Китайская Дота при смерти. Ее хоронят правительство и смартфоны
Еще никогда регион не был таким слабым.
Я играю в Доту и слежу за профессиональной сценой с 2017 года. Первое, что я сразу понял: китайская Дота – лучшая в мире. Папич постоянно говорил: «Почему он так классно играет? А, это же китаец, тогда понятно».
Выражение «китайский дотер» было синонимом первоклассного игрока, робота, который все делает идеально. Китай задавал мету, которую потом копировали остальные регионы, а игроки вроде Сомнуса, Fy, Sccc и Аме считались лучшими на своих позициях.
Читай пост, спускайся вниз и пиши комментарии! А как получить за них призы – по этой ссылке
К 2023 году изменилось все. Китайские команды не выигрывают The International аж с 2016 года, китайские игроки отстают от Ниши, Яторо и Коллапса, а на текущем мейджоре в Лиме лучший результат – топ-8 у Aster. PSG.LGD вылетела в первом же раунде лузеров, а две другие китайские команды и вовсе не вышли из группы.
Что произошло с Дотой в Китае? Как некогда сильнейший регион в Доте стал чуть ли не слабейшим? Давайте разбираться.
До 18 лет в Китае можно играть лишь три часа в неделю
Борьба Китая с игроманией началась в 2019 году. Тогда несовершеннолетним запретили играть с 22:00 до 8 утра. Но большинство геймеров научились обходить запрет. Тогда была введена специальная система распознавания лиц, чтобы вычислять подростков, играющих ночью.
В то же время китайские СМИ растиражировали статью, в которой игры приравняли к наркотикам, а геймеров – к наркоманам. Это очень сильно повлияло на старшее поколение в Китае. Например, Ori, один из лучших китайских мидеров, завершил карьеру после The International 2022 из-за того, что родители нашли ему другую работу. 27-летнему успешному киберспортсмену!
Но это еще не все. В 2021 году власти Китая запретили несовершеннолетним проводить за играми больше трех часов в неделю. Теперь китайским подросткам можно играть лишь с 20:00 до 21:00 в пятницу, субботу, воскресенье и праздничные дни. А еще для игры требуется аккаунт в Perfect World, где необходимо указать свои настоящие данные.
Конечно, любой запрет можно обойти (например, ввести данные родителей), но новый закон сильно ударил по геймерам. Как можно быть конкурентноспособным в Доте, если ты играешь всего 3 часа в неделю? Попросту невозможно.
Современные дети предпочитают мобильные игры
Спроси сегодня у четвероклассника: «Ты играешь в игры на компьютере?» Большинство ответит: «Зачем? У меня есть смартфон, я на нем играю». И так по всему миру.
Но в Китае особенно тяжело конкурировать с мобильными играми. Во-первых, не все семьи могут позволить себе ПК или ноутбук, но абсолютно у каждого ребенка есть смартфон – просто чтобы быть на связи.
Во-вторых, закон о «трех часах в неделю» не распространяется на мобильные игры. Чтобы играть в Доту в Китае, тебе нужен ПК/ноутбук, зарегистрироваться в Perfect World, ввести не свои данные, да еще и не попасться системе распознавания лиц. Звучит непросто, правда? А вот скачать игру на телефон легко. Да и прятаться с телефоном, играя в условный Standoff, намного проще, чем с ноутбуком.
В-третьих, порог входа в Доту по-прежнему очень высок. Какой смысл современным детям с их клиповым мышлением разбираться в механиках и куче терминов? Мобильные игры же чрезвычайно просты.
Почему я до сих пор играю в Доту в 2023 году? Эссе Романа Галеева
Китайская Дота не вдохновляет и переживает смену поколений
В Китае очень эмоционально относятся к успехам в спорте. Достаточно вспомнить The International 2019: как яростно китайские болельщики относились к «чужакам» и поддерживали своих. Когда есть победы и примеры для подражания – гораздо больше молодых болельщиков хотят пойти по стопам кумиров.
Но когда Китай в последний раз побеждал на The International? Правильно, 7 лет назад. И за такой промежуток ни одной победы на главном турнире в Доте!
Два гранд-финала TI у PSG.LGD, в каждом из которых китайская команда была фаворитом! И такие обидные поражения от OG и Team Spirit лишь сильнее оттолкнули молодых китайцев. Даже на мейджорах Европа успешнее – после победы Wings на TI6 прошло 25 мейджоров, из них Китай выиграл лишь 7, Европа – 14. Дота перестала быть предметом национальной гордости для Китая, поэтому подрастающее поколение смотрит в сторону других игр.
Но есть и другой, гораздо более объективный фактор – смена поколений. Нечто похожее переживала Восточная Европа после The International 2019, когда золотой состав Virtus.pro распался. Целых два года, в период с лета 2019 года и до победы Team Spirit на TI10, у команд из нашего региона не было вообще никаких успехов! Яторо, Коллапс, Сейв и Найтфолл все это время обрастали мясом.
Но в Восточной Европе нет ограничения на времяпрепровождение за играми, поэтому у нас быстро появились Пьюр, Дурачье, Сейв, Найтфолл, Ватсон и другие. А вот в Китае с молодыми талантами сложнее из-за уже названных причин.
Вдумайтесь в этот факт: после The International 2022 карьеру завершили Chalice, Somnus, Kaka, Faith_bian, Ame, Ori. Второй золотой состав PSG.LGD, будучи доминирующей силой в Доте два года, распался точно так же, как VP в 2019 году. Прямо сейчас у Китая просто нет команды, которая может дать бой Liquid или Team Spirit. А молодым талантам нужно время.
* * *
Жесткие законы, отсутствие громких побед, конкуренция со стороны мобильных игр и болезненная смена поколений. Если подумать, то в нынешнем состоянии китайской Доты нет ничего удивительного.
Как вы считаете, как скоро Китай вернется в ряды сильнейших регионов? И вернется ли вообще?
Как команда Дурачья стала фаворитом мейджора? Лучше всех фармят карту и играют узким пулом
Запрет только на пк игры, но игнор мобилок это прям сильно
Не считаю фактор отсутствия громких побед слишком критичным. В СНГ тоже долго не было громких побед, но на популярности это не сказалось. Дота2 в СНГ это просто очень модно, это считай субкультура.
Например мидеру ехоум 26 лет и это его первая тир1 команда за 9 лет карьеры, мидеру Астер тоже 26 и его взяли в конце 2022 года.
То есть там если посмотреть, то огромное количество игроков проводят в академиях и тир3 командах по 5 лет, перед тем как их куда-то возьмут
1. Давайте посмотрим исследования, кидайте пруфы, конкретные примеры. Где дети, которым ограничивали, начали больше зарабатывать, стали гениями, ЗОЖники и прочее. И да, дети зарабатывают? Ну ок. Или там прошло 10-15 лет? Где эти громкие десяти(!)летние или пятнадцати(!)летние исследования? При этом, если учесть население в 8 млрд. людей на планете, то исследование должно было проводится, ну, допустим, минимум с 500 млн. детей разных рас, национальностей, при различных условиях жизни, чтобы эти исследования могли хоть немного соответствовать слову "среднестатистический".
2. Дофаминовая ловушка? Практически та же просьба, что из пункта 1, предоставьте исследования, хотя бы за последние пол века, которые проливают свет на эту ужасную ловушку. Но, бьюсь об заклад, максимум что вы сможете предоставить, это жалкие статейки псевдопсихологов или учёных, которые появились не раньше, чем в 2019 году. Которые настолько же никчёмны, как и их авторы.