Наши команды забанены в мировом спорте. Зато в киберспорте все хорошо
Пока без ограничений.
Представители России почти не участвуют в международных спортивных турнирах. В ближайшее время график большинства спортсменов из России будет состоять лишь из внутренних чемпионатов и турниров.
В киберспорте все иначе: российские команды все еще играют на топ-турнирах, а под санкциями оказались лишь пара команд и компаний. Турниры по CS:GO и Dota 2 становятся одним из последних мест для боления за наших.
Как так получилось?
Если вы не знакомы с миром киберспорта, вам стоит узнать о нем четыре нюанса:
1. Во всех киберспортивных дисциплинах есть разделение на регионы – они гораздо важнее стран. Когда говорят о команде в киберспорте, в первую очередь вспоминают ее регион, а страну регистрации многих даже крупнейших команд не назовут и 10% фанатов. OG, Tundra, G2 – европейские топ-команды с составами в нескольких дисциплинах, но они не представляют какую-либо страну.
Список регионов разнится от одной игры к другой, но базово можно выделить семь:
- Западная Европа. По сути – практически вся Европа за исключением постсоветского пространства.
- Восточная Европа. До 24 февраля регион по старинке называли «СНГ», пока это не стало окончательно неуместным.
- Северная Америка.
- Южная Америка.
- Китай.
- Юго-Восточная Азия. В некоторых играх сюда добавляется Австралия и Океания.
- Южная Корея.
Южную Корею приходится выделять в отдельный регион из-за ее мощи. В некоторых играх (StarCraft, League of Legends, Overwatch) представителям Южной Кореи нет равных – их можно сравнить с позицией России в мировом фигурном катании, если бы мужское одиночное было бы на одном уровне с женским. В Корее культ киберспорта, матчи собирают стадионы, и, чего греха таить, за столь жесткое доминирование в «своих» видах против игроков из Кореи часто болеют.
Киберспорт в Корее очень популярен
В Африке и Австралии киберспорт слабо развит.
2. До 24 февраля в Восточной Европе страны жили единым организмом. Украинская студия Maincast занималась русскоязычными трансляциями по Dota 2 и CS:GO, а комментаторы российской студии RuHub болели за украинских NAVI как за своих. До 2022 года были отдельные инциденты, но в целом сообщество любителей киберспорта охватывало все страны бывшего СНГ – только так наш регион и называли. Свои команды есть и у других стран бывшего СССР: в Казахстане развиты все основные дисциплины, в Беларуси есть организация Nemiga, в Кыргызстане популярна Дота.
Осенью 2021 года Восточная Европа выиграла два крупнейших турнира по Dota 2 и Counter Strike: Global Offensive. В Доте титул получила российская организация Team Spirit, в составе которой – трое русских и двое украинцев. В CS:GO – украинские NAVI с тремя русскими и двумя украинцами.
3. Роль государства в киберспорте минимальна. Несмотря на то, что Россия первой в мире признала «компьютерный спорт» официальным видом спорта, влияния у Федерации Киберспорта России на лучшие команды региона нет. Как и у практически всех подобных бюрократических структур по всему миру, кроме Китая и Южной Кореи.
Да, в России можно стать мастером спорта, но поверьте: ни один игрок первого дивизиона в Dota 2 или первой сотни рейтинга HLTV в CS:GO даже не думает об этом.
Да, в России проводится официальный Чемпионат России по компьютерному спорту, но по уровню участников его уместнее всего сравнить с футболом на Олимпиаде. Вроде бы игроки неплохие, но любой континентальный турнир уделает олимпийский футбол на раз-два.
4. Организаторы важнейших турниров почти в любой игре – разработчик этой самой игры, будь то Valve, Riot Games или EA Sports.
Эти четыре штриха помогут понять дальнейшие события.
Новая реальность киберспорта в России: проблемы с визами, связь с государством = игра под нейтральным флагом
Издатели игр по-разному отреагировали на события этой весны. Riot Games, издатель многопользовательской боевой арены League of Legends и шутера Valorant, просто отменил соревнования в Восточной Европе. Это решение коснулось всех стран региона – даже Казахстана и Кыргызстана, которые теперь остались без соревновательной сцены.
