Турниры и лиги в киберспорте: они больше похожи на футбол или теннис?
Сравниваем с традиционным спортом.
Пока Томас Бах придумывает все новые проблемы, мешающие киберспорту войти в состав Олимпийских игр, все быстрее растет число зрителей у турниров по FIFA19, League of Legends, DotA 2, CS:GO и Overwatch. Киберспорт очень разнообразный, но вникнуть в него несложно: почти у всех турнирных систем есть аналоги в большом спорте.
Overwatch – НБА/НХЛ
Overwatch – шутер, где две команды по шесть человек выбирают персонажей с уникальными способностями и идут сражаться. Компания-разработчик Blizzard сразу позиционировала Overwatch как мировую киберспортивную дисциплину и скопировала устройство своей чудовищно амбициозной Overwatch League с традиционных американских спортивных лиг. Сравниваем:
• Матчи в OWL играются на четырех различных картах. Дальше определяется победитель – почти как четверти в баскетболе.
• Платное участие в закрытой лиге. Участники первого сезона платили по 20 млн долларов за франшизу и место в лиге; по данным ESPN, стоимость слота во втором сезоне достигает $60 млн. Это безумные по меркам киберспорта деньги.
• Ниже Overwatch League – региональные Лиги (Overwatch Contenders). Здесь играют как организации, которые не смогли или не захотели покупать место в OWL, так и академии команд OWL. Это аналог фарм-лиг вроде АХЛ.
• Минимальный потолок зарплат и гарантии для игроков. В той же Доте вполне себе нормальным будет участие на майноре команды без спонсора и каких-либо контрактов и зарплат.
• Команды из разных штатов и даже стран. 11 команд прикреплены к городам из США, 4 представляют Китай, две – Канаду, и еще по одной – у Англии, Франции и Южной Кореи. И пока такая мегаломанская идея столкнулась с очевидными препятствиями.
1. Все игры проходят на одной арене, в Лос-Анджелесе. С чего в таком случае жители Шанхая, да и Китая в целом, должны болеть за команду Shanghai Dragons? Думаете, за игроков-китайцев? Сейчас в активном составе «Шанхая» 8 корейцев и только один китаец.
2. Внутри лиги нет лимита на легионеров. Еще один пример – «Лондон», победитель (!) первого сезона OWL. Состав – полностью корейский:
Правда, Blizzard все-таки стремится к настоящей системе домашних арен и международных перелетов. В этом сезоне свои арены открыли «Даллас», «Атланта» и «Лос Анджелес»; в них провели по одной серии матчей. Финал OWL-2019 пройдет на «Уэллс Фарго Центр», домашней арене хоккейного клуба «Филадельфия Флайерз», с вместимостью 20 тысяч зрителей. И главное: в сезоне-2020, третьем для Overwatch League, команды Лиги должны открыть домашние арены, принимать гостей и вылетать в другие города и страны. По крайней мере, так обещает босс OWL Нейт Нанцер.
Самые успешные регионы: есть Южная Корея и все остальные. У этой страны особые отношения с играми. Если местной аудитории нравится игра, то превзойти корейцев почти нереально – или они вообще не рассматривают ее как киберспортивную дисциплину. Все или ничего.
Больше всего в OWL именно корейских игроков – 107. США только на втором месте – 24 игрока. На третьем Китай – 14.
А как дела в СНГ?
Всего в лиге играют два российских киберспортсмена – Илья «NLaaeR» Коппалов из Atlanta Reign и Георгий «ShaDowBurn» Гуща из Paris Eternal. Cейчас идет третий этап регулярного сезона из четырех; команды Георгия и Ильи находятся на четвертом и шестом месте в Атлантическом дивизионе. К сожалению, оба игрока не всегда проходят в основной состав. Например, в первом матче лиги «NLaaeR» играл лишь на одной карте из четырех (что иронично, на той, где действие проходит в России).
А вот ShaDowBurn первый матч вообще пропустил, и ему наверняка было обидно наблюдать, как команда сенсационно побеждала действующих чемпионов OWL – London Spitfire. Но по ходу сезона ему выдали куда больше игрового времени, чем Илье Коппалову.
