«В Китае спрашивают: мы не знаем, сколько людей на стриме, помогите». Он создал Esports Charts и теперь нужен во всем мире

Cyber.sports.ru начинает сотрудничать с Esports Charts – главным поставщиком данных о статистике стримов. Это те ребята, которые точно знают, сколько человек Алоха может привести на стрим Рухаба и растут ли цифры просмотров Доты. Теперь в этом блоге будут оперативно появляться аналитические материалы про трансляции.

Мы открываем блог интервью с создателем Esports Charts Иваном Данишевским. Сейчас вы узнаете:

• Зачем он стал считать статистику стримов.

• Чем Heroes of Newerth круче Доты, и почему игра загнулась.

• За что нужно ругать Virtus.pro и Na`Vi.

• 200 млн зрителей ЧМ по Лиге легенд – правда или нет?

• Самая здоровая киберспортивная дисциплина не Dota 2.

• Когда киберспорт достигнет миллиардной аудитории.

 

– Мой путь в киберспорт начался с 1995 года, с Квейка, Старкрафта, первой Half-Life. Когда в городе-герое Запорожье, откуда я родом, вообще нечего было делать, у меня был чуть ли не первый компьютер на районе. Игры были некрасивые, компьютерные клубы – маленькие, и все небольшое коммьюнити было сосредоточено там. Суровые 90-е.

Потом я приехал в Киев, приходилось работать на настоящей работе, киберспорт тогда еще никаких денег не приносил. Но уже тогда я был знаком с White-Ra, он сильно играл в Starcraft, мы ему завидовали. От его побед на WCG, впечатления о киберспорте стали посерьезнее, захотелось этим заниматься. 

Потом – Дота, так, чисто попробовать, потом HoN уже более профессионально. HoN уже увлек меня как работа, я занимался «созданием киберспорта», комментировал, организовывал турниры с коллегами. Потом мы вместе уехали в Таиланд делать там турниры, в общем, закрутилось-завертелось, HoN поглотил меня полностью. Мы с Артемом Одинцовым (сейчас – CEO Esports Charts) поработали в Гарене несколько лет, потом пришло время уходить – я разочаровался в некоторых бюрократических моментах.

Тогда я ушел в свободное плавание, поработал со многими брендами, например, с Дримхаком. Год провел в GameShow, мы построили «телек», потом там дела пошли немного набекрень. Думаю, многие видели мои спичи о том, как я верил в людей и не хотел уходить, но вера не помогала разрулить ситуацию, и мы уехали в кювет.

Время в киберспортивном биз-деве, в Game Show, продажи спонсорских пакетов подтолкнули меня к созданию Esports Charts и всему, что я сейчас делаю. Опыт большой со всех сторон: и тим менеджмент, и организация турниров, и игра, и комментарий – чего я только в киберспорте не делал. И везде захотелось сделать лучше. 

Я начал с Esports Charts, потому что мне казалось, что на экологию финансовых процессов в киберспорте очень влияют фейковые данные и недоступность данных всем. Люди дурили спонсоров разных, спонсоры один раз верили, а потом нет – и на долгосрочное партнерство это влияет суперхреново.

Сейчас проекту больше трех лет, и я считаю, что идея удалась. Что мы хотели сделать – делаем, и это получается. Многие нас благодарят, говорят, что это помогает рынку развиваться, и даже платят деньги.

Можешь мне как человеку, который не застал расцвет HoN, объяснить: у него были шансы бороться с Дотой?

– Это была идеальная игра в идеальное время. Лучше первой Доты в сотни раз. Коннект, графика, баланс, патчи, команда – все охренительно. Доты 2 еще нет, Лола еще толком нет – все замечательно, кроме того что стоила игра аж 30 баксов.

