Большое интервью с CEO Paragon. О задержке на стримах, правах на турниры и ZOPA
Галеев поговорил с Александром Заволокой.
Paragon Events подписал соглашение о партнерстве с PGL и теперь владеет правами на большой кусок трансляций в Доте. Роман Галеев взял интервью у СЕО Paragon Events Александра Заволоки, чтобы узнать:
• как развивается компания,
• как Александр смотрит на киберспортивную сцену,
• как Paragon развивает талантов,
• и как будет меняться рынок.
– 2022 год, интервью Яне Медведевой. Ты говоришь, что Paragon Events будет не только транслировать турниры, но и проводить собственные. Сейчас это направление еще рассматривается?
– Хороший вопрос. Планы раскрывать не буду, но скажу так: мы видим себя больше, чем студия.
– Много смотришь Доту?
– Смотрю регулярно. Мне больше по душе CS, но когда у нас идут эфиры, то стараюсь каждый день выделять время на просмотр, и не только наших трансляций..
– К чему я это спрашиваю. У тебя не сложилось впечатление, что сейчас так много турниров, и они все похожи друг на друга? Удержать зрителя от этого не сложнее?
– Видишь, когда была система DPC, люди жаловались на формат. На самом деле, было тяжело провести что-то кроме DPC-лиг и мейджоров. Сейчас, когда Valve сказала: “Делайте, что хотите”, мы получили то, что получили. Я считаю, что много турнирных операторов – это хорошо, но разнообразия действительно мало. Особняком будет стоять EWC (Riyadh Masters) и The International – на них будет наибольший приоритет. Следом – DreamLeague, и потом уже все остальное. Да, ты прав, выделиться на фоне очередной онлайн-лиги достаточно тяжело. Зрителя нелегко удивить.
– Какая система тебе самому нравилась больше – с DPC или нынешняя?
– Я всегда за свободный рынок, потому что я считаю, что в такой истории нормально работает конкуренция. Если ты делаешь хороший продукт, то у тебя играют лучшие команды и тебя смотрят зрители. Закрытая экосистема не поощряет конкуренцию: она, скорее, ее убирает. В прошлом году конкуренция была только на стадии заявки на проведение DPC. Было рекордно низкое количество коммерческих турниров, и я не считаю такую историю здоровой для игры и ее фанатов. Но все хорошо в меру. Если мы посмотрим на календарь CS, там есть четкие лидеры рынка, и никуда особо в календарь не залезть. Это поменяется в 2025 году, когда Valve введет новую систему турнирного календаря. В целом, рынок может выстроить себя сам без регуляции.
– Маелшторм писал, что за год в Paragon он обучался больше, чем за все время до этого в карьере. Как вы развиваете своих талантов?
– Сегодня мы видим студию центральным элементом нашей компании. Нам интересно работать не только над технической составляющей (на мой весьма субъективный взгляд, у нас лучшая картинка в эфире среди студий, производящих контент на русском языке), но и работать с талантами, они – лицо студии. Развитие происходит постоянно: сейчас мы стали еще больше вкладывать в это. Начиная с разборов эфиров, заканчивая профессиональными тренингами для талантов. Было бы круто, если бы все можно было сделать за один день или неделю, но на многие аспекты требуется гораздо больше времени.
– Уточню: тренинги проводятся для всех талантов вне зависимости от того, сколько тот или иной человек работает в индустрии?
– Да. Я думаю, что примером прогресса может стать Айгера. Когда она начинала работать в кадре, она нервничала, конечно. Но если просто сравнить ее эфиры во время DPC и сегодня – это большая разница. Мы стали отправлять съемочные группы на турниры, и там она тоже демонстрирует прогресс. Процесс идет, как я уже говорил, не все за один день.
«Я благодарна Ноуфиру: он показал мне, что я недостаточно хороша». Интервью с Айгерой Дунамис
– Во времена конкуренции RuHub и Maincast студии много вкладывали сил в видеоконтент. Сейчас я такой тенденции не наблюдаю. Почему в Paragon не занимаются видеонаправлением?
– До этого момента не занимались (смеется). Я еще раз повторю, что мы видим себя не только как студию вещания, но, к сожалению, мы не могли сделать все и сразу. Прошлый год был годом крайне стремительного роста. Мы начали с DPC и студии собранной из подручных материалов до вещания всего пакета турниров от ESL, сейчас добавили еще PGL. На сегодняшний день в компании работает более 50 человек. В ноябре 2022 нас было трое. Мы фокусировались на прямых трансляциях, а в этом году мы планируем выйти за их пределы.
