел много матчей?
– Много. Но ты прав, смотреть матчи тяжело. Слишком много топ-CS. У нас, по сути, финал Лиги чемпионов идет каждую неделю. Надо остановиться. Ценность матчей становится все меньше и меньше. Когда-то я бы не поверил, что скажу это, но хотелось бы поменьше турниров.
В последние 3 года турнирные операторы немного сошли с ума и делают упор на часы просмотров. Турнирные системы проходят так, что идет миллиард матчей в одно время друг с другом. От этого просто тошно, все себе набивают стату. Остановитесь, ребята! Это уже несерьезно.
– А меньше чемпионатов – это сколько?
– 1-2 турнира в месяц – это уже нормально, я считаю.
– Ну так у нас и сейчас 1-2 чемпионата в месяц проходят.
– Смотря какие турниры. Бывают квалификации или небольшие чемпионаты, которые успевают за неделю пройти. А бывают турниры, которые идут по 3 недели. Опять же, тут мы возвращаемся к тому, что все набивают часы просмотров. Хочется, чтобы командам было попроще, чтобы появилось время для отдыха, переосмысления игры, тренировок. Мы все от этого выиграем, будет умный и интересный CS. Ребят можно понять – столько играть невозможно.
К тому же Valve запретила замены, и это я вообще не понимаю. Люди – роботы, что ли? Они что, не могут заболеть, у них не могут появиться проблемы? В CS-команде должен быть 6-й, 7-й. а может быть даже и 8-й игрок.
– А сколько, по твоему мнению, должен идти топ-турнир? Вот лет 5 назад мейджоры проходили за 4 дня, а сейчас – за 3 недели.
– Для такого большого турнира, как мейджор, 3 недели – идеально. А длительность обычного хорошего лана не должна превышать 10 дней, я считаю.
7 самых известных позиций в CS:GO, названных в честь про-игроков
– Как ты думаешь, какого качества, как комментатору, тебе не хватает?
– Чуточку дикции и чуточку умения шутить. Я думаю, это очень важный момент – разряжать обстановку в эфире. Я не говорю, что у меня прямо нет чувства юмора, но с шутеечками в эфире есть определенные проблемы.
– Сейчас почти все твои коллеги появляются на Ютубе. SL4M создал канал, Petr1k почти полностью ушел туда. Ты бы когда-нибудь смог вести канал на Ютубе? И если да, то что бы там было?
– Я думаю, что смог бы. Подробности пусть останутся в секрете. У меня есть мысли о Ютуб-канале, где были бы игры, киберспорт, околокиберспорт. Не хочу привязываться к одной дисциплине, потому что есть много других популярных игр.
– Ты говоришь про игры, но тебя все равно в основном знают как каэсера. Но если не Counter-Strike, то что? Какая у тебя вторая любовь?
– Я вообще разные игры люблю, и этот список очень длинный. Но если брать что-то из киберспортивных дисциплин, то из олдового – это Quake и Warcraft 3. Очень расстроен из-за того, что происходит с «Квакой», так как это одна из лучших киберспортивных дисциплин. Quake вообще можно отдельно очень долго обсуждать. Позвать других ребят, Каспера и обсудить, что стало с Quake – одной из королевских дисциплин в раннем киберспорте. А вообще, люблю и гонки, и спорт симуляторы – мне все заходит. Сейчас также со старичками поигрываем в PUBG на PC и смотрим турниры с нашими командами.
Твиттер Игоря Ларионова
Лучшие посты по CS:GO – у нас
-
Карьера-блокбастер Олофмейстера в трех частях
-
Натренируешь стрейф – будешь пикать как Симпл. Иногда движение важнее стрельбы!
-
Подсадки сделали Counter-Strike уникальной игрой. Из-за них были скандалы и проигрывались турниры
-
В CS:GO нет адекватных режимов тренировки. Новички здесь лишь страдают
-
Ричард Льюис – главный хейтер NAVI. Был легендарным журналистом, а теперь посылает Бумыча, Вилата и Блейда
-
Хоббит: туда и обратно. Стать звездой, потерять почти все и вернуться в топ
-
Valve чуть не уничтожила CS:Source одним обновлением. Из-за динамических цен на оружие Desert Eagle стоил $7000, а игроки роняли сервера «Глоками» по $1
-
Воксик – топ-снайпер с самой большой сенсой на про-сцене. Как это возможно?