MENA – зачем для шейхов выделили свой регион в киберспорте?
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
Рассказываем о создании MENA – региона Team Falcons, новых топ-1 мира.
Отмена системы Dota Pro Circuit с региональными лигами вызвала большие обсуждения в Дота-сообществе, что логично: DPC действовала на протяжении нескольких лет, и именно она задавала темп соревновательной сцене. Теперь организация турниров лежит на плечах турнирных операторов, причем без особого вмешательства со стороны Valve.
В новой системе главным ТО стал ESL, который играет ключевую роль на сегодняшней сцене. Особенно с учетом их обширной серии ESL Pro Tour, которая включает в себя множество турниров на сумму 17 миллионов долларов на предстоящий год и очки для попадания на Riyadh Masters.
ESL и организовали первые крупные турниры в новом сезоне. В этих турнирах появилось место для нового региона – MENA (Ближний Восток и Северная Африка). Хотя в контексте Доты основное внимание уделяется скорее Ближнему Востоку, учитывая наличие известных игроков и команд из этого региона, которые уже много времени известны на высоком уровне, в отличие от Северной Африки: Miracle, Yapzor и другие. Решение создать новый регион в своих турнирах поддержали и другие турнирные операторы: например, BetBoom с Fissure на своей прошлой BB Dacha.
Почему же было принято решение ввести новый регион, в который входят ОАЭ, Саудовская Аравия и другие богатые арабские страны?
Во-первых, как бы это банально ни звучало, деньги. У Саудовской Аравии есть суверенный инвестиционный фонд, получающий средства от продажи нефти, и который вкладывается абсолютно во все: Формулу 1, Гольф, футбол и многое другое. Очередь дошла и до киберспорта: за полтора миллиарда долларов, огромные деньги для сцены, были выкуплены ESL и Faceit компанией Savvy Gaming Group, которую содержит инвестиционный фонд Саудовской Аравии. В игровую индустрию целиком компания вложила аж 38 миллиардов долларов.
Мухаммед ибн Салман аль-Сауд, председатель совета директоров компании (и заодно наследный принц Саудовской Аравии) заявил, что они «собираются использовать нереализованный потенциал сектора киберспорта и игр для диверсификации нашей экономики, стимулирования инноваций в этом секторе и дальнейшего расширения предложения развлечений и киберспортивных соревнований по всему королевству». Все тот же принц в 2022 году объявил о Национальной стратегии в области игр и киберспорта, которая представляет собой комплексный 10-летний инвестиционный план по развитию всей цепочки создания стоимости в сфере игр и киберспорта. Амбиции у страны в сфере киберспорта большие.
По сути произошла переориентация рынка – киберспортивные деньги больше не крутятся в Европе или в США, теперь они сосредоточены на Ближнем Востоке. Новые организации, новые крупные турниры теперь все чаще будут появляться именно здесь. Очевидно, что с такими инвестициями и ростом неизбежно созревало создание ближневосточного региона в Доте. Во-вторых, отдельно стоит выделить «Чемпионат мира». Фейсал ибн Бандар Аль Сауд, уже другой принц, занял должность президента Международной федерации киберспорта (IESF), которая отвечала за проведение чемпионата мира – да, раньше турниры были маргинальные, но с саудовцами во главе стоит ожидать чего-то грандиозного. Сам чемпионат мира от федерации в 2024 году пройдет тоже именно в Саудовской Аравии.
Также можно вспомнить Рияд – турнир входил в фестиваль Gamers8, теперь это зовется Esports World Cup, который будут проводить ежегодно, на нем обещают разыгрывать рекордные суммы для киберспорта. И на этом турнире будет квалификация для MENA. По сути, если в прошлых сезонах правила задавали Valve и TI, то теперь негласно правила задает Gamers8 и ESL, ведь все будут целиться именно под него, возможно, крупнейший турнир в истории киберспорта. Согласитесь, было бы странно, если в течение сезона квалификаций для MENA не было бы, а на главном турнире года – да. Поэтому логично, что система подстраивается под новый крупнейший турнир в сезоне.
