У какой стороны лес лучше? Давайте сравним!
Детальный анализ.
Всего пару патчей назад в сторону сил Тьмы был огромный дисбаланс. На PGL Arlington Major винрейт Света составлял лишь 39,18%, тогда как у противоположной стороны – 60,82%! Все из-за слишком удобного леса Dire – большинство керри фармили слишком быстро, а саппорты стакали по три спота за раз.
Но с тех странных времен карта изменилась кардинально (спасибо масштабному патчу 7.33), и теперь уже не так очевидно, за какую сторону играть проще. Я сравнил лес Radiant и Dire, чтобы это выяснить.
Основной лес – спорно, но чуть лучше Свет
Главный маркер – большой лагерь у мида; здесь силы Света побеждают без шансов. Во-первых, спот нейтралов заметно ближе, чем у Dire: ты успеваешь легко отпушить пачку, зафармить лесных и вернуться на линию. Во-вторых, если лагерь ближе, следовательно, его удобнее стакать на Кунке, Котле, Лине, Зевсе – даже не надо подниматься или далеко отходить от пачки. В-третьих, только за Свет можно перенестись сразу на ХГ. Если в момент телепорта мид сильно запушен, то прилетаешь в лес, а не ждешь, пока враг добивает крипов.
И да, Смотритель Света дает куда больше, чем его аналог у Тьмы.
Кстати, про Кунку. Не столь значимый фактор, но в основном лесу Dire герой стакает лишь Торрентом два спота. Тогда как за Radiant – целых пять.
Теперь смотрим рельеф. Лес Света более безопасный из-за двух горок, на которые ставятся защитные варды, и глубины подъема – возвышенность Radiant с тремя спотами ближе к базе. У Dire же на подъеме всего два лагеря, из-за чего большую часть времени фармишь без преимущества в обзоре.
Но опасность фарма за Dire компенсируется компактностью леса: у Тьмы маленькое расстояние между спотами, и условный Антимаг с замакшенным Блинком легко прыгает от лагеря к лагерю. Что лучше – безопасность или 10 сэкономленных секунд – зависит от ситуации. Но я бы предпочел лишний раз не умирать.
Если сравнивать по стакам или Acid Spray Алхимика, то большого преимущества нет. Где-то удобнее фармить за Свет, где-то за Dire. У Radiant очень далеко большой лагерь на западе, но тут снова вопрос безопасности: если прижали к базе, то это только в плюс. У Dire тоже есть неудобный для керри спот – большой лагерь у мидовой тир-1. Обычно фармишь средний чуть выше и просто смещается к Шахте, игнорируя большой.
Двойка – однозначно Свет
Смотрим на обзор за Тьму без вардов:
И за Свет:
При фарме древних крипов у Тьмы образуется большое слепое пятно, откуда и выйдут враги – они же не полезут через лестницу со смотрителем? А за Свет видно сразу несколько подходов. Причем Смотритель Radiant обойти нельзя – он покажет врагов на обоих подъемах.
Еще один важный момент – скрытый фарм эншентов. За Свет все просто: бьем и бежим вниз.
За Тьму сложнее, так как приходится прорубать дерево и вести крипов наверх. Причем если у вас нет Топорика и дерево сломал союзник, фармить будете в потемках. Деревья в проходе не только мешают бить и агрить крипов, но и уменьшают видимость. Смотрите, как неуверенно играть за Тьму – ничего не видно и очень страшно:
Да и с двойки Radiant проще подключаться к файту в миде – банально быстрее добегаешь.
Но отмечу, что только за Тьму можно стакать древних с помощью Torrent. Да, приятно, но не так существенно.
Крайний лес – идеальный баланс
Уже трудно выделить фаворита, ведь каждый минус или плюс перекрывается минусом или плюсом другого.
★ За Тьму средний лагерь у тир-1 фармится под башней с баффом брони и регена. У тир-1 Света есть куча деревьев и удобный проход, где легко замансовать от ганга или быстро добежать до большого спота.
★ +1,5 к регенерации маны от Колодца Света полезнее, чем +7 к восстановлению здоровья Шахты у Тьмы (на большинстве героев). Но верхний лес Dire ближе к основном, к нему удобнее добираться.
★ Против Сил Света ставится отличный вард у аванпоста, который показывает и сам аванпост, и подход к порталу с линии, и два лагеря крипов, где часто обитает керри. Но и против Тьмы есть хороший атакующий вард – прямо на Шахту.
★ Смотритель за Свет дает больше полезного обзора, а у Dire он находится слишком глубоко и редко спасет от ганга. Зато за Dire проще стакать маленький и средний лагерь у аванпоста и средний с большим у Шахты.
* * *
По итогу лес сил Света оказался лучше. Он проще, менее опасен, слишком удобен для мидера – крайне важной роли в современной Доте. Даже из-за листвы более опытным игрокам легче спастись.
Именно из-за такой разницы винрейт Radiant на Титанах (за патч 7.35c) выше на 3,5%. Про-сцена – другое дело. На драфтах сейчас больше ценится первый пик, и поэтому Свет чаще достается команде, проигравшей монетку. Из 197 карт на DreamLeague 22 Тьму выбрали лишь 45 раз – Свет однозначно популярнее.
Мой телеграм-канал по Доте (о чем же еще)