Порнофильмы пытаются быть искусством. Сцены секса раскрывают психологию и не всегда нравятся зрителю
Урок по истории эротического кино.
Великий американский режиссер Орсон Уэллс как-то сказал, что две вещи невозможно снять захватывающе: молитву и половой акт. Дескать, что интересно участникам, то скучно для стороннего наблюдателя. Старина Уэллс ошибался в одном. Он недооценил коммерческий потенциал интимных сцен. Непристойное кино 60-70-х годов оставило большой след в культуре.
Этот жанр любили не только посетили ночных кинотеатров, но и великие режиссеры современности − Пол Томас Андерсон, Пол Верховен, Мартин Скорсезе и Квентин Тарантино. А Джек Николсон и Трумен Капоте признавались, что ходили на показы главных эротических фильмов. Разбираемся, как устроено эротическое кино и как оно развивалось.
Эротика в немом кино
Во что поиграть летом? Собрали 8 лучших игр (почти все со скидками)
Производство эротических фильмов началось еще в доцензурную эру немого кино. Тогда у кинематографистов был карт-бланш на изображение «непристойностей».
Самые первые эротические материалы были скорее безобидными скетчами без намека на историю. Например, в 7-минутном французском фильме «Мария отходит ко сну» (1896) девушка снимает с себя одежду перед тем, как лечь в кровать (до наших дней дожили только 3 минуты из-за поврежденной пленки). Или короткометражка «Рождение жемчужины» (1901), в котором молодая модель в костюме телесного цвета выходит из раскрывшейся жемчужины. Такой прямой взгляд на женское тело и к тому же явная отсылка к «Рождению Венеры» Боттичелли эпатировали публику.
Уже из первых эротических картин понятен основной мотив режиссеров − за короткий хронометраж доставить удовольствие и насытить любопытство зрителя.
В раннем кино встречаются даже элементы квир-эротики. Короткометражка «За экраном» (1916) Чарли Чаплина прославилась сценой «гомосексуального» поцелуя. Чаплин играет наемного рабочего, который целует молодую девушку, переодетую в мужскую одежду на стройке. Тут эротика выполняет комедийную функцию − их босс не понимает, что перед ним стоит девушка. Поэтому он дразнит любовников, называя их гомосексуалами.
В Голливуде секса нет − эра запрета
В конце 20-х годов фильмы с элементами порнографии ушли в подполье из-за принятого Кодекса Хейса. Режиссерам запретили изображение любой соблазнительной наготы (даже силуэты и тени), а также разговоры и намеки на секс. Поэтому начиная с 1930-х годов нелегальные или, как их называли в народе, «холостяцкие» фильмы перешли в руки любительского производства. Их показывали в маргинальных кинотеатрах и в публичных домах. Но все осторожничали. Ведь в США за распространение и хранение порнографической пленки можно было загреметь за решетку.
Драконовские ограничения Кодекса Хейса запустили в мейнстримном кино вынужденную эру невинности и простодушия, которая продлилась вплоть до конца 1950-х годов. Тем не менее «девственная» эра Голливуда породила великих секс-символов, без которых нельзя представить блеск американского классического кино. Мировая публика сходила с ума от Греты Гарбо, Софи Лорен, Монтгомери Клифта и Кэри Гранта.
5 лучших фильмов о временных петлях. Да, в списке нет «Дня сурка»
Эксплуатационное кино: эротика снова становится популярной
Начало 1960-х годов − время тектонических сдвигов в популярном кино: Америка переживала сексуальную революцию. Старая мораль не выдерживала критики. Продюсеры предвкушали колоссальную прибыль от скандальных фильмов − и эротическое кино начало путь в мейнстрим.
Хоть Кодекс Хейса еще существовал, фактически его уже никто не соблюдал. Так появились эксплуатационные картины: сексплотейшн, блэксплотейшн (заигрывание с этническими стереотипами), нацисплотейшн (нацистская эстетика и их половые извращения).
Ярчайший пример − «тюремные фильмы». В них женщины-заключенные подвергаются насилию со стороны садистов-надзирателей. А лесбийский секс с сокамерницей − один из самых излюбленных тропов режиссеров. Тогда никого не смущало, что девушки совсем не похожи на типичных заключенных. На их лицах яркий макияж, а из одежды лишь обнажающие ягодицы шорты и топики.