Соответственно, пока он столько стоил, создатели игры что-то заработали – я даже помню, как мы скидывались всем двором на новый аккаунт в HoN, чтобы команду дособирать. А потом вышла бесплатная Дота – и следующие 5 лет в HoN, который все-таки стал бесплатным, ситуацию была только помощью утопающим. В общем, не планировали в долгую и потопили крутую игру дороговизной, недостаточным маркетингом и плохим менеджментом.

И сейчас я тоже такое в киберспорте наблюдаю. Тогда в HoN были руководители 50 плюс – 48 лет было CEO, и у него был старший советник из Лас-Вегаса, которому было 73. Ну тяжело им было угадывать, что нужно игре и киберспорту, и они во всем отставали. Хотя даже копеечные начинания дали бы хороший толчок. Понятно, что мы смотрим с высоты сегодняшнего опыта, но и тогда сколько мы всего рекомендовали, копались ночами... Мы тогда сделали отличный продукт портал Sport.Garena.Ru, наверное, первый настолько хорошо работающий киберспортивный портал в СНГ. Он был только про HoN – и все работало классно. Делали на коленке дома, от любви к игре.

Над HoN работала по-настоящему крутая команда, и многие эти люди по-прежнему со мной.

- Ты комментировал турниры по HoN просто из удовольствия, или когда-то видел в этом свое призвание?

– Во-первых, мне удалось выбить у руководства нормальные деньги на комментирование. Мы даже конкурсы объявляли, получилось что я учредил – и сам выиграл, – смеется Иван. – Но это объективно было, я правда очень старался ради того, чтобы качество контента было крутым. Я читал книжки, учил слова и произношение, заучивал шутки и писал сценарии – то, чего многие комментаторы не делают до сих пор.

Понятно, что не всегда получалось идеально, я комментил несколько лет и не каждый день так сильно готовился, но к большим событиям – всегда. Считаю, что у нас был хороший уровень, в том числе потому, что я в игре хорошо разбирался. Я это любил, мы же эти турниры и делали, и за это платили деньги – не космические, но нормальные, была мотивация потратить еще 8 часов за компом в игре.

Я и Доту потом комментировал, это породило потом мои аматорские проекты в Украине со стримерами. Потому что хочется, чтобы выросли ребята, которые этим не только горят, но и обладают необходимыми умениями. Ну и они растут!

– Ты в первую очередь из-за этого вернулся в Украину из Азии?

–  Не только. Люблю быть дома, мне просто тут нравится. Тут хорошо, недорого, классный интернет, много талантливых людей. Я в мире много где пожил, но домой всегда хочется.

– Работа в Азии в профессиональном плане чем помогла?

– Знаешь, я сейчас два месяца был в Китае с акселератором. И я раньше был готов рассказывать, что Азия – она такая другая, и киберспорт по-другому развивается, и люди поотзывчивее, и ивенты больше.

А теперь после Китая кажется, что Азия – это вообще сумасшествие! Очень много людей, все в миллионах измеряется. Это очень круто. 

Азия дала много впечатлений. Чтобы в моменты, когда кажется, что все – киберспорт никому не понятное говно, умирает и больше ничего не будет, вспомнить те ивенты, на которые у нас приходило 30 человек в бар, а у них в этот момент чуть ли не 30 тысяч на стадион. Вспомнить и подумать: «Блин, нет, все-таки за этим будущее и этим надо заниматься».

Плюс — количество компьютерных клубов, фанов, которые подражают кумирам. Вот у нас суперхреновые кумиры, а там суперклевые, разница огромная. Там кумиры хотят к фанам, а фаны – к кумирам, и все счастливы. А у нас кумиры хотят спрятаться в пентхаусах и не выходить. Даже при том, что Na`Vi и Virtus.pro у нас любимые и уважаемые команды, я им некоторые лучи неодобрения посылаю за то, что они вообще не контактируют с фанбазой.

В Азии и мерч развит гораздо лучше, потому что фаны любят игроков. Я видел, как они выстраиваются в километровые очереди, чтобы посмотреть на кумиров. Смотришь на очередь – думаешь, это какой-то Майкл Джексон выйдет, а там хонер или лолер. Это впечатляет.

