«Атака титанов». Что дальше?
За финал аниме (немного) страшно
Завершился очередной сезон «Атаки титанов», который, несмотря на опенинговое «финальный», финальным так и не стал. Окончание — теперь уж точно последнее-припоследнее — перенесли на следующий год. «Атака» по всем заветам клиффхэнгероведения ушла на паузу предельно эпично. Эрен Йегер (вернее то, во что он превратился) со своей бодрой дружиной морских титанов-пехотинцев добрался до побережья Марлии и начал спецоперацию по аннигиляции всего живого. А в это время свежеобразованная элдийско-марлийская Лига Справедливости только начинает разработку своего плана по нейтрализации Эрена. В общем, бодро, эпично и с обилием крови. Но есть один глобальный вопрос — а как всё это достойно закончить? И, если честно, ответ пока что не находится.
Дисклеймер: я не читал мангу и старательно обходил стороной все потенциальные спойлеры. Возможно, мои размышления в какой-то момент начнут пересказывать первоисточник — что ж, в таком случае, это лишь совпадение. Я нарочно игнорирую уже доступную информацию и оперирую в чистом поле, основываясь лишь на том, что уже показали в аниме.

Кейс «Атаки титанов» и её финала не уникален. Аниме попадает в дилемму всех сложных и многослойных произведений. Такие произведения подсаживают свою аудиторию на иглу инаковости, нестандартности, необычности структуры и содержания, но в процессе (а действие не может быть статичным) обтачиваются и сваливаются к каким-нибудь архетипичным формам. У зрителей диссонанс (привыкли-то к другому) — зрители недовольны. Наиболее нагляден, конечно, тут пример «Игры престолов». Сериал, что влюбил в себя именно всей этой сложной многослойной структурой, смелыми поворотами и богатой палитрой персонажей, по пути превратился в шаблоннейшее «все хорошие против всех плохих». И тут уже не так важно, чья задница по итогу окажется на троне — сериал был приговорён.
И сейчас «Атака титанов» пугающе приблизилась к этой ловушке. Аниме влюбляло в себя своей оригинальностью, непривычно натуралистичной (и оправданной) жестокостью, мощнейшим плот-твистом, после которого сериал изумительно сменил жанр, превратившись из постапокалиптического детектива в сильную военную драму. В общем, влюблял в себя всем тем, что отличало его от типичного сёнэна про подростка-гигачада. А что у нас сейчас? Ах, да, все выжившие герои объединяются (и резко «хорошеют») для противостояния против всемирного ультразла. Хм, что-то это напоминает.
И это не упрёк «Атаке». Сложно — быть может даже и невозможно — избежать такого упрощения к финалу. В первую очередь, дело в том, что у сериала остаётся очень мало пространства в сюжете для оперирования. Когда всё известно и понятно — удивить зрителя сложнее. Чтобы эта проблема била чуть слабее, надо элегантнее отсекать все второстепенные слои сюжета. Опять же, пример «Игры престолов»: сериал старательно изничтожал и сливал всех второстепенных персонажей, что к финалу просто некому было удивить зрителя и усложнить финал. Можно, кстати, что-то подобное воспроизвести и в «Атаке титанов». Представьте, что финал случился бы на моменте активации Дрожи Земли и превращении Эрена в Нечто. Мощно, сильно. Да, недосказано, но кто сказал, что недосказанность — это плохо? К тому же, все предваряющие финал серии мы бы пытались понять, а в чём именно состоит план Зика, действительно ли Эрен в него верит или у него своя игра — согласитесь, эта зрительская мотивация куда сильнее и сложнее, чем простое «кто вин? наши или не наши?».

Но теперь все маски сброшены и пространства для маневрирования по сюжету критически мало. Эрен напрямик отправляется в ад, да ещё и на какую-нибудь управляющую должность, а все остальные герои дружатся, любятся, да героически мир спасают. В общем, да, стандартное Добро vs Зло, раунд XXX. И элегантный выход из этой ситуации ищется с трудом. По сути, есть всего два (с половиной, но об этом в конце) пути. Первый, очевидный: вся эта героическая компашка из Микасы, Леви и прочих побеждает, заборов таки Эрена-супостата. Пресно, ванильно, предсказуемо (всё то, с чем не ассоциируется «Атака титанов»). К тому же, есть вопросы к стратегии победы — без музыкальных инструментов в ольховнике, боюсь, не обойтись. Второй, сомнительный: Эрен аннигилирует всё живое. Скажу честно, не особо верю в такой исход. Да, это более смело, но тоже слегка топорно. Вопросы «А к чему тогда всё это было?» возникнуть могут.
Но есть тот самый «половинчатый» вариант. Вариант прекрасный, но с одним огромным недостатком, о котором чуть позже. Итак, выясняется, что у плана Эрена было не то что двойное, а тройное дно. Мотивация героя — остановить всё это бесконечное колесо насилия, несправедливости и угнетения. Он понимает, что каким-либо образом примирить элдийцев и марлийцев не получится. Понимает, что сдерживание военным путём — это именно что сдерживание, а не мир. Но что если не пытаться примирить, а объединить вчерашних врагов против чего-то ещё более ужасного и чудовищного. Да, против самого себя. Стать ультраугрозой для всего живого, олицетворением всех ужасов войны, победа над которым может подарить долгожданный мир и взаимопониманием. Такая вот жертвенность на максималках.
В общем, это было бы действительно неожиданно, глубоко и сильно. Но есть нюанс. Это уже было. Причём ещё в одном культовом аниме, что закончилось всего 15 лет назад. Разумеется, я о «Коде Гиасс».

Осторожно, входим в зону спойлеров.
Сюжет «Кода Гиасс» рассказывает об альтернативной исторической реальности, в которой Британия становится фашистской империей и захватывает почти весь мир. Волей случая главным лицом в борьбе против ультраимперии становится изгнанный наследник британского престола Лелуш. Но созданная им организация повстанцев начинает повторять путь самой Британии. Поняв это, Лелуш решает путём многоходовочек вернуть законный престол, объединить в себе всё зло тоталитарной системы, а после принести себя в жертву. И, да, его план сработал.
Что ж, если ваш единственный путь к великому финалу — это косплей ещё одного культового сериала — значит у вас есть небольшие проблемы. Но, в любом случае, ждать осталось совсем немного.
Претензии насчёт "плохие против хороших", как верно замечено, сложно избежать, т.к. может возникать довольно много роялей в кустах. Такие искусственные введения чего-то неожиданного могут испортить произведение, даже не смотря на то, как "Атака" гармонично построена с точки зрения сюжетных поворотов. Как раз таки в последнем выпущенном сезоне они практически полностью и завершаются, а оставшаяся часть просто чуть лучше всё объяснит и подведёт авторский итог над всей историей.
Претензии насчёт "плохие против хороших", как верно замечено, сложно избежать, т.к. может возникать довольно много роялей в кустах. Такие искусственные введения чего-то неожиданного могут испортить произведение, даже не смотря на то, как "Атака" гармонично построена с точки зрения сюжетных поворотов. Как раз таки в последнем выпущенном сезоне они практически полностью и завершаются, а оставшаяся часть просто чуть лучше всё объяснит и подведёт авторский итог над всей историей.