В-третьих, не стоит забывать о загруженности европейского региона. Сейчас бы в регионе соревновались вице-чемпионы TI Gaimin Gladiators, одна из главных команд прошлого сезона Liquid, Entity с новым русскоязычным составом, Secret, усилившиеся OG, Quest, суперсостав Falcons и Nigma с Мираклом и Сумаилом. То есть 8 полноценных тир-1 организаций, даже без учета различных сильных миксов, которые часто появляются в европейском регионе. И это лишь на 2-3 слота. Своим решением турнирные операторы разгрузили европейский регион и облегчили конкуренцию. По сути, был добавлен новый слот Европе
Тем не менее не все так гладко. На прошедшую квалификацию к BetBoom Dacha в открытых квалификациях региона не зарегистрировалось ни одной команды, из-за чего квалификацию пришлось отменить. До этого на вторую опен-квалу к ESL Kuala Lumpur заявились всего две команды, при том что слотов было три. То есть для попадания в закрытые квалификации и игры против Miracle игрокам этого региона достаточно было просто зарегистрироваться! Многие медийные личности на этом фоне писали резкие статьи, что никакого смысла в создании региона нет.
Но действительно ли это проблема? В той же Северной Америке на квалификации к Elite League (которая была неделю назад) лишь 8 зарегистрированных команд, хотя регион существует уйму лет и стабильно получает слоты на турниры, и никого это не беспокоит. Скорее, маленькое количество участников говорит о том, что прошло недостаточно времени для создания команд в регионе и общем упадке Доты, чем о том, что это было ошибочное решение выделять MENA. Да и сомневаться в том, что будут новые команды, не стоит. Есть несколько крупных киберспортивных организаций на Ближнем Востоке, которые еще не вошли в Доту. Например, YaLLa Esports – одна из крупнейших киберспортивных команд на Ближнем Востоке, спонсируемая Intel, Burger King и ASUS; NASR Esports, Twisted Minds и другие.
Многие критикуют и общий уровень региона. Помимо грандов, в регионе нет хотя бы тир-2 команд, пропасть между Quest, Nigma, Falcons и остальными просто огромная. Вы вряд ли назовете хотя бы несколько никнеймов игроков из команд MENA, за исключением этих грандов.
Но такие же мнения были и про Южную Америку, когда только вводилась система DPC: южноамериканские команды стабильно проваливались каждый турнир, занимая последние места, но гарантированно получали один слот на турниры от Valve: теперь перуанская команда Thunder Awaken может занять пятое место на Инте, а главным открытием года станет Parker, игрок из Южной Америки.
Все это становится почвой для развития региона. Сегодняшней Доте с падающим онлайном и вечными разговорами про смерть игры просто необходимо развитие новых регионов. Так почему бы это не сделать в MENA? Причем при поддержке шейхов, а сомневаться в их желании развивать свой регион и Доту в целом не приходится: все мы помним истории, что шейхи скупают тысячи уровней Battle Pass.
В заключение хочется сказать про Team Falcons. Крупная арабская организация благодаря созданию нового региона вошла в Доту, подписала сильный состав и теперь они берут два тир-1 турнира подряд. Это может подстегнуть другие крупные киберспортивные арабские организации прийти в Доту, что лишь усилит привлекательность игры для саудовцев и интерес к соревновательной сцене для нас.
Так можно ли в этом случае говорить, что создание региона – ошибка?