League of Legends – футбол
League of Legends максимально похожа по геймплею с привычной нам Дотой: это командная игра, где две стороны по пять игроков пытаются уничтожить базу друг друга. Но в Доте еще 5 лет назад не было вообще никакой турнирной системы (турниры вразнобой организовывались частными операторами; компания-разработчик Доты Valve субъективно оценивала успехи команд за сезон и сама выслала приглашения на The International) – а в Лиге Легенд почти сразу соорудили четкую структуру.
Дело в том, что Лига вышла позже первой Доты, в которой на тот момент уже сформировалась своя просцена и фанбаза. Был и осовремененный клон Доты: Heroes of Newerth, также со своими турнирами и сообществом. Чтобы отвоевать рынок сразу у двух конкурентов, разработчики Лиги – компания Riot – пошли на радикальные меры:
• Завербовали создателя самого популярного сайта по Доте. В 2008 году он, незадолго до выхода Лиги, резко и навсегда закрыл портал. Вместо контента там находились письмо с извинениями и приглашением поиграть в ЛоЛ;
• Получили права на торговую марку «Defense of the Ancients» и отдали их Blizzard. Дело в том, что Дота изначально была модом для одной из игр Blizzard – Warcraft 3. Valve и Blizzard разрешили вопрос мирно;
• Давили на организации, чтобы те не имели составов по другим играм этого жанра. Об этом говорили сотрудник Evil Geniuses и журналист Slasher, а Riot даже не пытались отрицать обвинения.
Итак, в Лиге Легенд есть сразу 14 региональных лиг. Причем в Европе – лишь одна лига. По одной в СНГ и Северной Америке. А вот азиатских очень много: в Корее, Китае, Японии, Вьетнаме, Юго-Восточной Азии. Есть даже отдельная лига под Гонконг/Тайвань/Макао и лига для Океании, где киберспорт развит слабо.
Из каждой лиги первые N мест (число зависит от силы региона) выходят на чемпионат мира. Регионы посильнее – сразу в групповой этап. Те, где направление еще только развивается, – в отборочный этап. Очень напоминает Лигу Чемпионов, где третье место АПЛ попадает сразу в группы, а чемпион Греции вынужден играть квалификационные раунды.
Отличия от футбола:
• Длительность турниров. Лига Чемпионов растянута по всему сезону, а главная часть сезона в League of Legends – чемпионат мира – длится месяц в начале осени и напоминает скорее чемпионат мира по футболу.
• Запасные. Если в футболе из одного клуба можно слепить 2-3 состава, то в составах команд по Лиге не наберется даже на второй. 2-3 игрока замены – это большая редкость. Оно и понятно, все-таки киберспорт – не травмоопасное занятие, и форс-мажоры случаются редко.
Самые успешные регионы:
Южная Корея – как и в Overwatch. Посмотрите статистику участников чемпионата мира.
• Даже в европейском чемпионате Корея на втором месте по числу игроков – после Дании.
• С 2013 по 2017 год чемпионат мира выигрывали только команды из Южной Кореи. Лишь в этом году случилась сенсация – ни одна корейская команда не вошла в топ-3. Это как если бы «Реал» и «Барса» одновременно не вышли бы в плей-офф ЛЧ.
• У СНГ все плохо – мы предпочитаем Доту. Только в 2012 году команда Moscow Five заняла третье место на чемпионате мира, а уже в 2016 году 5-8-е место команды Albus Nox Luna считалось невероятным успехом.
DotA 2 – Теннис
Регулярный сезон в Доте начинается в сентябре и заканчивается в мае – за это время проходит пять майноров и пять мейджоров (даже название как у ТБШ). Из 16 участников мейджора как минимум две команды должны быть из каждого из шести регионов: Северная Америка, Южная Америка, СНГ, Европа, Китай, Юго-Восточная Азия. Да, ни слова об Африке – с киберспортом на этом материке все очень и очень плохо. Квалификации на турнир проходят следующим образом:
• Четыре из восьми команд закрытого отбора попадают туда по приглашению за результаты последних двух месяцев. Еще четыре проходят через открытые квалификации, принять участие в которых может любой желающий.