– Обычно наши оправдываются тем, что игроки очень устали, только прилетели с турнира и все такое.

– Ой, это не связано только с организацией. Мы когда работали в Game Show с Дримхаком, я много общался с командами, организаторами. Это у нас такой менталитет. Что сидеть дома красивым у телевизора и жаловаться вслух, что пройти мимо плачущего человека или проигнорировать улыбающегося тебе – вот это наш менталитет. А за границей люди привыкли к работе с коммьюнити, легко спрашивают у незнакомого человека на улице: «А что это за духи у тебя?». Они по-другому учатся в школах, они не под одну гребенку воспитаны. Знают, как найти общий язык, они всегда открыты.

А наши чаще тупо ссут. Они не устали – они и не умели никогда. Для них выйти на публику, поулыбаться, помахать рукой – это процесс, требующий огромных ресурсов. Это большая проблема. И какой бы ты ни был генменеджер, ее нужно решать каждый день и, может, даже годами.

Но решать надо, я ведь не в смысле, что наши этого никогда не сделают. Сделают! Просто это работа, которую нужно через другие аргументы лоббировать. Ты должен говорить: «Ребята, 300 баксов в месяц плачу, если вы играете в дотку, а 600 – если вы играете в дотку, стримите, пишете посты и еще даже выходите на площадь». Как минимум. А потом помогать, рученькой в спинку подталкивать: «Давай-давай, ты можешь, маленький!».

– Сколько зрело решение Esports Charts, и как ты набирал команду?

– Прототип я сделал сам, никого другого не было. Тогда у меня не было много времени на разработку, так что вскоре взял себе пару ребят на помощь в программировании, они уже три года в компании, один стал акционером. Года полтора работало человек 10, сейчас – больше 20.

Первые полгода я делал все сам, а когда собрал сам себе технический план и роадмап – стал искать работников. Прикольно, что я достаточно точно тогда спланировал. Иногда натыкаюсь на документ, который я писал в 2015-16 году о том, как будет развиваться киберспорт и какое место в нем займет Esports Charts – пока более-менее попадаю.

– Было очень сложно технически организовать сбор данных – или просто прийти, придумать и сделать?

– Прийти, придумать и сделать, конечно – никаких технических прорывов. Знаешь, есть поговорка: все, что можно придумать как напрограммировать, можно напрограммировать.

Но, кстати, в процессе, мы нашли эти прорывы, теперь у нас есть определенное айтишное доминирование. Работать с Твичом суперлегко – поэтому сборщиков данных с Твича много. Работать с другими платформами – суперсложно. Есть огромные ограничения по лимитам, если доступ через api. Есть нюансы: кто-то отдает информацию так, кто-то – через json, кто-то – секьюрными сокетами. «Одноклассники», например, никак не отдают. Много проблем с тем, как добыть инфу со стрима и чтобы платформа была не против. Когда работаешь с одним Твичом, проблем нет, они появляются, когда платформ 50+. Это большая работа.

– Главный вопрос про цифры на стримах. 200 млн зрителей ЧМ по Лиге легенд – это живые люди?

– У нас есть отдельный блог про достоверность китайских цифр. Вообще, это главная тема года – что делать с Китаем. Поэтому мы и поехали в Китай, открыли там офис и уговариваем китайские платформы не заниматься фигней с данными.

Тем не менее, на момент ЧМ действительно было такое число зрителей по всем платформам – это то, что сообщили платформы, причем говорили, что это именно зрители. Сейчас, бывает, что говорят прямо, мол, наши цифры – это «температура стрима», «красота стрима», в общем, индекс какой-то. Мы говорим: дайте реальные цифры.

