«Джокер: безумие на двоих» – не то безумие, что мы ожидали

Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).

Сомнительная шутка Тодда Филлипса.

От редакции: привет! Вы в блоге «Творческий кризис». Здесь Александр Карпов рассказывает о кино и поп-культуре. Подписывайтесь на блог, чтобы не пропустить новые тексты.

Первый «Джокер» вышел в 2019 году и задал очень высокую планку, став самым кассовым фильмом с рейтингом «R» на тот момент: собрал в прокате более миллиарда долларов. Это заставило студию задуматься о сиквеле. Судя по оценкам, критики и зрители остались им крайне недовольны.

Но так ли все однозначно?

Главный герой – маленький человек против всего мира

Первый «Джокер» рассказывал о становлении знаменитого злодея, образ которого прекрасно воплотил Хоакин Феникс (и заслуженно получил за эту роль «Оскар»). Он превосходно сыграл одну из самых нестандартных версий культового персонажа.

Вместо криминального гения мы увидели Артура Флека – одинокого психически больного и сломленного человека, который пытается найти свое место в мире. Но в один момент он переходит черту – и окончательно становится безумцем.

Фильм подсвечивал социальные проблемы: рассказывал о разрушении личности и безумии, о том, как общество может превратить безобидного человека в монстра. Такая история хороша сама по себе. Она могла существовать без отсылок к комиксам и выбрать местом действия любой другой город – все равно бы получилось круто.

Режиссером фильма выступил Тодд Филлипс, будучи не самым очевидным кандидатом на эту должность: он славился в основном комедиями вроде «Впритык» и трилогии «Мальчишник в Вегасе». Но справился с обязанностями выше всяких похвал. Филлипс также написал сценарий к ленте в паре со Скоттом Сильвером.

Авторы явно вдохновлялись работами Мартина Скорсезе «Таксист» и «Король комедии». Мрачная атмосфера и некоторые идеи Нового Голливуда прекрасно легли на историю становления популярного персонажа.

Безумие на двоих. Наши ожидания – наши проблемы

Во второй части Филлипс пошел еще дальше и решил порвать шаблон – снять судебную драму с заявкой на мюзикл.

Сиквел стартует сразу после окончания первого фильма, а основные события происходят спустя два года: Артур сидит в Аркхеме, ожидая суда.

Как и первая часть, «Джокер 2» – не блокбастер. Здесь нет неожиданных сюжетных поворотов и безудержного экшена, зато это еще более тягучий и неоднозначный фильм, который понравится далеко не всем. Рискну предположить, что большинство отрицательных оценок поставлены людьми, которые как раз получили не то, что ожидали.

Вместо истории о становлении короля преступного мира перед нами все тот же психически больной человек со своими внутренними демонами, который хочет понять: остаться собой или стать тем, кем его хотят видеть массы.

Проблемы сиквела

Главная проблема: фильм выглядит как спешел к первой части. Сюжет есть, но он сильно растянут музыкальными номерами и длинными, зачастую бессмысленными сценами. Почти два с половиной часа – явный перебор.

Если вырезать музыкальные сцены, по хронометражу выйдет немногим больше cерии сериала. Часто сиквелы подобного рода выпускают прямиком на DVD, минуя широкий прокат. Однако выросший по сравнению с первой частью бюджет и слепая вера студии в успех привела, судя по всему, к финансовому провалу.

С другой стороны, первый фильм породил множество теорий, одна из которых – не плод ли воображения главного героя все происходящее, ведь Артур Флек не вызывает доверия как рассказчик. В сиквеле ореол неоднозначности пропал, но ответы понравятся далеко не всем.

Отдельного абзаца заслуживают и безумно красивые, но абсолютно ненужные музыкальные номера. Да, музыка служит дополнительным художественным средством, и важны не сами песни, а реакция Флека. Но кажется, что подобные сцены не требовались вовсе. Достаточно было подходящего саундтрека.

В общем, «Джокер 2» получился скучным и даже вымученным. На весь хронометраж – по большому счету, всего три локации, которые под конец откровенно начинают надоедать.

Но все не настолько плохо

Если первый фильм рассказывал нам историю маленького человека, то второй – история трансформации Джокера и становления его полноценным альтер эго Артура.

Оригинал был самодостаточным, мог обойтись без отсылок к комиксам и не потерять своего шарма. В сиквеле же история Джокера оказывается не только целостной и законченной, но и идеально вписывается практически в любую комикс-вселенную о персонаже. Хоакин Феникс снова прекрасен и вполне наиграл на второй «Оскар».

Мрачная гнетущая атмосфера безысходности, безумно красивый визуал тоже перекочевали из оригинала в сиквел.

Но если в первом фильме акцент был сделан на жестокости социума, то во втором прекрасно раскрывается тема «не сотвори себе кумира»: ответственности и последствий от разочарования твоих поклонников.

Я не фанат мюзиклов, и в «Безумии на двоих», на мой взгляд, такие сцены странно вписаны в повествование, но нельзя не отметить красоту и оригинальность их постановки. Даже в интервью Леди Гага призналась, что для этих сцен ей пришлось буквально разучиться петь. Так, чтобы героиня звучала не как профессиональная певица, а как обычный человек.

Леди Гага – еще одна жемчужина фильма

Леди Гага отлично воплотила образ безумной фанатки. Ее Харли абсолютна не похожа на Харли Марго Робби, но не менее прекрасна. Она олицетворяет мнение фанатов Джокера, вторит его внутреннему голосу, становится символом тех, кто разделяет его веру в несправедливость и жестокость мира.

Их отношения в фильме показывают: Джокер нуждается в поклонниках чуть ли не больше, чем они в нем. Однако, когда остается лишь Артур Флек, это вызывает разочарование и у Харли, и у его фанатов.

Что в итоге?

Первый фильм был самодостаточным произведением и не нуждался в продолжении. Сиквел попросту обманывает ожидания, зато создает реалистичную предысторию Джокера. Не человека, а мифологического образа, способного вдохновить преступность. Ведь под клоунским гримом может скрываться кто угодно.

 

Я не могу назвать фильм плохим. Да, он понравится далеко не всем и покажется скучным. Но все равно будет сложно оторваться от прекрасной операторской работы, шикарной атмосферы, чудесной актерской игры.

Худший ли это кинокомикс всех времен? Точно нет. Самый странный? Пожалуй, один из.

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Творческий кризис
+10
Комментарии
Возможно, ваш комментарий носит оскорбительный характер. Будьте вежливы к собеседнику и соблюдайте правила
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
Укажите причину бана
  • Оскорбление
  • Мат
  • Спам
  • Расизм
  • Провокации
  • Угрозы
  • Систематический оффтоп
  • Мульти-аккаунтинг
  • Прочее
Пожаловаться
  • Спам
  • Оскорбления
  • Расизм
  • Мат
  • Угрозы
  • Прочее
  • Мультиаккаунтинг
  • Систематический оффтоп
  • Провокации
Комментарий отправлен, но без доната
При попытке оплаты произошла ошибка
  • Повторить попытку оплаты
  • Оставить комментарий без доната
  • Изменить комментарий
  • Удалить комментарий

Новости