Хватит приравнивать достижения из CS 1.6 к актуальным. Пора давно забыть про прошлое
Тогда киберспорт лишь зарождался.
Киберспорт в CS как явление появился больше двадцати лет назад. Затем, через несколько лет, прошел первый мейджор-турнир от CPL. Еще спустя 9 лет NAVI выиграли 3 мейджора за год, что до сих пор считается очень крутым и важным достижением. Но я не могу понять, почему достижения из старых версий игры все еще считаются чем-то великим.
Отсутствие реально значимых турниров
Симпл выиграл Катовице в 2018 году, но закрепил свое величие лишь после победы в Стокгольме. Главный камень в сторону Зайву до Парижа – слабая игра в плей-офф мейджоров. Девайс и компания выиграли кучу турниров и построили величайшую эру, но для всех запомнились лишь четырьмя звездочками на форме. Понимаете, к чему я веду? Самый важный титул в CS:GO, как и в любой другой игре, – победа на турнире от разработчика.
В CS 1.6, как и в Source, таких турниров не было. Да, были ивенты от CPL, IEM, ESWC и WCG. Турниры отличались друг от друга списком правил и карт, особенно сильно этим грешили в самом начале. Иногда случались коллизии, когда несколько соревнований проходили в одно время, из-за чего командам приходилось выбирать.
Так, лучшая команда России в 2001 году поехала на тот турнир, где им готовы были оплатить перелет и отборы: «WCG в лице компании Samsung проводил массовые отборочные турниры по всей России и в других странах. За первое место в Москве полностью оплатили [поездку] в Корею, даже еду. А турнир в Штатах был полностью за свои деньги. Чтобы впятером поехать туда, нужна была очень крупная сумма. Плюс нужны визы. В 2004-м на WCG в Сан-Франциско у нас один игрок – 400kg – получил отказ, пришлось ехать Madfany», – вспоминал Калыч.
К тому же, тогда квалификации были строго разделены между странами, поэтому на многие топ-турниры приезжала лишь одна команда из каждой точки мира. Представьте, что в CS:GO на мейджорах допускали бы лишь один состав датчан – звучит странно и совсем не отражает реальную силу команд. На главные турниры года приезжала куча пассажиров, вышедших из македонской, арабской и других слабых квалификаций.
Ближе к концу эры 1.6 ситуацию начали исправлять, выделяя сильным странам по 2 слота. Но до справедливых квалификаций было далеко.
Две игры существовали параллельно
До CS:GO комьюнити игры было разделено между оригинальной версией и Source. Новая версия прошла мимо Восточной Европы, но из нее вышло много топ-игроков – Апекс, который в начале карьеры был очень сильным рифлером, Глейв и Девайс.
Да, 1.6 была популярнее, но как минимум в двух сильных регионах – Франции и Северной Америке – люди предпочитали играть в Source. Во-первых, это еще один камень в сторону значимости турниров в 1.6, во-вторых, показатель неразвитости соревновательного элемента на тот момент. Представьте, если бы с выходом CS 2 NAVI, G2 и Cloud9 остались бы в CS:GO, а Faze, Vitality и Mouz перешли бы на новую версию. Разве хоть один из турниров можно было бы назвать полноценным?
Разбитие по играм привело и к отсутствию молодых талантов и новых имен в конце истории 1.6. На последнем мейджоре в 2012 году было всего 16 игроков из 60, начавших карьеру позже 2007 года, и лишь 7 игроков, появившихся в 2009 году. На первом мейджоре по CS 2 из 95 известных игроков 34 начали карьеру в 2018 году или позднее. И не забывайте, что формальный старт пути в CS:GO происходил намного раньше, так как в игре появились бесконечные тир-3 онлайн-турниры и квалификации. Полноценная карьера у многих из них началась несколькими годами позднее.
А если в игре нет молодежи, то ее с большим трудом можно назвать реально конкурентной.
«А помните, как Маркелов со слоном вешал?»
Обожаю случайные диалоги на тему лучшего снайпера в CS с людьми, далекими от современного киберспорта. У них сразу после Симпла идут не Зайву и Девайс, а Кеннис и Маркелов. Не спорю, в свое время Markeloff наверняка был крутым и великим снайпером, а топ-1 в 2010 году – реальная причина для обсуждений даже спустя много лет. Но если вспоминать его как лучшего игрока заката CS, то придется нырять чуть глубже, чтобы выяснить, кто был лучшим в начале игры.
Вот только в 2001 году не существовало HLTV или его статистических аналогов, и понять, кто был лучшим, мы можем лишь по необъективным показателям – воспоминаниям аналитиков и самих игроков, но ведь это очень скользкая дорожка.