Доказывать, правдивые ли цифры они тогда передавали, мы не беремся. Но платформы утверждают, что дао. И на тот момент мы аргументировали эти цифры тем, что... Просто представь, что у тебя страна – Китай. Все в 1000 раз больше, чем у нас. У нас 100 компьютерных клубов, у них 100 тысяч. Там достаточно популярен Лол, его активно пиарили во время чемпионата мира. И вот представь, что у тебя во всех компьютерных клубах запущен стрим. Вообще во всех. Прошел человек, пробел нажал – вот тебе новый зритель. А, компов, телефонов, других девайсов очень много.

Хотя мы не исключаем, что это было кому-то выгодно, той же Huomao. Соблазна пофейкать цифры очень много. И Лол хочет много зрителей, и платформа хочет много зрителей, чтобы быть круче, красивее и инвестиций получить больше. Какой именно коэффициент – мы не знаем, вероятно, большой. Но учитывая, что сама Лига легенд, вроде бы заслуживающий доверия источник, насчитала 96 млн уникальных зрителей, то цифра в 200 млн не уникальных совсем не выглядит неправдивой. В любом случае рекорд, но непонятно – это 200 миллионов человек, экранов, очень маленьких или даже ненастоящих экранов.

– Удается ли вам делать организаторов более сознательными и заставлять их давать реальные цифры?

– Прикольно, что есть внутренняя борьба. Некоторые организаторы идут нам навстречу, хотят репортить спонсорам честные цифры, платят нам деньги за отчеты. А какие-то – наоборот, сознательно борются с нами, говорят, что мы даем непонятные данные. А мы же люди цифр, мы просто рассказываем: вот почему у вас мы насчитали 10 млн часов просмотров, а показали на сайте 9 млн. 

Дело в том, что мы даем киберспортивную аналитику по матчам. То есть, если идет турнир, дота-дота-дота-дота, а потом между двумя матчами ничего не происходит и в студии играют в покер – мы это не учитываем. Это у нас записано, мы знаем, сколько там просмотров, кого рекламировали, что было в чате, но показываем данные только по самим играм и послеигровой аналитике. Но когда контент, по нашему субъективному мнению, становится нерелевантным – игра в мафию, стихи, конкурсы от Рамзеса – мы это не учитываем и официально об этом говорим. Если вы закажете нам репорт, заплатите нам деньги или хотя бы попросите (на самом деле, очень много работы мы делаем бесплатно и часто помогаем просто так) – мы допишем: «И еще миллиончик просмотров такого-то дополнительного контента».

Хотя просветление видно. Люди идут, спрашивают нашего мнения. Интересная картина в Китае – крупные бренды спонсируют кучу турниров, но не получают вообще никаких отчетов, цифр. Мы сейчас обсуждаем это с крупными китайскими компаниями, которые не по 3 тысячи долларов вкладывают, и они спрашивают: «Что нам делать, мы не знаем, сколько людей на стриме». 

– Артем Одинцов говорит в интервью, что опасается, что Twitch тоже будет не считать не чистых зрителей, а температуру стрима. Это реально?

– Абсолютно реально, но потопит все на свете. Этого нельзя делать. Условный Nike заплатил 50 млн за годовое спонсорство Лола в Китае. И если им все время будут сообщать, мол, ну стрим-то потеплел, спасибо за ваши 50 млн... То они просто уйдут и все остальные бренды тоже. Платформы могут это сделать только чтобы закрыть прозрачность данных.

Это никому снаружи не понравится. Мы в цифровом медийном рынке живем, никому не хочется стать тяжелоизмеримым телевидением. Бренды с радостью приходят в киберспорт, потому что на телеке им говорят: «Ну, 10-100 млн вас посмотрело». А мы тут хоть какие-то цифры имеем, работаем с данными, контентом, с чатом.

Поэтому глобально скрытия зрителей произойти не должно, а если вдруг временно произойдет – то очень сильно потопит медийку. И тогда появится платформа, которая скажет: «У нас прозрачная платформа, мы показываем цифры, а не температуру стрима — все к нам!».