– Вопрос как к зрителю, он касается не только Paragon, но и, пожалуй, всех трансляций и всего медиаполя в киберспорте. Тебе не кажется, что рынок в том состоянии, когда букмекеров стало слишком много на трансляциях? Я не про само присутствие, а, скажем, про количество интеграций на квадратный метр?
– Без букмекеров на данный момент экосистема киберспорта существовать не может. Убери букмекера из команды – команды не будет. Убери его из трансляции – трансляции не будет, и так далее. Математика просто не работает.
По вопросу насыщенности – да, иногда могут быть перегибы. Нужен баланс. Естественно, зритель будет счастлив, если рекламы вообще не будет.
Есть такой термин – ZOPA [zone of potential agreement – зона возможного соглашения] – территория, на которой можно достигнуть взаимопонимания. Пока зрители не платят за трансляцию – будет реклама.
– На данный момент ты находишься в зопе относительно того, какое количество интеграций Winline существует на стримах Paragon?
– Мы ведем здоровый диалог с партнерами и, на мой взгляд, находим баланс.
– Еще один вопрос как к зрителю. Натыкался ли во время просмотра на промокод paradota?
– Да.
– Он не резанул тебе ухо?
– Paradota… А-а-а, ну когда ты так сказал! (смеется). Не пробовал произносить его вслух! Я понимаю, чего хотели авторы достигнуть… А какой тогда лучше? Dotapara тоже не очень… А если Pardota… Кстати, с латышского Pardota будет “продана” (смеется).
Можно объявить конкурс на лучший промокод! Оставляйте варианты в комментариях!
– Несколько недель назад был открыт ящик Пандоры – требование задержки на стримах комьюнити-кастеров. Насколько я помню, первыми это решение принято на DreamLeague?
– Первыми это решение ввели ESL. Они приняли это решение. На мой взгляд, в будущем это станет стандартом.
– Возможно ли сейчас прийти к Парагону и сказать: “Я хочу купить у вас права на трансляцию без делея”?
– Это не совсем так происходит. Не секрет, что наш главный партнер – Winline, у Fissure – BetBoom. Когда интересы с точки зрения партнеров совпадают, тогда стримеры могут транслировать турниры без задержки. Dread, например. В CS, тот же, SL4M, как и многие другие. Абсолютное большинство популярных стримеров работают с букмекерами. Это добровольный процесс, и каждый из них делал выбор с кем именно заключать контракт.
Я понимаю, что кого-то это расстраивает, но это рынок. У каждого свои интересы, и это нормальная рыночная история.
Рискую вызвать дополнительную волну негатива, но читая комментарии к новостям про комьюнити-каст, и им подобным, понимаешь, что очень мало людей понимают то, как работает эта индустрия, зато у каждого есть свой взгляд на то, как это должно быть.
– Недавно вы подписали сотрудничество с PGL. Значит ли это, что все турниры Valve, где подрядчиком будет PGL, автоматически принадлежат вам?
– Нет, это зависит от заказчика. Он может делать тендер, и он может быть на вещание, а может быть на ТО, который будет делать для заказчика. Если все объединено, тогда ТО идет со студией в одной заявке, а если два разных тендера, то это два разных тендера.
– В любом случае, у вас впереди много турниров с трансляциями. Будете ли набирать дополнительных талантов?
– Это, конечно, вопрос больше не ко мне. Я могу лишь сказать, что мы всегда открыты к работе с новыми талантами, готовы работать вместе. Для этого нужно написать на talents@paragonevents.gg и рассказать о себе, показать примеры работ. К сожалению, часть людей отваливается уже на этом шагу, когда нужно нормально отправить письмо.
– Не могу не спросить здесь про увольнение Фобоса. Он сказал, что не понимает причин и что все случилось очень резко. Можешь прокомментировать?
– Мы не разглашаем детали наших отношений с талантами. Я не считаю корректным вступать в полемику в открытом инфополе. Реакция Саши… С одной стороны, по-человечески я могу его понять: всегда неприятно, когда с тобой заканчивают деловые отношения. С другой… Не разглашая деталей, могу сказать, что был удивлен его реакцией.
– Ты – непубличный человек, хотя на твоей позиции можно много чего рассказывать и даже гордиться. Тем более, с твоим-то журналистским прошлым! Почему нет?
– Честно скажу, я уважаю бизнес-этику, и для меня является крайне странным и даже диким, когда люди на высоких позициях публично сливают конфиденциальную информацию или считают важным комментировать любой повод, даже когда он их не касается. Для меня гораздо важнее результаты нашей работы, а не количество подписчиков в телеграм-канале, или заголовки новостей в стиле “CEO Paragon объявил, что авокадо-тост на завтрак уже не в моде.” Более того, часто СМИ цитируют и выносят в заголовки громкие высказывания, которые не соответствуют действительности. Та же стоимость медиа-прав, например.
