Национальные сборные: реальность или утопия?
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
Особенно удивительно это смотрится на фоне официальной информации о турнире перед его стартом : очень сильные страны, где по-настоящему любят и умеют играть в доту, ярчайшие игроки в составах как СНГ, так и некоторых других европейских команд. На деле все оказалось намного хуже; официальные игроки звездного состава, например, российской сборной - yoky , Silent, SoNNeikO, God и sQreen, не сыграли вместе ни одной встречи, а игроки Virtus.Pro и Team Empire вообще не приняли участие ни в одном матче, как и запасные из Vega Squadron. Аналогичная ситуация и в сборной Украины: после группового этапа состав резко поменялся, а действительно сильных игроков из ведущих СНГ-команд заменили профессионалы рангом ниже. Сильные в перспективе сборные США или Германиипредставляли же игроки, о которых даже опытные комментаторы почти или совсем ничего не знают. Стоит ли говорить, что вместо планируемого финала в октябре организаторы смогли закончить только групповую стадию, а матчи серии плей-офф растянулись на три с половиной месяца. Таким образом, очередная попытка исполнить мечты многих любителей доты обернулась провалом. Почему - давайте разбираться.
Прежде всего, нужно отметить, что часть проблем национального первенства кроется не в самом турнире или его организаторах. На National Cup ответственность за состав сборных команд была возложена на специально выбранных капитанов, и это уже вызывает вопросы. Что же могут сделать организаторы, когда даже сами лидеры в итоге бросают свою команду на произвол судьбы - Роман 'Resolut1on' Фоминок покинул стан сборной перед ответственнейшим матчем против России, а вместе с ним не смогли принять участие в принципиальном матче и остальные игроки основного состава. Да и в российской сборной заявленный капитан God в итоге не провел ни единого матча, а весь турнир пикал, координировал, а что важнее - собирал состав другой игрок команды: sQreen. Отметим и еще одну деталь: сами составы, как было отмечено раньше, формировались самими игроками, что породило множество небеспочвенных слухов о приглашениях в сборную "по дружбе", а не по скиллу - и иных, будто более сильные игроки "из другой тусовки" часто отказывались играть с тем или иным лидером.
Возможно, в будущем, когда игроки станут более профессиональными и будут готовы выступать под знаменами сборной, формировать состав станет значительно легче, а заниматься этим будут специальные институты или уполномоченные органы. Однако для этого этим самым органам нужно получить какой-то авторитет в среде профессионалов: вспомним ежегодные попытки Федерации Киберспорта России собрать сборную для участия в официальном чемпионате мира от ieSF - на них в лучшем случае отправляются малоизвестные профессионалы. Да и тут организация отбора оставляет желать лучшего; квалификацию проходят уже ГОТОВЫЕ команды, сильнейшая из которых в полном составе представляет нашу страну. В общем, пока создание яркой и интересной национальной команды, в которой лучшие игроки страны будут играть не за дружеские отношения, а за свою страну, кажется утопией.
Даже те национальные команды, которые каким-то образом не меняют состав весь турнир и стабильно выступают под знаменами своей страны, в подавляющем большинстве являются обманкой - почти всегда все игроки сборной просто являются участниками одного коллектива и в командной доте; примерами тому являются и та самая сборная Румынии ( XPC), греческая команда ( Ad Finem) или коллектив из Финляндии - известные всем STARK. Именно эти коллективы показали хорошие результаты на National Cup, а доминация командной доты над идеей сборных чувствовалась на протяжении всего турнира, так и в финале - известные СНГ-фанатам российские игроки стать настоящей командой так и не смогли. Ради справедливости стоит сказать, что несколько игр за сборную России провела ныне канувшая в лету Walrus Punch! - надо сказать, довольно успешно. Витает в воздухе идея квотирования максимального числа игроков из одного коллектива в сборной, но в конкретно этом турнире организаторы, похоже, даже поощряли подобные команды-сборные. По крайней мере, так казалось со стороны.
Впрочем, несмотря на неудачный опыт, в плане перспектив не все так плохо. Как показывает практика, даже сейчас в крупной киберспортивной дисциплине можно создать интересный и качественный турнир национальных сборных. Недавно прошедший Чемпионат мира по дисциплине Counter-Strike: Global Offensive поразил даже самых скептически настроенных по отношению к играм национальных сборных болельщиков. 79 национальных сборных со всех континентов боролись за попадание на LAN-финал в сербский Белград, где организаторы разыграли довольно серьезную для CS:GO-сцены сумму в $100,000. E-frag и Hitbox смогли доказать, что подобные турниры востребованы, а уникальность подобных ивентов только привлекает киберспортивную аудиторию - нужна только хорошая поддержка и организация.
И пусть без отрицательных моментов не обошлось - отказы национальных команд, не самые сильные игроки в некоторых коллективах и некоторые организационные погрешности — турнир вышел на славу. Остается верить, что Dota-сцена вскоре тоже получит турнир подобного размаха, и кто знает, может статься, что уже в этом году мы получим возможность поболеть за наши национальные команды под лидерством Resolut1on, God или fng.
Вопрос лишь в том, хотите ли этого вы, представители сообщества? Ведь непосредственно спрос рождает предложение; так какое ваше мнение по данному вопросу? Станут ли интересны чемпионаты мира и Европы по Dota 2?