Counter-Strike – 20 лет! Это лучшая киберспортивная дисциплина. Даже не спорьте

19 июня Counter-Strike исполнилось 20 лет. Cyber.sports.ru рассказывает, чем же так хорош шутер, в который играют уже несколько поколений геймеров.

Starladder Berlin Major 2019 CS:GO - следите за всеми новостями и расписанием матчей тут

Выбрать идеальную киберспортивную дисциплину очень непросто. Сразу возникает вопрос: а какие именно критерии нужно учитывать? Богатая история со сменой поколений, ветеранами и суперзвездами? Overwatch и Fortnite, вам пока рано. Минимум рандома? Пожалуй, нам не по пути с такими карточными играми, как Hearthstone и Artifact. Простота в освоении? Придется отмести MOBA по типу Dota 2 и LoL. Похоже, у нас не остается выбора. Встречайте  — CS:GO. Игра, идеально подходящая под описание лучшей киберспортивной дисциплины.

«Контра» — игра нашего детства (а также отрочества и юности)

Мод для Half-Life про борьбу террористов и спецназа мгновенно взорвал мир. В него играли как школьники, так и взрослые мужики.

Любой российский геймер, родившийся в первой половине 90-х, застал эпоху компьютерных клубов: Quake, Unreal Tournament, StarCraft, WarCraft, Dota, и, самое главное – «Контра» на каждом компьютере.

Сейчас у игр уже другие показатели популярности, и известны конкретные цифры – и статистика CS:GO в Steam, а также на Twitch во время крупных турниров сообщает, что интерес к игре все еще высок.  Хоть это уже и немного другая игра, чем та, в которую мы рубились 10, а то и 20 лет назад.

Средний онлайн CS:GO по итогам мая составил 364 тысячи игроков. Это меньше доты (548 тысяч) или PUBG (385), но CS берет стабильностью —  игра держит свои показатели примерно на одном уровне с 2015 года. Что до стримов, то сейчас CS принадлежит рекорд твича по онлайну — 1 130 000 зрителей на финале ELEAGUE Major в Бостоне в 2018 году. Пиковый показатель онлайна у последнего крупного турнира — мейджора в Катовице, также превысил миллион. Примечательно, что в статистике стримов CS:GO китайские зрители практически не играют никакой роли. В случае с Dota 2 или LoL ситуация другая — китайцы составляют большую часть аудитории, и это обеспечивает играм очень крутую статистику. Не то чтобы это плохо, но популярность CS на Западе мы еще затронем.  

У CS богатая киберспортивная история

Почти за 20 лет профессиональная сцена Counter-Strike повидала многое. От турниров в подвалах с призовым в пару сотен долларов до переполненных стадионов с миллионами на кону. От пузатых мониторов и шариковых мышек до высокотехнологичных LCD и лазерных сенсоров.

Первые международные турниры по Counter-Strike проводили еще на самых ранних версиях в 99-м году — со скромными призовыми, от сотен до пары десятков тысяч долларов максимум. В 2000 году американская организация Cyberathlete Professional League, которая делала турниры по Quake, обратила внимание и на CS. В CPL быстро поняли, что эта игра заслуживает большего. На первых турнирах в 2000 году разыгрывали до 30 тысяч долларов, но всего год спустя состоялся чемпионат CPL Winter с нереальным по тем временем призовым в $150 тысяч.

Зимние и летние турниры CPL стали своеобразными мейджорами того времени. Также CS поддерживали другие крупные серии турниров — World Cyber Games, ESWC, IEM, Dreamhack. И что самое главное: все это происходило почти без всякого участия Valve. Тогда компанию больше волновал не только киберспорт, а будущее CS как игры. Поэтому турнирами она занялась только в 2013 году, когда стало понятно, что Global Offensive — и есть то самое будущее.

Так или иначе, с релиза первых бета-версий CS в том или ином виде не пропадал из киберспорта — силами Valve, или энтузиастов, которым интересна игра. А их всегда хватало.

В Counter-Strike сменилось уже несколько поколений игроков. Те, кто 10-15 лет назад выигрывал турниры, сейчас уже тренируют. Самый яркий пример  — zonic. В свое время был одним из лучших игроков Дании в CS 1.6 и доминировал на турнирах в составе mTw. Сейчас он тренирует Astralis, лучшую команду мира по CS:GO.