В прошлом году я дал несколько интервью и пару комментариев для СМИ, когда их запрашивали. Меня такой расклад устраивает. У меня есть ютуб-канал, но он про велоспорт, немного не по теме, так сказать!
– Я видел, что ты довольно серьезно увлекаешься велоспортом (шоссе, грэвел) в свободное время. А в компьютерные игры играешь?
– Я играю в PlayStation. У меня уже лет 15 нет полноценного игрового компа, ха-ха, вот это я сейчас признание сделал. Предпочитаю играть в одиночном режиме, условно, God of War, Cyberpunk, Last of Us, и прочие ААА-тайтлы. В CS и Dota 2 я не играю, но я понимаю, что там происходит.
– Лучшая трансляция в киберспорте, на которую ты равняешься и считаешь наиболее близкой к идеалу?
– Я могу сказать, что мне нравится, как работают Blast и ESL в части взаимодействия с игроками. Те дополнительные сегменты интерактива с игроками хорошо заходят и помогают раскрыть их, как личностей. Это предельно важно, когда ты понимаешь, кто стоит за никнеймом на экране. Мы старались делать это во время DPC EEU. Это та история, которую не все игроки к сожалению понимают. Так происходит во многих видах спорта, взять тот же велоспорт или теннис. Мы более эмоциональны в отношении тех, кто взаимодействует с аудиторией. Я не говорю, что ты должен быть Конором Макгрегором, это плохой пример, но он на слуху. Результаты – это хорошо, но что делать, когда они пойдут на спад? Как оставить интерес публики к себе, и что делать после карьеры профессионального игрока. Твоя узнаваемость поможет тебе, так что надо работать на нее с самого начала.
Качество картинки у всех высокое, все понимают, как ее делать. Но этот дополнительный контент позволяет разбавить игры, и мне всегда такое интересно смотреть на англоязычных трансляциях.
– В Доте таким примером может быть Антон Дурачье.
– Да, поэтому он и звезда!
– У тебя у самого есть любимый спортсмен или киберспортсмен?
– N0tail, 100%. Мы хорошо общаемся, и когда он еще играл во Fnatic, потом в OG. Это очень яркий и положительный человек, который сильно вырос как личность и как управленец. Надеюсь, что когда-нибудь он еще вернется на про-сцену, чтобы поболеть за него, как за игрока, хотя ему это не надо.
А из CS – Karrigan. Продолжительность его карьеры, умение быть релевантным, собирать составы и выигрывать турниры, знать, как взаимодействовать с публикой – во всем этом он большой молодец.
– Что тебе сейчас особенно нравится в Paragon?
– Вектор развития компании. Изнутри я вижу, как в ближайшие годы мы серьезно будем развиваться дальше. Я читал какие-то комментарии по поводу того, что, мол, мы партнеры с PGL и ESL, что мы сейчас забьем на все – будем стримить турниры без рвения и развития. Я понимаю, почему можно так подумать, но это настолько далеко от правды, насколько это может быть. Мне нравится, как мы развиваемся.
Отдельно, конечно, приятно понимать, что этот рост стал под моим руководством. Это важное карьерное достижение. Это не только моя заслуга. Над этим работает огромное число людей, и каждому из них я благодарен за их труд.
– Когда ты запускал Paragon, ты мог предположить, что через год у тебя будут контракты с двумя основными ТО?
– Когда мы только запустились, мы в первую очередь думали про проведение турниров, это и по названию Paragon Events видно, и начали мы с DPC. Так что, нет, не предполагал. Но чем больше мы работали, чем больше изучали рынок, то понимали, что это наша программа максимум, которую очень хотелось выполнить. Идеальный кейс, но представить его полтора года назад было тяжело.
– Что ты считаешь слабой точкой Paragon на данный момент?
– Есть некоторые организационные моменты, в которых мы могли бы прибавить, но это за кадром. С точки зрения эфира мы тоже можем делать их лучше. Я уже говорил, что всем не угодишь (было бы странно, если бы все были довольны и был бы 100%-й уровень поддержки). У нас есть, куда улучшаться, мы работаем над этим.
– Ты рассказал про развитие вглубь, но мне еще интересно, планируется ли развитие вширь. Сейчас у вас большой кусок Доты, есть CS. Планируются ли новые дисциплины или нет?