Расс Майер − король эксплуатации и самый известный американский режиссер в жанре сексплотейшена. Фильмы «Мегера» (1968), «Черри, Гарри и Ракель» (1970) и самая известная картина режиссера «Изнанка долины кукол» (1970) сделали Майера миллионером. Большинство картин он снял в своем роскошном загородном доме. В то время даже кустарное производство приносило огромный коммерческий успех.
Сюжеты его фильмов строились вокруг сексуальных приключений грудастых нимфоманок: Майерс неоднократно признавался, что одержим пышными женскими фигурами. В своих работах он избегал чистой порнографии. Даже в самых откровенных сценах вы не увидите половых органов или крупных планов обнаженной женской фигуры. Поэтому те, кто включает фильмы Мейерса, в надежде насладиться эротикой, будут разочарованы. Секс в его фильмах − это скорее буффонада, неуклюжая имитация энергичного совокупления.
Почему мы влюбляемся в антигероев? Вот 4 уловки сценаристов
Эксплуатация в Италии — Тинто Брасс
Итальянское эксплуатационное кино не отставало от американского. В 1960-е годах на экранах появились фильмы джалло − эффектные и остросюжетные хорроры, в которых маньяки охотятся за красивыми девушками. В джалло-картинах Марио Бавы и Дарио Ардженто нет эротики в привычном смысле слова, зато они установили крепкую связь между насилием и сексуальностью, смертью и наслаждением.
В сторону эротического кино увереннее всех шел итальянский режиссер Тинто Брасс. Своими главными работами «Салон Китти», «Калигула» и «Ключ» он заработал статус арт-порнографа. Брасс прекрасно понимал различие между двумя жанрами: «Порнографию снимают, чтобы вызвать у вас эрекцию. Эротика создана для того, чтобы дарить вам эмоции». Но некоторые сцены из «Калигулы» до сих пор вызывают споры. В первую очередь «Калигула» — это фильм о том, что абсолютная власть развращает абсолютно. И перформанс Малкольма МакДауэлла прекрасно это доказал.
Тем не менее в фильме есть достаточно сцен с несимулированными проникновениями и эякуляций, которые точно относятся к порнографии. Брасс даже попросил убрать свое имя из титров, потому что продюсеры не допустили режиссера до финального монтажа и добавили сцены жесткого секса. Эти сцены не продвигают сюжет, не сообщают о героях ничего нового. На экране просто какая-то обнаженная плоть. Загвоздка в том, что доподлинно неизвестно, какие сексуальные сцены были санкционированы Брассом — а какие нет.
При всей порнографичности Тинто Брасса в его кино снимались актеры первой величины. В «Калигуле» на второстепенных ролях сыграли британские звезды — Джон Гилгуд и Хелен Миррен. А в изображающем сексуальные перверсии нацистов фильме «Салон Китти» заглавные роли исполнили Хельмут Бергер (главный актер фильмов Лукино Висконти) и Ингрид Тулин (постоянная актриса Ингмара Бергмана)
Эпоха порношика − время фильмов для мужчин
1970-е годы называют «золотым веком порно». Это время, когда порнографические фильмы вышли из относительного андерграунда и появились на экранах мейнстримных кинотеатров. Тогда же порнографические материалы пытались возвести в статус искусства. Так, в 1969 году художник Энди Уорхол выпустил «Грустное кино». Это двухчасовой бессюжетный фильм, в котором молодая пара долго подготавливается к несимулированному сексу, а после − обсуждает Вьетнам. Уорхол совсем не эстетизирует половой акт, даже наоборот − показывает беспросветную будничность и скучность этого процесса.
Но главными хитами эпохи порношика были «Глубокая глотка» (1972), «За зеленой дверью» (1972), «Эммануэль» (1974) и гей-порно «Парни в песке» (1971). Феномен популярности этих картин остается для меня загадкой. С какой стороны ни посмотри, в этих картинах нет ничего, что оправдывало бы их статус хита. Ни у одного фильма нет цельной и мотивированной истории. Режиссеры даже не пытаются органично ассимилировать откровенные эротические сцены в общую канву. Я уж молчу про содержательность. С точки зрения сексуального возбуждения: очевидно, что все напряжение, которое создается актерами в кадре, фальшиво. Женский оргазм всегда показан с утрированной имитацией, а актеры-мужчины выглядят как загнанные лошади.