– Какая сейчас самая здоровая дисциплина – по балансу турниров, зрителей и денег?

– Лига легенд, наверное. Мне очень нравится, как ведет себя Valve в Доте – что аутсорсит все ивенты, контролирует только календарь и DPC-очки. Это очень прикольно. Вообще любой бизнес, где есть другие партнеры и заинтересованные стороны, готовые что-то делать вместе — легко масштабируется. А если ты делаешь все сам, то быстро упираешься в потолок своих возможностей. 

Поэтому система Valve мне нравится больше. Но красота и богатство Лола впечатляют. Правда, я не так много людей знаю из Лола, в отличие от Доты, где я постоянно получаю много фидбэка. Но мне нравится, что в Лоле всем организациям помогают, игрокам и стафу дают зарплаты и так далее. Я и в своих проектах в СНГ пытаюсь этого добиться – чтобы люди получали зарплату, играя на профессиональном и полупрофессиональном уровне. Лол это дает, а Дота, соответственно, нет. Да, в Лоле первое место получает не 10 млн, а 2 млн, но зато они потратят еще 100 млн за год, чтобы поддерживать сотню команд – и это намного лучше. Чтобы экосистема крепчала, надо большему количеству людей, платить меньше денег, а не одному Нотейлу заплатить два миллиона.

– Какие у вас еще проекты кроме Esports Charts?

– На сегодня мы как бизнес — это только Esports Charts, остальные проекты заморожены. Все они протестированы, они породили свои MVP, теперь нужно найти кадры. У нас приличный недостаток людей, и мы не знаем, как их искать, потому что стандартные хедхантерские пути генерят нам очень высокий процент людей, которые нам совсем не подходят. Из 100 человек хорошо если 1-2 интересны.

Как только появится больше людей с киберспортивным огнем в глазах, то запустим больше проектов. Это будет турнирная платформа, свой ладдер, школа стримеров, необычная донейшн-платформа, титровальная платформа для стримеров. То есть набор инфраструктурных продуктов, которые должны увеличить качество контента, развивать киберспорт в целом.

– Esports Charts уже прибыльный или пока живет на инвестициях?

– Инвестиционный. Доход есть, он не нулевой, но до безубыточности далеко, потому что набираем обороты очень быстро. Далеко – но не очень. Есть десятки потенциальных путей развития от сегодняшнего дня – и многие из них, где-то 8 из 10 вариантов, позволят нам выйти в ноль уже в этом году. Но оставшиеся два нам тоже очень нравятся. У нас два роадмапа: один помедленнее и с деньгами, а другой – побыстрее и за идеей. Мы же ресерч-компания, мы хотим ресерчить. 100 миллионов пока не можем освоить, 10 тоже не можем, а 4 – можем. А заработать их в этом году – не факт.

– Расскажи про киберспортивную федерацию, где ты один из основателей. Что вы делаете?

На собрании федерации

– Федерация называется Esports Ukraine. Мы работаем с министерствами, создаем образование киберспортивное и айтишное. Проводим студенческие турниры, причем отличие наших турниров в том, что они признаны университетами и правительством, это «официальные» соревнования. Делаем школьные турниры, любительские турниры в онлайне, финансируем их. Там не так много денег, но какую-то копеечку большому числу людей получается раздать.

Задача – развивать любительский киберспорт, создать карьерную лестницу от нуля до любительского, а потом и профессионального киберспорта.

– В конце 2017-го ты дал прогноз, что года через 3-4 киберспорт достигнет миллиардной аудитории. Ты по-прежнему так оптимистичен?