К слову, даже в новейшей версии игры CS:GO за 6 лет сменилось несколько эпох. Каждую символизировала какая-нибудь команда. Сначала это были шведы NiP: они были лидерами еще в прошлой версии игры, 1.6, и этот опыт позволил им доминировать в Global Offensive. Помимо множества турниров NiP поставили рекорд по картам на ланах — 87 побед подряд! В 2014 году NiP сменило новое поколение шведов — Fnatic с невероятно умным капитаном Пронаксом и четверкой прекрасных стрелков. Включая Олофмайстера — одного из лучших стрелков в истории CS (посмотрите на его эйс в гранд-финале IEM Катовице в 2015 году).

Спустя пару лет новым лидером сцены стали бразильские игроки Luminosity (затем они стали SK Gaming). Среди них выделялся и капитан Fallen, умевший не только координировать, но и брать игру на себя, и выдающийся снайпер Coldzera, автор этого легендарного хайлайта.

Одна из самых драматичных историй в CS:GO последних лет также касается смены поколений. Поляки Virtus.pro хоть и не символизировали определенные эпохи в игре, но также вошли в историю как одна из лучших команд в CS — причем еще со времен 1.6. К 2016 году они считались и сильным, и невероятно опытным коллективом — нескольким игрокам к тому моменту было уже 30 лет. Несмотря на возраст, организация заключила с игроками новые контракты, но в 2017 году все как отрубило — Virtus.pro перестали побеждать. С тех пор болельщики наблюдали за драмой вокруг этого состава — за два года его покинули почти все ключевые игроки, которых когда-то называли «золотой пятеркой», и теперь она вынуждена начинать свой путь практически сначала. Это все еще своеобразная сборная Польши по CS, но главному ветерану в ней — Снаксу, всего 25 лет. И до прежних успехов ей пока далеко.

Самое интересное, что каждую команду в CS на пике успеха считают непобедимой. Сейчас таким лидером сцены в CS:GO являются датчане Astralis. Их хвалят за командную игру, отмечают раскидки гранат и то, что у них почти нет слабых карт. Говорят и о новаторском подходе команды к подготовке — например, они одними из первых стали жертвовать одними турнирами ради других, грамотно расставляя приоритеты. Но как показывает история, и к ним рано или поздно найдется ключ. Какой — никто не знает, в этом вся интрига.

Astralis – великие. Показываем в одной картинке

CS первой привнесла в киберспорт командную игру

Возможно, без Counter-Strike мы никогда бы не смогли видеть киберспорт таким, как сейчас. Именно с появлением этого шутера игроки поняли, насколько это круто  — играть в команде. До Counter-Strike киберспортивными шутерами считались Doom и Quake – игры, где дуэли были превыше любого командного режима. Еще в 2000 году дуэльные Quake 3 и Unreal Tournament спорили с CS за звание главной киберспортивной дисциплины. И вы знаете, кто победил. Сейчас киберспорт  — это в первую очередь командные соревнования. С тиммейтами сейчас играют даже в «королевские битвы», которые, казалось бы, рассчитывались на игру в соло. А та же Quake Champions, в 2017 году сделавшая ставку на дуэли, сейчас уже практически забыта.

В CS легко разобраться не только игроку, но и болельщику

«Легко освоить, сложно стать мастером» — это актуально не только для игрока в CS. Зрителю понять смысл этой игры намного проще, чем любой другой дисциплины.

Усадите своего отца или дядю и посмотрите с ним матч крупного турнира по CS. Им понадобится пара минут, чтобы начать отличать игроков атаки от игроков защиты и еще минута, чтобы узнать про цели каждой из сторон. Все. После этого они смогут болеть за понравившуюся команду, радоваться жестким клатчам и главное – понимать, что именно происходит в игре.

Проведите тот же эксперимент с Dota 2, Overwatch или Hearthstone. В лучшем случае человек, который не желает вникать в суть происходящего на экране, останется и будет наблюдать, как красиво ультует Энигма, в то же время совсем не понимая, почему это комментаторы так бурно на это реагируют. В худшем случае – просто уйдет, махнув рукой. Это не означает, что вышеперечисленные игры плохи. Просто у них есть определенный порог вхождения, который, к сожалению, не все могут преодолеть. Для этого нужно как минимум играть. В CS играть необязательно – механика шутеров очевидна и так. Понятнее только FIFA.

Бесспорно, у CS тоже есть свои тонкости, вроде точечных раскидок или тактик с тройными фейками. Но все это никак не помешает начинающему зрителю получать удовольствие от главного  — простого и понятного экшена.