Так сложилось, что для нашего региона две ключевые и самые популярные игры – Dota 2 и Counter Strike: Global Offensive (CS:GO). У них один издатель – Valve, и он славится беспечностью и умением держать нейтралитет, так что тут никаких запретов и закрытий не последовало. Отложенная мартовская лига Dota Pro Circuit (DPC) в Восточной Европе возобновилась в апреле в усеченном формате. Вместо лиги формата «каждый играет с каждым» в Доте провели турнир по системе плей-офф, из которого три лучшие команды отбирались на мейджор – один из трех главных турниров года по Dota 2.
Важный нюанс: команды из Восточной Европы – как из России, так и из Украины – сами просили Valve возобновить сезон и давали гарантии, что смогут в случае победы поехать на турнир в Стокгольме. Готовность выразило 7 из 8 команд. В итоге эта самая восьмая команда Mind Games стала одним из победителей DPC и не поехала на мейджор.
Для команд из России в играх от Valve действует следующее правило:
1. Никаких ограничений, если у команды нет связей с правительством и открытой поддержки конфликта.
2. Если доказано финансирование со стороны правительственных структур и государственных компанией, команда вынуждена играть под другим названием без спонсорских логотипов.
3. Участие команд из пункта №2 в коммерческих турнирах вне официального цикла (3 лиги DPC – 3 мейджора – The International) – под вопросом. Турнирным организаторам легче не приглашать команды, чтобы не нарваться на скандал.
Второе правило ударило лишь по двум крупным игрокам рынка – Virtus.pro и Gambit. Первые входят в холдинг Esforce, который, в свою очередь, принадлежит VK Group. Вторые – проект мобильного оператора МТС.
Команды по-разному отреагировали на санкции.
Gambit устроила распродажу (или ликвидацию) составов:
- команду в CS:GO купила американская организация Cloud9 за миллион долларов;
- два состава по Dota 2 были распущены. Один распался, а второй теперь играет без спонсоров под тегом One Move;
- будущее игроков Fortnite до сих пор под вопросом.
Virtus.pro же смирилась с правилами игры: ее составы играют под тегом Outsiders, а команда даже выпустила мерч с новым логотипом...
...и «секретом» в кармане – логотипом Virtus.pro.
Трансляции тоже изменились: права перешли украинской студии, но в выигрыше трансляции любителей
Так получилось, что исторически тендер на трансляцию турниров проводился между двумя крупнейшими игроками: российской студией RuHub и украинской Maincast. В CS:GO все крупнейшие турниры выкупила Maincast, а в Dota 2 студии делили между собой шесть регионов, у каждого из которых собственная лига. Более того, на чемпионате мира по Доте – The International – издатель игры Valve устраивал бродкаст самостоятельно, приглашая всех лучших комментаторов и аналитиков из разных студий.
К марту 2022 года организаторы турниров по Доте, права на которые принадлежали RuHub, отозвали лицензии, и огромная студия осталась практически без работы. Причина проста: RuHub тоже входит в холдинг Esforce, связанный с VK Group.
Помимо команды и студии освещения, в Esforce входят киберспортивный сайт и турнирный организатор Epic Esports Events (EEE). До февраля именно они организовывали главную лигу в Восточной Европе, через которую проходит отбор на мейджоры и чемпионат мира, побочно занимаясь серией коммерческих турниров D2CL.
В апреле лигу передали в руки американской Beyond The Summit, а у EEE (следовательно, и у RuHub как студии освещения) остались лишь D2CL с относительно неплохим призовым фондом (50 тысяч долларов), но крайне слабым составом участников. Европейские команды неохотно идут на турнир, а команды из Украины бойкотируют любую деятельность Esforce. Этого достаточно, чтобы организаторам приходилось звать слабые команды.
D2CL представляет собой турнир, где играют 12-16 команд уровня ФНЛ-2 и Virtus.pro – железный топ-4 региона. Зритель не понимает, для чего ему следить за ноунеймами, а сам турнир никак не развивает бренд (тут бы помог подход медиафутбола). Как итог: в последнем сезоне среднее число зрителей на трансляциях еле пробило 11 тысяч (у последней лиги – отбора на мейджор, для сравнения, 85 тысяч).