Еще одна проблема порнофильмов − практически все картины адресованы гетеросексуальному мужчине. Режиссеры и продюсеры задвигали женские желания на второй план, если полностью не игнорировали. Поэтому неудивительно, что трюки с глубокой глоткой быстро вышли в тираж и перестали шокировать аудиторию.
С начала 1980-х американцы активно переходили на VHS-кассеты, и театральные показы порнофильмов теряли актуальность. Зачем смотреть эротику в публичном пространстве, если это логичнее делать дома. Тем более формат «художественного» порнофильма оказался совершенно не жизнеспособным. Тратить огромные бюджеты на костюмы, декорации и километры кинопленки ради нескольких эротических сцен было нецелесообразно. В эротическом кино наступает новый период, который навсегда разделил чистую порнографию и художественное кино.
Современное эротическое кино
Эротическое кино распалось на две категории: порнографию и художественный фильм с элементами эротики. Порнорежиссеры поняли, что снимать материал на пленку невыгодно для бизнеса − долго и дорого. И, вооружившись ручными кассетными видеокамерами, пошли снимать порно в специальных студиях. Хотя порнографы не оставили надежд вернуться в большое кино.
Так, американского режиссера Эндрю Блейка наградили за картину «Ночные прогулки» (1989) Серебряной медалью в категории «Любительские фильмы» на Международном кинофестивале в Хьюстоне. Трудно сказать, за какие качества «Ночные прогулки» получили награду, видимо, хьюстонскому жюри слишком понравилось происходящее на экране. На мой взгляд, «Ночные прогулки» как любительское кино − полный провал.
Более поздние работы Блейка напоминают «ожившие» фэшн-фотографии Хельмута Ньютона. А точнее: если бы модели Ньютона сошли с ума и слились в экстатическом порыве друг с другом на камеру. В «Блондинках и брюнетках» закадровый голос девушки образует какое-то подобие сюжетной рамки. Главная героиня озвучивает сексуальные томления по другим девушкам. Фильм скачет от одной фантазии к другой, бездумно сменяя постельные сцены в духе клиповой эстетики.
В художественном кино редко встретишь режиссера, который полностью остается в рамках эротического жанра. В основном авторы прибегают к элементам эротики, которые не предназначены для возбуждения зрителя. Иначе говоря, сексуальные сцены подчинены повествовательной или психологической логике. Например, американский режиссер Брайан Де Пальма совмещает в работах хичкоковский саспенс и сексуальную энергетику. В работе «Бритва» он исследует мотив маниакальной похоти не через сцены сексуального акта, а через деструктивное влечение к убийствам.
Фильмы Эдриана Лайна − «Девять с половиной недель», «Роковое влечение» − относятся к жанру легкой эротики. Его интересует чувственная, а не плотская сторона любви. Вероятно, с точки зрения современного взгляда на отношения мужчины и женщины эти фильмы потеряли свою актуальность. Однако это не умаляет их значимости для истории эротического жанра.
Самый современный пример влияния эротического кино на популярную культуру − сериал «Игра престолов». Откровенные сцены в нем выполняли драматическую функцию, критики назвали этот прием секспозицией.
К примеру, сцена, где на заднем плане Питер Бейлиш рассказывает о своем детстве и объясняет мотивацию поступков, а тем временем на переднем плане − девушки занимаются сексом. Здесь сексуальное на переднем плане сочетаются с драматическим значимым задним планом, чтобы перевести фокус внимания зрителя.
Удивительно, что многие посчитали сцены секса в сериале чем-то шокирующим и непристойным. Казалось бы, чему уже удивляться после стольких лет существования эротики на экранах, но каждый раз как в первый раз!
* * *
Подкаст Бэдкомедиана и Ануара: про конфликт в Украине, кино о советских победах и ложь «либеролов»
Обзор «Базза Лайтера». Ненужный спин-офф «Истории игрушек» только для фанатов