Придется отсечь как минимум все турниры до 2004 года, когда появилась база HLTV. В полную силу, а не на несколько событий в год, портал заработал лишь к концу нулевых. Получается, мы выдвигаем Маркелова как сильного снайпера, но забываем о всех, кто был до него? Кажется, что такой подход совсем несправедлив, а намного более логичное решение – начать отсчет от CS:GO, когда Valve впервые заинтересовалась киберспортом в игре.
Тактики и раскидки
CS:GO ассоциируется у меня не только с крутыми матчами, но и с большим упором на подготовку. «Молотовы» перевернули игру, а команды брали тренеров, играли кучу пракков каждый день и годами жили на буткемпах. В CS 1.6 всего этого не было, из-за чего команды предпочитали намного более прямой стиль игры, рассчитанный на жесткие перестрелки. Спору нет, убить противника с той системой стрельбы было намного сложнее.
Интереса ради я посмотрел Dust2 между NAVI и Fnatic в финале ESWC 2011. Может быть, я чего-то не понимаю, но мне показалось странным, что 3 игрока NAVI поочередно пикали Гетрайта, а его тиммейт с лонга все это время стоял пассивно и подошел лишь после смерти.
Я увидел слишком много перестрелок и мало гранат. А все идеи на раунд сводились к попыткам угадать плент и выйти толпой. Я не увидел быстрых перетяжек в конце раунда, умных фейков или красивой работы люркера. Может быть, у меня просто слишком зумерское мышление?
* * *
Я уважаю CS 1.6 и пионеров киберспорта в CS, игравших за идею. Тогда они шли на огромный риск, выбирая киберспорт в качестве работы. И если бы не они, то сейчас бы не было никаких мейджоров и многомиллионного киберспорта, так манящего к себе. Разумеется, не стоит вычеркивать и забывать достижения из прошлых игр.
Но неуместно пытаться сравнивать их с CS:GO – это два разных мира. Спустя много лет, спустя столько историй и мейджоров, те времена выглядят как хобби. Оставили в памяти, поместили игроков в залы славы клубов, но давайте не вспоминать про те хорошие времена, когда речь заходит о великих командах или тем более игроках.
Да не может быть, а точно.
А вы в футболе 3 чемпионства Бразилии в 1958, 1962 и 1970 годах тоже не считаете за победы равноценные победе Аргентины в 2022м?
Ну посмотрите на футбол в 1962м, это же просто ни в какие ворота по уровню игры.
Каэс растет не то что с каждым годом, а с каждым месяцем. Сейчас любая топ10 команда вынесла бы Астралис во времена их эры вперед ногами, если предположить гипотетический такой матч.
Но возможно, у меня просто слишком бумерское мышление)
Принижать достижения людей, у которых условия были в 100 раз хуже, но они продолжали двигать индустрию из подвалов к вершинам, чем у нынешних киберкотлет, это вообще очень странно.
Конкретно в каэсе раньше был совсем другой подход к тренировкам, разбору тактик, а количество молодых талантов было намного меньше, чем сейчас (в процентном соотношении). Плохо знаком с историей футбола, но могу предположить, что в 50-х и т 70-х там играли не за сухарики, а тренировались долго, много и упорно, как и сейчас.
Наконец, ЧМ-58, также как и ЧМ-22 проводит ФИФА, аналогом которой в CS можно считать Valve. Почему вы не приводите здесь более ранние примеры из самого начала прошлого столетия? Уместно ли победы на них считать равными победе Аргентины в 2022-м?
Компетитив (5х5) с приходом кс го вышла на уровень, с которого ты начинаешь играть в эту игру. В 00е чтобы сыграть подобное, тебе приходилось или идти на лан, или в мирке легендарные каналы pracc.ru pro.ru mix.ru cis.gl абузить чтобы найти с кем поиграть, с покупкой своего сервера за 300-600р в месяц и т.д.
Конечно сейчас процентно будет больше молодых талантов каждый год появляться на хлтв уровне.
Подписание академ составов организациями, сеть скаутов, фейсит и все карьерные лифты связанные с ним.
Я же не говорю, что щас стало легче пробиться в киберспорт - как раз наоборот, сейчас тяжелее, ибо все прохавали, что тут крутятся уже гигантские суммы и конкуренция просто сумасшедшая.
Такие как Монеси, Донк, Артфрост, Широ и еще куча ников, это лишь микроскопическая вершина айсберга, а сколько будет тех, кто положит на это 10-20к часов, и останется в итоге с сорванной нервной системой и у разбитого корыта)