К тому же, CS игра не только простая, но и зрелищная. Когда вы заходите на стрим по CS, вы гарантированно получаете экшен в ближайшие две минуты. А потом еще. И еще. Да, в той же доте бывают матчи, которые по накалу и количеству драк заткнут за пояс любой шутер. Но так ли часто это бывает? И опять же – зрелищность той или иной драки в доте зависит от вашего знания игры.

В CS есть свои герои-одиночки – и это круто!

Сейчас в киберспорте нет ни одной командной игры, в которой один игрок смог бы вытянуть на себе весь коллектив. Не просто здорово играть, а именно тащить за всех. В CS это возможно. Даже игрок с одним процентом здоровья в теории может выиграть клатч против пятерых полностью здоровых соперников. Из-за этого в CS огромное значение имеет скилл, выбор позиции и способность быстро принимать решения.

S1mple выигрывает ситуацию 1 в 5

Snax выигрывает пистолетку 1 в 4

Guardian разваливает с AWP 1 в 5

В CS есть рандом, который почти не мешает игре

Рандом есть практически в любой киберспортивной дисциплине  — да и в спорте от случайностей никто не застрахован, и в этом своя интрига.

Но рандом бывает разный  - иногда элемент случайности заложен в саму механику и поэтому играет слишком большую роль. В Counter-Strike рандом – это по большей части баги и недоработки. Сама структура игры построена таким образом, что обе команды находятся в абсолютно равных условиях. Другое дело, что на отдельных картах имеет значение выбор первой стороны, что ставит ту или иную команду в сложное положение. Но тем интересней смотреть, как она будет из него выходить – что может быть лучше таких камбэков из максимально невыгодных ситуаций? Они возможны вопреки любому рандому.

Лучший в мире игрок в CS прямо сейчас  — из СНГ. И мы ждем от него больших побед!

СНГ далеко не всегда был сильнейшим регионом в Counter-Strike  — до той же Скандинавии нам далеко. Но успехи команд из СНГ запомнились надолго. Кто из опытных болельщиков не помнит победу M19 на World Cyber Games 2002, о которой сняли легендарный сюжет в «Намеднях» (один из лучших сюжетов про киберспорт на нашем ТВ – до сих пор!). Или требл NaVi в 2010 году?

В последнее время ни одну из команд СНГ нельзя было назвать сильнейшей в мире, однако это не значит, что нам не за кого болеть. Сейчас у нас есть возможность наблюдать за игрой Александра s1mple Костылева  — одного из лучших игроков в истории CS. Он блестяще играет за NaVi на абсолютно всех чемпионатах, а равных ему по техническому скиллу почти нет. По итогам 2018 года он занял первое место в рейтинге сайта HLTV – по сути, получил «Золотой мяч» в мире CS. Датчанин Девайс, занявший второе место в рейтинге лучших игроков 2018 года, даже близко не стоит рядом с Симплом по индивидуальному мастерству. Саша  — машина, которую никто не может остановить.

И хотя именно в CS один игрок может решить многое, это все же командная игра. Пока что Симплу не удалось выиграть ни одного мейджора  — ни с NaVi, ни с прошлыми командами. Все понимают, что рано или поздно это должно произойти, но каждому зрителю обидно раз за разом наблюдать, как он в уходит со сцены без кубка.

Тем не менее, смотреть за Александром  — одно удовольствие. Он в одиночку вытаскивает команде важнейшие игры. И если раньше еще юный и горячий Симпл нередко срывался на тиммейтов, сейчас ничего такого нет и в помине. Сейчас Симпл и его команда – еще одна причина начать смотреть CS.

CS:GO все еще популярна на Западе

Среди популярных киберспортивных дисциплин 2010-х именно CS стала наиболее близкой к западной аудитории. Такие MOBA, как Dota 2 и LoL всегда мало привлекали американских и европейских игроков, а главной аудиторией этих игр всегда были жители азиатских стран.

CS:GO – максимально дружелюбная для западного геймера дисциплина. Тут нет огромного количества разноплановых героев и способностей, она проста в освоении, а ее действие происходит не в выдуманной вселенной с различными расами, а в реальном мире. Именно такие игры всегда привлекали западную аудиторию, поэтому в этом плане Counter-Strike выигрывает у многих других лидеров киберспортивного рынка.

Но не стоит забывать, что на Востоке сосредоточена огромная аудитория, которая CS тоже нужна. И статистика просмотров CS в Азии понемногу растет. Мейджор в Катовице в 2017 году смотрело онлайн менее полумиллиона китайцев, а стоило большому CS прийти в Китай — пик онлайна StarLadder & ImbaTV Invitational ChongQing 2018 достиг 1,5 млн местных зрителей. Другими словами, CS пытается успеть не только на Западе — и у игры это неплохо получается.