Теперь права на 5 из 6 регионов принадлежат украинской студии Maincast (Южная Америка как наименее интересный регион и вовсе осталась без официальной трансляции). Но стоит понимать, что Dota – максимально открытая игра, издатель разрешает проводить трансляции матча любому человеку с соблюдением двух основных условий:
1. Между официальной трансляцией и «стримом сообщества» должна быть разница в 15 минут.
2. Стрим сообщества не может использовать интеллектуальный труд официальной трансляции: использовать графику с эфира, работу обсерверов – людей, двигающих внутриигровую камеру, и, собственно, голоса комментаторов.
Ярослав «NS» Кузнецов был комментатором RuHub, но несколько лет назад перешел на личные трансляции и собирает десятки тысяч зрителей.
Несмотря на все трудности, киберспорт живет полной жизнью
Третий цикл DPC-лиги идет в штатном режиме: ближайшие матчи уже в этот четверг, PARI Parni сыграют с Rune Eaters из Казахстана. Мейджор по Dota 2, где встретятся 18 лучших команд, пройдет в начале августа в городе Арлингтон, США. Получить визы будет трудно любому игроку из нашего региона, однако шансы не нулевые.
К счастью, главный турнир года по Доте – The International – пройдет в Сингапуре, и там с визами должно быть проще.
В CS:GO ждать крупных турниров и вовсе не нужно. Уже 5 июля стартует Intel Extreme Masters в Кельне, где сыграют:
- NAVI – украинская команда-финалист последнего мейджора.
- Team Spirit – полуфиналист мейджора, российская команда, переехавшая в Сербию.
- Cloud9 – американская команда с полностью российским составом, выкупленным у Gambit.
- Outsiders – состав Virtus.pro под нейтральным тегом.
* * *
Если вы ощущаете острую нехватку международных соревнований с участием российских спортсменов, приглядитесь к киберспорту.
Тест по легендарным моментам в Доте! Угадаешь эпизод по неочевидному скриншоту?
Как покупать игры в Стим – способы оплаты в Steam после блокировок карт и санкций
Если речь о просто StarCraft, то европейцам он не интересен, а в StarCraft 2 корейцы уже давно не номер один, и уж точно не "нет равных". Два последних чемпионата мира выиграли европецы - итальянец Reynor и финн Serral. В прошедшем IEM Katowice 2022 в полуфинале было 3 европейца и 1 кореец, а в четверть-финале Serral укатал топа-1 Кореи Maru. Южная Корея давно не доминирует в SC2
Интересно было бы взглянуть на заявление от Valve с ограничениями в сторону российских команд т.е. запрет участвовать именно от разработчиков, в случае наличия связей с государственными структурами. Я искал хоть что то похожее, но не нашел. Есть ощущение, будто бы это отсебятина по тексту.
Цитата: сам турнир (D2CL) никак не развивает бренд. Буквально вчерашняя новость: VK стала официальным партнером D2CL на 6 сезонов. Если это не развитие бренда, то что?
Я не знаю, какое там будущее игроков Фортнайт у Гамбитов под вопросом, но состав распущен еще 1 мая.
Цитата: Теперь права на 5 из 6 регионов принадлежат украинской студии Maincast (Южная Америка как наименее интересный регион и вовсе осталась без официальной трансляции). По тексту создается впечатление, что под официальной трансляцией подразумевается каст без задержки. Так уж вышло, что комментируют без задержки ЮА-дивизион господа из Fired Cast (Адекват, Мила, Эритель и Лекс) на своих каналах на твиче.
Maincast выкупила права не только на CSGO турниры, освещение турниров по доте тоже фигурировало в тендере.
Двойной тег NAVI в статье при двух упоминаниях по тексту, причем не в главной роли, — это пять
Это не развитие бренда, это попадание в тотальную зависимость от государства (мы ж знаем, кто VK сейчас владеет). Ну потому что никто адекватный их спонсировать сейчас не будет. Как и Рухаб, ВП и прочие элементы этого холдинга.
D2CL - это попытка усмановских структур как-то жить и работать исключительно своими усилиями и ресурсами. В мире киберспорта, который давным давно глобализован похлеще спорта реального, эта затея гиблая, но от безысходности...