Я сыграл в Доту с папой. Она действительно нас сблизила
Дота – это просто.
У нас дома иерархия, роли и нормы поведения были обозначены чрезвычайно четко. Каждый занимался своим делом – папа добывал ресурсы за пределами дома, мама их распределяла внутри семьи, а дети старались соответствовать негласно установленному шаблону «хороший ребенок». Каждый выполнял свою роль и старался максимально ей соответствовать.
Компьютер у нас появился намного раньше, чем у сверстников – отец занимался разработкой програмного обеспечения и иногда работал из дома. Именно благодаря компьютеру я узнал, что у нас есть что-то общее с серьезным, сосредоточенным мужчиной, который работал по 15 часов в день. В это было почти невозможно поверить, но иногда папа использовал дорогущую рабочую технику, чтобы рубиться в «Тетрис» с друзьями. Так я узнал для себя две вещи: во-первых, если что-то очень хочется, но нельзя, то можно, а во-вторых, роль моего отца, оказывается, выполнял живой человек, а не NPC.
Деление по ролям, шаблонные действия и упреки – ничего не напоминает?
И дети, и отцы так увлекаются погоней за успехом, что забывают о том, что они в первую очередь люди, а стандартный набор тем для обсуждения становится похож на чеклист – учеба, работа, деньги, перспективы, планы на отпуск. Стерильные темы, которые никак не затрагивают чувства, страхи или желания, зато успокаивают и тех, и других. Если все хорошо – хорошо. Если что-то идет не так – сразу понятно, как и что нужно исправить, кого в чем упрекнуть.
Мы часто проводили время вместе, иногда это даже не было похоже на встречу с акционерами – папа всегда интересовался моими хобби. В детстве мы играли в футбол в коридоре, ходили в походы на байдарках, рубились в настольный теннис и «Тетрис», но дистанция и вертикаль в общении чувствовались практически всегда.
А потом мы сыграли в Доту.
Объяснить Доту намного проще, чем кажется. Герои – ничто, золото – все
Папа приехал ко мне в гости, но у меня дома не оказалось традиционных, семейных развлечений: бани, стола для настольного тенниса, мангала и вина. Зато были два ноутбука. И сам я, рассказавший ему про призовой фонд TI. Серьезно, если кто-то говорит вам, что киберспорт и игры – это глупости, просто назовите призовой фонд Инта и уже через 10 минут вам придется рассказывать, как скачать Steam.
Для того, чтобы объяснить суть игры, я старался не зацикливаться на умениях героев – их слишком много, чтобы запомнить хоть что-то, – а объяснить основы, ведь в войнах побеждает золото, а не солдаты. Краткий курс «Дота для тех, кому за 50» уместился в паре предложений: на карте есть ограниченное количество ресурсов, которые производятся каждую минуту. Задача – получить больше ресурсов, чем соперник, грамотно их распределить и сломать главное здание противника. Если распределять золото равномерно между героями, то из команды получится «Тоттенхэм» из «Залечь на дно в Брюгге», а нам нужна «Барселона» – Месси, который сделает игру, и остальные игроки, которые не слишком сильно будут ему в этом мешать.
Папа предложил инновационные идеи. И давал ульты в крипов
Папа быстро разобрался в игре – я объяснял ему, что делают кнопки, а вот с ресурсами у него проблем не было. Больше всего его расстраивало и увлекало, что на карте полно крипов, которые ни кем не востребованы, и деньги просто пропадают. Меня невероятно удивило, что уже после нескольких игр он стал предлагать идеи по распределению фарма, которые немного напоминали геймплей ботов OpenAI с их странным, практически равномерным распределением золота между героями. Он предлагал взять 3 героев, которые смогут стоять на линии в одиночку и двух лесников, чтобы фармить всю карту и решать, кто керри не на 0 минуте, а на 10-й, в зависимости от количества полученного золота.
Первым делом после начала игры он здоровался со всеми и предупреждал, что играет в первый раз. Удивительно, но все без исключения относились к этому с пониманием и абсолютно не рейджили. Была парочка нытиков, но я быстро показал папе, где находится кнопка мута. Когда я пытался давать какие-то коллы команде, мне приходилось делать это дважды – сначала в войсчат, а потом объяснять папе план действий человеческим языком. Обычно это сводилось к паре фраз типа: «Ходи за мной на расстоянии экрана, а когда увидишь противников – сразу нажимай кнопки и стой за команду болей». После таких ЦУ пара ультимейтов улетела в иллюзии и крипов, которые были приняты моим папой за противников, тиммейты начинали пинговать, а я их успокаивал сквозь смех: «Зато подфармил». Всего мы сыграли игр 5 – выиграли, кажется, одну, но это только добавляло азарта.
* * *
Именно в Доте иерархия разрушилась. Мы оба хотели победить, но еще больше хотели просто повеселиться.. И впервые за долгое время мы общались как два друга, которые зашли вечерком поиграть в игру и обсудить происходящее за день – без необходимости подбирать слова или соответствовать какой-то роли. Обязательно попробуйте.
я сам работаю сейчас получается тренером по доте - иногда попадаются ~35 летние, которые такие "хз, увидел доту - понравилось, хоч научиться играть, играю месяц". И таким я тоже рассказываю, что дота это всё-таки в первую очередь про экономику)
Кстати стратегия "3 героя фармят линии 2 - лес" вообще так сикрет же играли месяцев 8 назад, с квопой под некрами:)