«Дом дракона». Обзор на вторую серию
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
Впервые с лета 2014 года нам показали «Игру престолов»
Традиционная экспозиция. Второй эпизод сразу же даёт по тормозам темпа. Никаких таймскипов, экшона и брутальных заигрываний с аудиторией. Сериал наглядно демонстрирует, идеологическим наследником кого он является. Красный Замок при правлении Визериса I плавно накрывает тягучесть интриг и заговоров. Начинается вырисовка фактуры и персонажей. Отто Хайтауэр продолжает прокладывать карьерное возвышение своей дочери с элегантностью если не Мизинца, то хотя бы Дорана Мартелла. Корлис Веларион успешно (почти) сплетает воедино конфликт с пиратами и потенциальное замужество своей малолетней дочери Лейны. Деймон обостряет, конфликтует, но по сути просто рефлексирует из-за статуса «младшего брата» и потерянного титула наследника, обустроившись на Драконьем камне (видимо, на этом острове исторически тусуют самые крутые мужики Вестероса). Рейнира показывает характер: здесь на драконе прилетит да вновь дядю усмирит, тут на Совете дельный, хм, совет даст, да и вообще показывает, как должна выглядеть настоящая Мать драконов. Визерис же продолжает попытки угодить всем и сразу, правда там, где «угождение» было жизненно необходимо, включается трагедия чувств: вместо стратегически выгодной Лейны выбирает другую кандидатку на роль королевы. Но его понять можно: если тебе девушка дарит фигурки из Вархаммера, надо сразу же бежать в загс. А где-то на фоне морские пираты примеряют статус антагонистов на сезон. В общем, в полотне, богато и ярко завяленном в пилоте, начал проступать объём.
Сказочно-комедийное попурри на тему дженерик-фэнтези и ПЛиО, коим стала «Игра престолов» с пятого сезона, могло притупить воспоминания о том, чем этот сериал на старте мир захватывал. Диалогами и персонажами. Диалогами и персонажами строится весь второй эпизод «Дома дракона». Герои обрастают фактурой. Визерис из книжного плюшевого и банкетного превращается в фигуру чуть ли не лирическую, а быть может и драматическую. Это действительно монарх, опередивший свою эпоху: слишком тактичный, вежливый, дипломатичный. В отторжении его троном — у Визериса по-дамблдоровски чернеет поцарапанный в прошлом эпизоде палец — можно увидеть не только зловещее предзнаменование судьбы, но и вердикт несоответствия его фигуры и времени. Деймон же за эпизод сбрасывает всю классическую мишуру злодейства. И яйцо украденное не бунт, а лишь капризы младшего брата, и целый моральный кодекс зарыт («Я могу говорить про брата, а ты — нет»). Но стоит поаплодировать сценаристам — внешнее (и армию с собой привёл, и на мечи готов десницу поднять, и вся эта гнетущая мрачная аура Драконьего камня, и твист в конце) настолько оттеняет суть Деймона, что, думается, большинству зрителей он ещё долго будет казаться Главным Гадом. Итоговый матч-ап будущего основного конфликта для не знакомых с каноном зрителей будет шок-контентовым.
Главный сюрприз серии — Алисента. Хотя, скорее даже актриса Эмили Кэри. Такое-то достоверное отображение запутанности между тем, что надо делать, и тем, что хочется. Алисента в исполнении Эмили Кэри получается очень живой и субъектной. Это не просто марионетка своего отца Отто Хайтауэра, а нечто большее. Решение сценаристов сделать её помладше и «подружить» с Рейнирой — отличный ход. С такой Алисентой веришь в искры будущего пожара. Здесь уже не просто борьба за власть, но и личное. Гениальная сцена финального Совета, где Визерис в присутствии Рейниры ошарашивает вообще всех своим «свадебным» решением в пользу Алисенты, можно воспринять как предтечу конфликта.
Пока пугает разве что Рейнира. Нет, персонаж великолепный, но уж слишком спортсменка-комсомолка. Так и хочется воскликнуть: «Полегче!». Тяжело будет логично привести такую Рейниру Великолепную к тому, что уготовлено ей книжной судьбой. Как бы не случился out of character. Превращать богоизбранных в морально изувеченных — сложный путь, который не всегда получается прописать. Дейнерис Таргариен не даст соврать. Так что надеюсь увидеть в следующих эпизодах чуть-чуть отвязности книжной Рейниры. Сир Кристон Коль в помощь.
Отдельное восхищение тому, как сценаристы работают с каноном. Такого любовного отношения к первоисточнику не было, наверное, со второго сезона «Игры престолов». Эпизод щедро наполнен отсылками, подсказками и пасхалками. Кристон Коль воевал не где-то там, а в Дорнийских марках, где конфликты действительно были (эх, так хотелось, чтобы кто-то проронил о Короле-Стервятнике), упоминание Сигардов перекликается с обсуждением Железных островов, а валирийское происхождение Веларионов наконец перестало быть тайным знанием книжного фандома. Главным же шедевром серии стало «имя» яйца, которое спасла Рейнира — от настолько наглой и жестокой пасхалки знающие канон могли и поперхнуться (мемы клепать уже стали). Но даже там, где канон если не нарушается, но расширяется, сценаристы действуют тактично и продуманно. Например, линия выбора Визериса между Лейной (кстати, минутка восхищения сценой, где милейший ребёнок предлагает себя в качестве королевы, обещая родить много детей) и Алисентой прописана богаче и лучше, чем было в книге. И, что главное, все «нововведения» отлично вписываются в характер героев. Этому Визерису и его решению я верю.
Страшно сказать, но в чём-то «Дом дракона» даже превосходит золотые сезоны «Игры престолов». Речь, конечно, о визуале. Вторая серия безумно кинематографична. Взлёт Сиракс из тумана, мрачный экстерьер Драконьего камня, Рейнира с Алисентой в окружении свеч — красиво, хоть в паспарту оформляй. Ну, и, конечно, сильнейшее заигрывание с правилом третей. Герои постоянно оказываются в одной из крайних третей кадра (сильнее всего бросается в глаза во время сцены ужина Рейниры и Визериса). «Мистера Робота» заказывали? А он есть.
Что ж, впервые с лета 2014 года, когда закончился четвёртый сезон, нам дали «Игру престолов». Спасибо.
Оценка эпизода: 9/10