– Я не буду в третий раз говорить, что не могу рассказать все, но скажу так: я вижу киберспорт гораздо шире, чем Дота и CS. На мой взгляд, и я слышал эту позицию от нескольких людей, здесь дело не в 2-3 студиях – не между ними нужно рынок делить, а нужно привлекать новую аудиторию, которая еще не пришла в киберспорт. У нас был пик на трансляции 287 тысяч на Рияде – это не значит, что вся аудитория собралась. Я смотрю на рынок шире, чем часть людей, которая думает, что все заканчивается двумя ТО, двумя студиями и двумя играми.
– Как с позиции студии можно привести новую аудиторию?
– Больше игровых дисциплин и другие форматы вещания.
– Например?
– Например, сейчас идет мейджор по CS и DreamLeague. Понятные и классические турниры. Но могут быть нестандартные! Что-то, что завлечет тех зрителей, которые еще не вовлечены. Не буду вдаваться, потому что это часть того, что будет реализовано.
– Я вот о чем подумал. Ты говорил в контексте трансляций, что всем не угодить. Талантам (любым, вообще любым) часто достается много хейта. В киберспорте команды пришли к тому, что им нужны психологи. А нужны ли они студиям?
– Если будет такой запрос, мы обязательно поможем талантам. Ментальное здоровье – важный аспект, которому уделяется мало внимания в киберспорте, да и по жизни вообще.
Я думаю, что люди скорее склонны написать что-то негативное, чем что-то позитивное. Тебе не понравилось – ты хочешь об этом сказать. Тебе понравилось – ну и ок, пошел дальше. Мы же редко пишем хороший отзыв на ресторан, но если вдруг нужен плохой – для нас это становится делом жизни.
Таланты – люди, которые на виду. Конечно, то количество негативных комментариев, которые они читают про себя, огромно. Это будет субъективное мнение, но читая Reddit и Twitch, я не вижу такого количества негатива в англоязычной среде.
Я согласен, что бывают комментаторские ошибки – мы все люди. Иногда они случайны, иногда потому, что человек недостаточно уделил внимания игре. Есть обоснованная критика ошибок, и это нормальный процесс.
– Личность, которая тебя вдохновляет?
– На меня огромное впечатление произвела книга Ивона Шуинара “Patagonia – бизнес в стиле серфинг”. В частности, там была фраза: “Я – пессимист в отношении нашей окружающей среды, но я – пессимист, который выбирает, что с этим делать”. На этом моменте я остановился и перечитал еще раз. Он понимает ответственность, которую он несет как создатель компании. Он сознательно отказывался от некоторых вещей, которые могли бы дать стремительный рост компании, ради экологичного подхода.
Кому-то нравится Илон Маск, но мне кажется, это очень неоднозначная персона. Как лидер компании – возможно, да, но как пример для подражания – точно нет.
– Какую черту характера ты ненавидишь в себе больше всего?
– Вспыльчивость. Я бываю очень вспыльчив с близкими для меня людьми, и это проблема, с которой я работаю. Мне кажется, становится лучше, но должно быть еще лучше.
– У тебя есть девиз по жизни?
– У меня есть правило. Я задаю себе вопрос: “Что самое плохое может случиться?”. Если ничего глобально плохого не может случиться, я делаю.
Недавно один умный человек добавил мне второе правило: “Перевешивают ли плюсы минусы?” Мне кажется, мы очень часто ставим себе искусственные рамки, придумываем причины, почему мы чего-то не делаем. По сути, в 99% ничего страшного не случится. Если что-то и потеряешь, то найдешь снова, если у тебя есть голова на плечах. Поэтому лучше действовать, чем месяцами об этом думать.
– Тебе есть что сказать напоследок читателям?
– Сначала хочу выразить благодарность тебе за беседу и интересные вопросы. Читателям выражаю благодарность за их внимание, и желаю получать побольше удовольствия от жизни.
Она работала инженером-электриком на шахте, а теперь – топ-талант Доты и Лола. Интервью с Nattea
Лучше англ трансляция
Про комментаторов Парагона уже писал не так давно (отдельное спасибо за то что привлекли БлэкАрхангела, вот бы ещё и Merryf), но возвращаясь к этой истории, раз уж студия делает контент на русском языке, было бы здорово сократить количество лишних англицизмов у комментаторов доты.
Речь не о квасном патриотизме и не о чем-то устоявшемся, просто за последние полгода-год очень сильно стали резать слух: паверспайки, префайры, скейлиться, стрейфиться и тд
префайр - на упреждение
скейлиться - усиление со временем, лучше использовать в качестве плавающего словосочетания. они лучше/хуже скейлятся в лейт - в поздней игре их герои сильнее/слабее.
стрейфиться - уклоняться, атаковать в движении, в зависимости от контекста
практически на каждый жаргон есть нормальный аналог