– Да. Мне даже кажется, что многие оценки слишком пессимистичны. Когда говорят, что в киберспорте рынок на миллиард долларов, я думаю, что на два. Потому что многие не считают доход сторонних компаний, которые сами по себе не киберспорт, но заработали как раз на киберспорте. Как и в обычном спорте, каком-то баскетболе – есть оценка спорта, например, в 10 млрд, а есть оценка в 80-100 млрд с учетом мерча, беттинга, обучения, лицензий и других смежных бизнесов. У нас то же самое – посчитаны спонсорские контракты, призы и зарплаты, но это далеко не все.

То же самое с аудиторией. Прикидывают – 200-400 млн, но чем ее мерять? Уникальных зрителей сейчас даже Twitch не репортит. Вопрос же в формуле подсчета. Если те, кто хоть раз в год включил стрим – то там уже под миллиард. Мне хотелось бы учитывать именно тех, кто сознательно включает киберспортивный стрим раз в месяц минимум – и таких намного меньше.

Так что если вернуться к моему прогнозу: я уверен, что в следующем году какая-то формула даст миллиард. Но наша внутренняя цель – это именно сознательные зрители.

Еще важно – мобильный киберспорт. Как только добавляешь PUBG Mobile, Fortnite Mobile и какой-нибудь Free Fire – у тебя уже плюс 200 млн.

У меня есть любимый кейс – к нам приходила взрослая женщина, мать. Говорит: «Научите меня играть в Доту». Я говорю, мол, женщина, вам 40 лет, какая Дота, зачем вам? Она отвечает: «С детьми не о чем разговаривать». И мы, конечно, не учили ее играть – мы учили смотреть стримы и интересоваться соревнованиями. И через неделю-две она говорит: «Спасибо, вы спасли семью, я теперь люблю киберспорт». Потому что ее восьми- и двенадцатилетние дети начали рассказывать ей, и у них киберспортивный огонь в глазах, потому что мать начала интересоваться, чем они занимаются. Вот мы получили как минимум плюс два зрителя-родителя нативным способом – и теперь они хотят смотреть киберспорт. Керлинг не хотят, а киберспорт, особенно с комментарием твоего ребенка, – это суперинтересная дисциплина.

«Киберспорт находится в говне». Огненная речь со Стримфеста

+21
9 комментариев
Возможно, ваш комментарий носит оскорбительный характер. Будьте вежливы к собеседнику и соблюдайте правила
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
Ответ заблокированному пользователю
Ясно. Очередной "аналитик", который начинает с рассказов о менталитете и прочая. Никогда такого не было и вот опять. Спортсмен/киберспортсмен - не обязан быть публичной личностью. Это не актеры или певцы, большАя часть карьеры которых состоит из работы со СМИ. Тут же главное - результат. Мне не интересно мнение условного Миракла по каким-то отвлеченным вопросам. Маловероятно, что оно может быть стоящим и интересным, учитывая, что человек сутками сидит за монитором. Его главная задача - тащить в игре. И он это делает. А то что стримит раз в год - ну и ладно. При желании можно поехать на Эпицентр, допустим, и попасть на автограф-сессию. Выцепить там же или в отеле, аэропорту, попросить о совместном фото. Это всё, что нужно большинству зрителей/болельщиков. Требуют большего только разного рода прихлебатели, которые пытаются вклиниться в нишу и поднять на всем этом денег. Персонаж из сабжа - отличный пример. Аминь.
Ваше мнение о спортсменах застряло где-то в 80-х. Спортсмен, который только тащит в игре и не тратит время на фанатов и продвижение себя (интервью, инстаграм - да тысяча способов есть), останется по популярности на уровне стрелков из лука, если он не гений (а гениев очень мало)
+5
0
+5
Ответ Ivan Danishevsky
😊 Ой тоже на все это надеюсь. Для меня «киберспорт» - это новый диджитал в спорте в целом. Electronic sports значительно более объемный термин. В ближайшее время мы, думается мне, уже увидим как будет стремительно оцифровываться весь спорт вообще и тогда в и не в один миллиард значительно легче будет поверить. Мне, например, и в футбольные 2,5 миллиарда не верится, хотя… даже я футбольная аудитория, хотя и не зритель, и не фанат. У мобильных игр, к слову, уже есть под 30% «пользователей» от всего населения земли, да?
Нет, с футболом все куда проще - матчи сборных на ЧМ привлекают огромное количество людей, некоторые из которых не смогут даже объяснить, что такое оффсайд. И там реально может набраться 3.5 млрд. А условную доту без понимания смотреть нереально.