***

Конечно, Counter-Strike  — далеко не идеальная игра. Ее до сих пор ругают за огромное количество читеров в матчмейкинге, разработчиков регулярно обвиняют в несвоевременных обновлениях и отсутствии интереса к игре. К тому же, в дисциплине до сих пор нет грамотной схемы турниров, в которой бы нашлось место одному громкому чемпионату по типу The International или Worlds  — об этом говорят и сами игроки. Но даже несмотря на это к «Контре» гораздо меньше вопросов, чем к любой другой дисциплине — и у игроков, и у болельщиков.

Фото: HLTV.org

Dupreeh плакал после победы на мейджоре. Его отец умер за день до начала турнира

+15
28 комментариев
Возможно, ваш комментарий носит оскорбительный характер. Будьте вежливы к собеседнику и соблюдайте правила
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
в плане киберспорта кс и дота
+6
0
+6
Ответ Дикий Кот
Даже не буду по пунктам комментировать, так как любому вменяемому человеку и так понятно, какая тут написана чушь.
А жаль, я уже понадеялся на вменяемую дискуссию
+6
0
+6
Даже не буду по пунктам комментировать, так как любому вменяемому человеку и так понятно, какая тут написана чушь.
+7
-2
+5
Ответ ElijahBaley
Разве Лига сложна в освоении? Отовсюду кричат абсолютно обратное
Она проще доты, но конечно же гораздо сложнее КСа. В Лиге есть мана, хп, строения, крипы (или как они там называются), скиллы. В кс есть атака, защита, бомба и оружие - вещи, интуитивно понятные даже Семён Семёнычу из второго подъезда, который за пузырём вышел
+5
0
+5
Очень сильно плюсую.
На то, чтобы воткнуть в просмотр доты, ушло несколько месяцев.
КС зашел за неделю.
+4
0
+4
Даже читать лень. В нее играю только те, у кого компик не тащит радугу
Видимо настолько лень, что вы даже не поняли суть поста: речь шла о киберспортивной дисциплине, а не об игре. Обожаю играть в R6, но в плане киберспорта она сейчас проигрывает CS по многим критериям
+1
0
+1
Нет рандома? Это когда главный девиз кс "Spray’n’Prey"?) Не говоря уже о том, что эта игра так пропитана читерами, что читеры даже в киберспорте.
+1
0
+1
Простота в освоении? Не критерий. Если человек - гриб и не способен в чем-то разобраться, то это только его проблемы. ДОТА 2.
+2
-1
+1
Классно, что старый даст добавили для олдов
0
0
0
Если по сабжу, то КС до сих пор живет за счет западного (преимущественно европейского) сообщества. Собственно и популярность, и наибольшее число выигранных турниров в большинстве турниров занимают европейцы.

Что же касается Азии и в частности Китая, то там игра не так популярна, как на Западе. Причин много - на том же китайском рынке найдется до десятка бесплатных альтернатив. В пример можно взять пресловутый Counter-Strike: Online, чемпионаты по которому, насколько слышал, проводят даже сейчас, а в момент, когда в CS:GO появились спонсируемые Вольво чемпионаты, все наиболее известные китайские и даже корейские (а.к.а. первый состав MVP PK) играли в Онлайн. Плюс из некоторых источников слышал, что в Китае по сути игра непопулярна, несмотря на то, что есть пара сильных команд в стране и есть возможность построить еще 3-4 при должном желании и спокойно проходить на мейджор.

Еще одним негативным моментом, по которому я бы не сказал, что CS:GO движется в Азии вперед, является то, что на WCG в этом году КС не будет, зато будет Кроссфайр, который значительно популярнее (по этому принципу комитет, кстати, и включал игры в ВЦГ этого года).
0
0
0
Укажите причину бана
  • Оскорбление
  • Мат
  • Спам
  • Расизм
  • Провокации
  • Угрозы
  • Систематический оффтоп
  • Мульти-аккаунтинг
  • Прочее
Пожаловаться
  • Спам
  • Оскорбления
  • Расизм
  • Мат
  • Угрозы
  • Прочее
  • Мультиаккаунтинг
  • Систематический оффтоп
  • Провокации
Комментарий отправлен, но без доната
При попытке оплаты произошла ошибка
  • Повторить попытку оплаты
  • Оставить комментарий без доната
  • Изменить комментарий
  • Удалить комментарий

Новости