Что не так с «Основанием»?

Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).

Сай-фай сериал по Азимову из которого убрали самого Азимова

19 ноября вышла последняя серия «Основания», сериала Apple TV+ по одноимённому циклу произведений Айзека Азимова. У проекта крайне посредственные оценки (4.9 на «Метакритике», 6.6 на «Кинопоиске» и лишь IMDB выдаёт приличные 7.4), околонулевое упоминание в непрофильных СМИ, да и в профильных никто не фонтанирует контентом. В общем, очень слабо для сериала, что в начале года ходил в числе самых ожидаемых. Самое время попробовать разобраться, почему на дорогущий (бюджет более 60 миллионов долларов) сериал по культовой фантастике по итогу всем наплевать. 

Неопределённое, но очень далёкое будущее. Настолько далёкое, что человечество расплодилось по всей галактике, а о планете-прародительнице ходят лишь легенды (по одной из местных теорий ей является некая Земля). Триллионами и триллионами жизней управляют из планеты-столицы Трантор, где на престоле (ага, монархический уклад живее всех живых) восседает генетическая династия Клеонов — потомки основателя Империи Клеона I, выведенные вполне натурально из пробирки. Размеренный уклад жизни с космическими перелётами, орбитальными лифтами и дипломатическими конфликтами нарушает учёный-психоисторик Гэри Селдон (Джаред Харрис, профессор Легасов из «Чернобыля»), по чьим расчётам галактическая Империя рухнет в ближайшие несколько веков, а человечество на тысячелетия впадёт в тёмную эпоху варварства. К счастью для этого самого человечества, у Селдона вроде как есть план по минимизации (падение Империи, увы, неотвратимо) потерь. 

Экспозиция сериальная и книжная чуть ли не идентичны. Вот действительно на Трантор прибывает математик-самоучка Гаал Дорник (разве что по инклюзивной методичке сменившая пол и цвет кожи), чтобы стать помощником Гэри Селдона. Вот этот самый Селдон заявляет императорам Клеонам (да, их сразу трое, но об этом позже) о неизбежности разрушения их империи — за эту «клевету» ему предлагают либо ссылку на далёкую планету Терминус вместе со своими последователями, либо казнь. Увы, дальнейшие пути сериала и книги катастрофически расходятся. Азимов в своих произведениях («Основание» состоит из трёх книг, двух сиквелов, двух приквелов и многочисленных спин-оффов) уходит в изучение психологии масс и циклов развития цивилизаций. «Основание» во многом вдохновлено «Историей упадка и разрушения Римской империи» Эдуарда Гиббона. Цикл состоит из множества рассказов, между действиями которых порой проходят столетия — разумеется, при таком форм-факторе не может быть главных героев. Собственно, во многом по этой причине «Основание» долгое время считалось практически неэкранизируемым. Как снимать, когда герои в кадре должны сменяться чуть ли не каждые несколько серий. Да, есть вариант делать сериал в формате антологии. Но шоураннер «Основания» (а это, кстати, Дэвид С. Гойер, работавший с Ноланом над сценарием трилогии «Тёмный рыцарь») выбрал другой подход.   

Чтобы сохранить привычный сериальный форм-фактор, «Основание» просто безбожно растягивается, а в некоторых сюжетно-сложных местах и просто сбивается на многократные прыжки во времени за счёт гибернации. Местная вариация Галл Дорник за несколько серий два раза «впадает в спячку» на чуть ли не полтора столетия. И, в общем-то, из этого можно было сделать дженерик-фэнтези про выживанцев на краю галактики, но, увы, сериал при этом не хочет окончательно рвать связь с первоисточником. Короче, происходит то самое хрестоматийное натягивание совы на глобус с последующим предсказуемым разрывом бедной совы. 