Насчет мобильных игр - ну это тоже такое себе. Если человек играет только в Angry Birds на телефоне - разве его можно причислить к "аудитории киберспорта"?
+1
0
+1
Нет, с футболом все куда проще - матчи сборных на ЧМ привлекают огромное количество людей, некоторые из которых не смогут даже объяснить, что такое оффсайд. И там реально может набраться 3.5 млрд. А условную доту без понимания смотреть нереально. Насчет мобильных игр - ну это тоже такое себе. Если человек играет только в Angry Birds на телефоне - разве его можно причислить к "аудитории киберспорта"?
Я не про сегодняшний день, а про перспективы развития аудитории и самого киберспорта - о том, откуда наберутся миллиарды в перспективе. Дота, конечно, плохой пример масс-маркета - сложная слишком, а вот PUBG:Mobile, например, наоборот. И когда какой-то новый вид киберспортивного соревнования соберёт не один стадион, а серию - тогда и тех, кто не знает про офсайд тоже зацепит. :))
+1
0
+1
Нет, с футболом все куда проще - матчи сборных на ЧМ привлекают огромное количество людей, некоторые из которых не смогут даже объяснить, что такое оффсайд. И там реально может набраться 3.5 млрд. А условную доту без понимания смотреть нереально. Насчет мобильных игр - ну это тоже такое себе. Если человек играет только в Angry Birds на телефоне - разве его можно причислить к "аудитории киберспорта"?
Вообще забавно, что правило офсайда далекий от спорта человек понимает часто довольно трудно, хотя нам кажется, что это очевидная история. Но с футбиком действительно проще, потому что в целом у него элементарные правила: забивай голы, не играй руками, не бей по ногам, из артефактов - только бутсы от спонсора. Плюс мяч хорошо видно и сразу понятно, куда смотреть, а в доте на экране происходит очень много всего практически в каждый момент времени.
+1
0
+1
Очень интересное интервью, спасибо.
+1
0
+1
Насчет миллиарда - звучит оптимистично, если смотреть пропорциями. Только вдуматься - каждый восьмой житель планеты смотрит киберспорт. И тут я вспоминаю про то, сколько людей вообще не интересуется играми, сколько из них в мире вообще не пользуется интернетом/компьютером, сколько у нас в одной России пенсионеров/40-летних людей, которые не знают, что такое Twitch (при этом, они могут играть в условные танки!). И как-то после таких прикидок в миллиард верится с трудом.

А человек, судя по интервью, очень даже интересный - надеюсь, киберспортивные бюрократы в Украине не предлагают за абон. плату "вступить в клуб киберспортсменов", как в некоторых странах, лул.
0
0
0
Насчет миллиарда - звучит оптимистично, если смотреть пропорциями. Только вдуматься - каждый восьмой житель планеты смотрит киберспорт. И тут я вспоминаю про то, сколько людей вообще не интересуется играми, сколько из них в мире вообще не пользуется интернетом/компьютером, сколько у нас в одной России пенсионеров/40-летних людей, которые не знают, что такое Twitch (при этом, они могут играть в условные танки!). И как-то после таких прикидок в миллиард верится с трудом. А человек, судя по интервью, очень даже интересный - надеюсь, киберспортивные бюрократы в Украине не предлагают за абон. плату "вступить в клуб киберспортсменов", как в некоторых странах, лул.
😊 Ой тоже на все это надеюсь.