В доте много проблем, с этим не поспоришь. Маленький шажок в сторону развития киберспортивной сцены - выглядит не плохо. Но основная проблема всем известна: дота, это не та игра, в которую ты можешь позвать друзей и хорошо провести в ней время. Очень мало, кто рискнёт оспорить. И причины тому две: несовершенство самой идеи доты как игры, на уровне концепта (нужно отбирать рандомных игроков, разбивать их на две команды и пытаться сбалансировать это безобразие) и не здоровое комьюнити. Первая проблема спровоцировала вторую. Вторая проблема со временем становится менее острой, просто потому, что средний возраст игроков повышается и растёт средний уровень эмоционального интеллекта. А вот с первой пока не могут придумать ничего дельного и обходятся костылями. Если хорошенько подумать, то решив проблему того, что в доту нельзя зайти по кайфу поиграть патей из 5 человек, то можно было бы оказать крайне положительное влияние на всю доту. К игре изменилось бы отношение, в неё пришли бы новые игроки, не страдающие ещё теми психологическими деформациями, которыми наградила игроков старая дота за все годы существования. И новые игроки не сталкивались бы с этими деформациями, ведь проблема была бы решена. Но как её решить? Ключ к, практически, резкому возрождению доты, её популярности, её авторитета среди геймеров всех жанров (сейчас отношение как минимум настороженное, а зачастую негативное), лежит, по моему мнению именно тут. И не сказать, что это невозможно.
Как можно реализовать идею противостояния двух команд так, чтобы просто группы друзей могли заходить и играть без всех нынешних проблем? Я думал некоторое время и понял, что стандартными средствами, которыми валве решали проблему - ничего решить лучше чем уже есть, не получится. Нужно выйти за рамки. Необходимо перевести систему подбора игроков для таких матчей 5 на 5 на ручной режим. Т.е. когда вы собираетесь впятером, у каждого из вас есть свой рейтинг (смурфов существовать не должно и новых аккаунтов с того же оборудования тоже не должно быть). Система берёт ваш рейтинг, который точно соответствует вашему скиллу (за этим надо следить очень плотно), смотрит на вашу роль в команде (на ком чаще играете) и просто данную информацию вываливает в поисковую систему. Как только вы собрались и готовы к игре, вы тыкаете кнопку "готовы" и ваша команда отображается в списке тех, с кем можно сыграть. Там вся инфа о ваших профилях, ммре, показателях и предпочитаемых ролях. Вы видите что примерно из себя представляет каждая пачка игроков. Вы кидаете запрос на матч к команде игроков, от своей команды. Те смотрят кто вы, что вы (у них таже инфа о вас) и если они тоже считают, что вы по силам сопоставимы - подтверждают готовность к матчу и стартуют игру. Естественно валве надо продолжать жёстко следить за корректностью общения в играх и не допускать оскорблений, фида, читов и тп - всего, что портит игру.
В итоге, в такой системе мы получаем то, что из уравнения убирается момент "рандомного подбора". Вы сами выбираете с кем играть.
Такая система вполне годная, если мы забываем о существовании рейтинговой системы и необходимости её менять в зависимости от результата матча. Как с ней быть? Скорее всего в поиске нужно сделать переключатель. Жёсткая привязка рейтинга и без жёсткой привязки. Первый вариант означает, что средние рейтинги команд должны быть в каком-то заданном диапазоне и не слишком различаться, а второй убирает привязку и позволяет хоть. стаком 2к сыграть против стака 9к. Можно реализовать систему двумя способами: когда первый способ меняет рейтинг, а второй не меняет, либо когда изменение рейтинга также выставляется в настройках поиска (вы поставили галочку "игра на рейтинг" и этим ваша группа, подтвердила, что готовы играть на рейтинг, а можете и не ставить, тогда игра будет не на рейтинг).
Если все эти идеи нормально докрутить до готового вида и реализовать, дота может сильно поменяться, зацвести и наполниться новой жизнью. Игроки получат качественную классную игру, а валве популярность своей игры и бабки. Турнирные операторы получат бОльший запрос аудитории на турниры именно по доте, ибо аудитория возрастёт. Команды получат бОльшие призовые, а зрители больше контента на бОльшем числе турниров. Все счастливы. Благодать, бабочки порхают. Но валве - это валве. Остаётся лишь надеяться, что однажды найдётся человек с хорошими идеями и преобразит доту.