Особенно наглядно это прослеживается в линии на Терминусе. Тогда как в книге эта история представлена в виде короткого дипломатического конфликта, что можно было снять за две-три разговорные серии в парочке локаций, то сериал это превращает в какое-то неудобоваримое месиво. Просто следите: на Терминус прибывает вооружённый отряд анакреонцев (местное государство-противник Империи) с целью захватить здесь механиков, чтобы при их помощи починить найденный имперский корабль и направить его в суицидальный таран на столицу Трантор. Больше экшена и действия? Определённо. Больше ли логики? Точно нет. Сценарий этой изобретённой истории на столько сырой, что где-то примерно пять раз несостыковки в действиях персонажей объясняются предчувствиями и интуицией, а под конец две героини и вовсе начинают видеть будущее. А ведь всё это ещё пытаются и удержать в рамках общего книжного синопсиса, в результате чего весь поток предчувствий и наитий оказывается спрограммированным планом Гэри Селдона. Реалистичность происходящего на экране уходит не то что в ноль, а и вовсе в минусовые показатели. 

В этом несоответствии и есть главная проблема «Основания». План Селдона, в котором он просчитывает действия огромных масс на тысячелетия вперёд, пытаются репрезентовывать через конкретные личности с их эмоциями, предчувствиями и интуитивными поступками. Понимая общую сырость происходящего, сериал пытается оправдать всё повесткой. Уже в первой серии Селдон заявляет императорам, что им «не хватает разнообразия», а итоговую мясорубку на Терминусе подводят под запланированное объединение представителей трёх государств. Хорошая попытка, но нет. 

И быть может вне контекста книжного первоисточника это и работало бы. Так треть экранного времени посвящена линии императоров Клеонов. Да, их сразу трое: брат Рассвет (самая юная версия Клеона), брат День (действующий руководитель Империи в шикарном исполнении Ли Пейса) и брат Закат (Клеон пенсионного возраста, занимающийся фиксацией истории и дипломатическими поездками). И эта линия сериала практически полностью оригинальна. Оказавшись вне рамок Азимова, у «Основания» открывается второе дыхание. Приключения императоров выглядят супер облегчённой, но всё же интересной вариацией то ли «Игры престолов», то ли «Дюны». Диалоги между представителями одной и той же персоны, но в разных её возрастных проявлениях — это самая живая часть сериала. Они действительно раскрывают суть предсказанного кризиса Селдона и органично вписываются в историю. Да даже та самая повестка — Клеоны вполне прямолинейно символизируют классический патриархат — здесь начинает не раздражать, а работать. Честно говоря, именно линия Клеонов заставляет смотреть сериал дальше. 

Нестабильность, неоднородность и сырость — это чуть ли не про все аспекты сериала. Графика порой очень радует и оправдывает большой бюджет, а порой выкатывает антураж местных космических кораблей в духе бесплатных стоковых картинок. Художники-постановщики с одной стороны выдают потрясающие доспехи брата Дня, а с другой заставляют анакреонцев вырядиться в дотракийцев. Есть какой-то монументальный Ли Пейс и всегда статный и волшебный Джаред Харрис, а есть и Леа Харви (тоже поменявший пол и цвет кожи Сальвор Хардин), которая все серии ходит с одними и теми же сдвинутыми бровями и выдаёт, наверное, худший актёрский перформанс за последние годы. 

«Основание» — слишком слабый, сырой и откровенно безэмоциональный (оставим за скобками линию императоров, которая действительно выдающаяся) сериал. В нём очень мало от книжного первоисточника. И, да, необязательно при экранизации произведения быть именно этим самым произведением. Но в таком случае надо быть хоть чем-то. У «Основания» не получилось.  

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Долан Нолана
+2
Комментарии
Возможно, ваш комментарий носит оскорбительный характер. Будьте вежливы к собеседнику и соблюдайте правила
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
Укажите причину бана
  • Оскорбление
  • Мат
  • Спам
  • Расизм
  • Провокации
  • Угрозы
  • Систематический оффтоп
  • Мульти-аккаунтинг
  • Прочее
Пожаловаться
  • Спам
  • Оскорбления
  • Расизм
  • Мат
  • Угрозы
  • Прочее
  • Мультиаккаунтинг
  • Систематический оффтоп
  • Провокации
Комментарий отправлен, но без доната
При попытке оплаты произошла ошибка
  • Повторить попытку оплаты
  • Оставить комментарий без доната
  • Изменить комментарий
  • Удалить комментарий

Новости