Для меня «киберспорт» - это новый диджитал в спорте в целом. Electronic sports значительно более объемный термин. В ближайшее время мы, думается мне, уже увидим как будет стремительно оцифровываться весь спорт вообще и тогда в и не в один миллиард значительно легче будет поверить.

Мне, например, и в футбольные 2,5 миллиарда не верится, хотя… даже я футбольная аудитория, хотя и не зритель, и не фанат. У мобильных игр, к слову, уже есть под 30% «пользователей» от всего населения земли, да?
0
0
0
Ясно. Очередной "аналитик", который начинает с рассказов о менталитете и прочая. Никогда такого не было и вот опять.
Спортсмен/киберспортсмен - не обязан быть публичной личностью. Это не актеры или певцы, большАя часть карьеры которых состоит из работы со СМИ.
Тут же главное - результат. Мне не интересно мнение условного Миракла по каким-то отвлеченным вопросам. Маловероятно, что оно может быть стоящим и интересным, учитывая, что человек сутками сидит за монитором. Его главная задача - тащить в игре. И он это делает. А то что стримит раз в год - ну и ладно. При желании можно поехать на Эпицентр, допустим, и попасть на автограф-сессию. Выцепить там же или в отеле, аэропорту, попросить о совместном фото. Это всё, что нужно большинству зрителей/болельщиков.
Требуют большего только разного рода прихлебатели, которые пытаются вклиниться в нишу и поднять на всем этом денег. Персонаж из сабжа - отличный пример.
Аминь.
0
0
0
Ваше мнение о спортсменах застряло где-то в 80-х. Спортсмен, который только тащит в игре и не тратит время на фанатов и продвижение себя (интервью, инстаграм - да тысяча способов есть), останется по популярности на уровне стрелков из лука, если он не гений (а гениев очень мало)
1) Стрелок из лука будет известен тем, кто этой самой стрельбой увлекается. Кто сказал, что этого мало?
И да, пример тут не самый лучший. Этот вид спорта никогда не был популярным. Трансляции соревнований даже не показывают на телевидении. Кроме ОИ, конечно.
2) Инстаграм можно вести по-разному. Пилить фотки в инсту и что-то там писать можно и не преследуя цели конвертировать эту активность в известность/популярность. Тут же речь идет о чистом маркетинге, когда все, в том числе и соц. сети, работает на создание/поддержание определенного образа в медиа. Некоторые "звезды" нанимают специальных людей, а то и целые агентства, которые анализируют каждый будущий пост, реакцию и отклики на него. Они не будут писать свое мнение по какому-то вопросу, если оно вызовет негатив, отток подписчиков. Для них главное - привлечь новых. Раздуть этот пузырь до максимума. Нужно ли подобное в киберспорте? На мой взгляд - нет.
3) Киберспорт тем и прекрасен, что тебе не нужно спать с продюсером ради роли, либо тренером, ради места в команде. Тут главное - результат. Будет результат - будут деньги у спортсмена и организации. Дорога тут открыта для каждого, скачал игру и вперед, покоряй ладдер, вступай в команду. Ты можешь быть прыщавым финном, толстым китайцем или простым парнем из Новороссийска, и зрители будут болеть и поддерживать тебя за твой талант, а не за твою активность в медиа и прочую надуманную чепуху.
0
0
0
Укажите причину бана
  • Оскорбление
  • Мат
  • Спам
  • Расизм
  • Провокации
  • Угрозы
  • Систематический оффтоп
  • Мульти-аккаунтинг
  • Прочее
Пожаловаться
  • Спам
  • Оскорбления
  • Расизм
  • Мат
  • Угрозы
  • Прочее
  • Мультиаккаунтинг
  • Систематический оффтоп
  • Провокации
Комментарий отправлен, но без доната
При попытке оплаты произошла ошибка
  • Повторить попытку оплаты
  • Оставить комментарий без доната
  • Изменить комментарий
  • Удалить комментарий

Новости