• Далее восемь команд проводят мини-турнир, где выявляют два (в некоторых регионах – три) сильнейших коллектива. Они и проходят на мейджор.
• Все, кто не попал на мейджор, пробуют отобраться на майнор – турнир на восемь команд (как минимум по одной из каждого региона). Порядок тот же – команды, игравшие в закрытом отборе на мейджор, но не попавшие на него, плюс две-три команды из открытой квалификации. Победитель майнора получает последнюю путевку на мейджор.
На мейджорах и майнорах команды зарабатывают рейтинговые очки. Лучшие 12 по итогам года отправляются на главный турнир – The International. Еще шесть участников определяются в квалификациях: по одному от каждого региона.
Чемпионом первого мейджора этого сезона стала российская команда Virtus.pro.
Отличия от тенниса:
• Квалификации. Уникальность Доты в том, что закрытым квалификациям на турнир предшествует открытая, где принять участие может абсолютно любая команда, даже та, которая до этого никогда нигде не появлялась. Нужно лишь зарегистрироваться на сайте и запустить игру в нужное время.
• Соревнования стран. Эта особенность касается любой киберспортивной дисциплины – в киберспорте не развита система соревнований по странам – всем правят клубы. Есть турнир WESG, но отношение к нему скорее как к Лиге Наций или Кубку Конфедераций: команды очень неохотно отпускают туда игроков. Тем более, что WESG порой накладывается на рейтинговые турниры: например, Gambit в апреле выступала на майноре без мидера Afoninje, который уехал играть за команду России. Конкуренция на WESG невысокая; как правило хорошо выступают уже сыгранные мононациональные команды. Зато призовой фонд – до 1,5 миллионов долларов.
• Турнирная сетка. На мейджорах участники делятся на 4 группы, и после группового этапа ни одна из команд не вылетает с турнира. Вместо этого первые два места отправляются в верхнюю сетку плей-офф, а третье и четвертое – в нижнюю. (В теории команды могут и вылетать из групп, если того захочет организатор. А организаторы могут быть разные: перед регулярным сезоном турнирные операторы соревнуются за слоты мейджоров. На практике в этом году этого не было ни на одном мейджоре, и не будет на EPICENTER в Москве).
• У топовых команд появляется право на ошибку. Это особенно важно, когда два фаворита турнира встречаются на ранних стадиях.
Самые успешные регионы:
• Китай. Здесь играет вторая команда прошлого The International: PSG.LGD. Да, Pari Saint-German год назад заключила сделку с одной из самых титулованных организаций Китая. У PSG.LGD даже есть шикарная форма от Nike (про знаменитые бренды в киберспорте можно почитать здесь). Сейчас команда занимает пятое место в рейтинге регулярного сезона, но это нормально: китайские команды расслабляются всю первую половину сезона, а затем все равно проходят на The International и уже там жгут как следует. Кроме PSG.LGD в этом сезоне сильны Vici Gaming (пятое место в регулярке) и Keen Gaming (девятое).
• Европа. Регион с бешеной конкуренцией и лучшей командой мира прямо сейчас (Team Secret). Последние два титула чемпиона мира отходили именно европейским командам. Пройти квалификации на мейджор в Европе – далеко не то же самое, что отобраться где-нибудь в Южной Америке.
• СНГ. Российская команда Virtus.pro уже третий год входит в топ-3 мира, но на The International парням не везло: 5-6-е место два года подряд. Сейчас от «медведей» ждут только одного – победы на главном турнире года.
В этом регулярном сезоне Virtus.pro лишь вторая по силе команда, а на последнем мейджоре в Париже вообще заняла только 7-8-е место (при 16 участниках). Фанаты выжидают и волнуются: сознательно ли VP экономит силы к TI9, или у команды реальные проблемы?
Время расслабляться кончилось: EPICENTER – домашний турнир, и мы ждем от «медведей» мощное выступление перед The International 2019.
Поэтому мне жалко, что мало турниров по-типу WESGa или HGG, где были именно сборные стран по Хартстоуну.
Еще больше удивили цифры за вход в лигу Овера