Интерактивное кино − что это такое? Выбрали 4 лучших проекта
И поиграть, и посмотреть!
Кинематограф как технология не стоит на месте и пробует новые форматы аудиовизуального взаимодействия со зрителем. Режиссеры и сценаристы усваивают уроки соцсетей и игр, в которых пользователи не просто читают новости, а активно участвуют в жизни сообщества − пишут комментарии, голосуют, ставят отметки. Так появился запрос на интерактивное кино: мол, хватит со зрителя пассивности, пора и ему стать соавтором произведения.
Адепты интерактива ссылаются на психологов, которые уверены, что потребность во взаимоотношениях – это главная нужда человека. А интерактивные произведения как раз предлагают комфортное пространство для взаимодействия с новыми историями и героями.
Во что поиграть летом? Собрали 8 лучших игр (почти все со скидками)
Как работает интерактивное кино?
В интерактивном кино зритель напрямую взаимодействует с сюжетом, изменяет линию повествования. А в некоторых случаях даже создает новую, как в фильме Пола Верховена «Одураченный». После опубликованного начального отрывка с экспозицией, создатели предложили фанатам самостоятельно развивать сюжет. Верховен лично отбирал лучшие сценарии и по этим фрагментам быстро снимал материал.
Выбор будущности героя – самый популярный вид интерактивной истории. Когда герой фильма сталкивается с моральной дилеммой, именно зритель решает, как ему поступить. К слову, ожидалось, что зритель будет подходить к выбору со всей ответственностью – выбирать то, что считается правильным. Но Netflix выяснил: пользователи предпочитают наиболее остросюжетные и компрометирующие пути развития событий.
Не всегда перед зрителем встает вопрос жизни и смерти. Создатели интерактивных фильмов любят разгрузить зрителя бытовыми вопросами. Например, что съесть герою на завтрак – хлопья Frosties и Sugar Puffs. Удивительно, но и такие мелочи в дальнейшем преображают сюжет.
Мало какой сценарист в одиночку справится с разработкой сценария интерактивного фильма. Обычно для такой задачи нанимают команду как минимум из трех человек. Дело в том, что каждый новый выбор разветвляет сюжет. Получается простая прогрессия: один выбор порождает две других линии, а они – еще по две. Попробуй тут не запутаться и еще подвести все эти линии к адекватному финалу или финалам.
В последнее время интерактивщики отходят от такой структуры ветвления сюжета. Прием быстро изжил себя – ничего принципиального нового из него не выходит, да и зритель уже привык к такой структуре. Поэтому режиссеры и сценаристы с разной степенью успеха создают работы с более экзотическими способами вовлечения зрителя.
Что посмотреть из современных проектов?
Possibilia, 2014
Possibilia – интерактивная история любви, происходящая в мультивселенной. Короткометражку создали Дэн Квэн и Дэниел Шайнерт. Этот дуэт работал над сумасшедшим фильмом «Человек – швейцарский нож», где Дэниел Рэдклифф играет труп, и над главным хитом 2022-го – «Все везде и сразу» с Мишель Йео в главной роли.
Камерная история посвящена расставанию молодой пары, их эмоциональным ссорам и откровенным монологам. Такой простой сюжет реализован в необычном формате. Зритель свободно переключается между 16 различными интерпретациями одного и того же сценария. Уникальность в том, что все происходит в одном доме и в одно время. Пары даже пересекаются друг с другом, но не замечают этого.
«Черное зеркало. Брандашмыг», 2018
Самый громкий интерактивный фильм от Netflix вышел в рамках антологии «Черное зеркало». Лента сочетает в себе жанр научной фантастики и триллера.
В «Брандашмыге» представлен классический интерактив – выбор зрителя с ветвлением сюжета. Во время просмотра всплывает табло с двумя вариантами того, как поступить главному герою. Зритель решает за молодого программиста, который разрабатывает видеоигру по мотивам вымышленной книги.
В какой-то момент у главного героя закрадывается подозрение, что им управляют. Злая ирония в духе первого интерактивного фильма «Человек и его дом». Кстати, сценарий «Брандашмыга» насчитывает 8 концовок.
Five Minutes, 2016
В короткометражке Five Minutes действия разворачиваются в зомби-апокалипсисе. У фильма экстремальное начало: зараженный мужчина держит пистолет у головы — в соседней комнате осталась дочь, а толпа зомби выламывает дверь.
Механика Five Minutes больше напоминает принцип компьютерных игр, а не фильма. Для развития сюжета зрителю необходимо рисовать геометрические фигуры — за счет них главный герой преодолевает препятствия и убивает зомби. Да, не самый глубокий интерактив, зато иллюстративный пример того, в каком направлении движется технология Full Motion Video.
«Ночная игра», 2016
Слоган интерактивного кинофильма гласит: «Все решаешь только ты»! Это полнометражный триллер, в котором зритель делает выбор за героя около 180 раз. Удивительная работа сценаристов.
В «Ночной игре» 7 развязок – все зависит от того, куда зритель заведет бедного студента, работающего охранником на парковке. Времени на выбор мало: критики отмечают, что ты еще не успеваешь идентифицироваться с героем, а уже нужно принять молниеносное решение.
Впервые картина вышла в формате приложения для смартфона и на Apple TV. Сейчас «Ночная игра» доступна как обычное линейное кино с увлекательным криминальным сюжетом.
* * *
От «мамы!» до «Кэндимена». 8 красивых и страшных социальных хорроров