Российский сериал «Эпидемия» взорвал Netflix. А второй сезон скатился в карикатурное шоу – не спас даже Юра Борисов
Что не так с новым сезоном «Эпидемии»?
В онлайн-кинотеатре Premier вышел второй сезон суперуспешного сериала о российском постапокалипсисе. Вспоминаем, что особенного в первом сезоне, и как так вышло, что сериал выкупил Netflix за полтора миллиона долларов. А также делимся впечатлениями о продолжении, в котором появился Юрий Борисов.
Мелодрама, которая притворяется суровым постапокалипсисом
Сериал начинается как классический зомби-муви. Смертельный вирус охватывает Москву − перед верной смертью у зараженного появляется кровавый кашель и белые зрачки. Власти купируют эпидемию: вводят жесткий карантин и закрывают столицу, которая быстро превратилась в город мародеров. Тем временем главный герой Сергей (Кирилл Кяро) вытаскивает свою бывшую жену и сына из закрытого города и вместе с новой семьей (женой, пасынком) и лихими соседями мчится в Карелию, на остров обетованный.
Строго говоря, весь сезон мы смотрим, как три семьи добираются до мифического места. И чем дальше они уезжают от Москвы, тем меньше им грозит опасность агрессивной среды − с зараженными, военными и бандитами. Кровавые бойни тут действительно редкость. Хотя трудно не вспомнить духоподъемную серию, в которой эпизодическая героиня Анны Михалковой поднимает народное восстание. Тем не менее центральное место занимают (мело)драматические конфликты внутри группы: нравственные дилеммы и натянутые отношения между семьями. И на удивление, это самая цепляющая часть сериала, если оставить за скобками зимние лесные пейзажи Карелии.
Режиссер Костомаров ориентируется на американского коллегу Джона Хиллкоута. В его картине «Дорога» глобальная катастрофа отодвинута на задний план. Постапокалипсис — это лишь фон. Оба режиссера фокусируются на переживаниях героев и подмечают перемены в их моральных ориентирах. Ведь только в экстремальных ситуациях проверка на человечность будет правдива. Неоригинальный путь, зато рабочий, особенно − если хочешь выйти на международный уровень.
Успех сериала на Netflix
Что может быть лучше истории о смертельном вирусе во время настоящей пандемии? Сериал вышел в 2020 году − в самый разгар коронавируса. Очевидно, что такой «эпидемиологический» сюжет попал в нерв как отечественной, так и мировой публики. Здесь уместно вспомнить непредвиденный всплеск интереса к «Заражению» Содерберга; тут по аналогии − шоураннерам «Эпидемии» сильно повезло со временем релиза. Не факт, что проект заметил бы Netflix, если бы внешние обстоятельства не подготовили потенциал сериала на мировом рынке.
Другим популяризатором «Эпидемии» выступил Стивен Кинг. Он заметил сериал и написал хвалебный отзыв в Твиттере: «1. Там чума. 2. Много снега и холода. 3. Все пьют водку. 4. Слабый спойлер: мелкий пацан — заноза в заднице». Пользователи ответили, что не слышали о таком российском сериале, но заинтригованы и готовы посмотреть.
В итоге сериал занял четвертое место по просмотрам в рейтинге лучших шоу Netflix и вошел в топ десять в 56 странах мира. Заслуженно, но и не без везения.
Второй сезон — без Netflix и Кинга. Как изменилась «Эпидемия»?
В новом сезоне корректируется буквально все: сюжет, актерский состав, антураж и съемочная группа. Режиссер Павел Костомарова уступил место Дмитрию Тюрину, известного по «Триггеру». И если первый сезон снят по мотивам дебютного романа Яны Вагнер «Вонгозеро», то команда Тюрина отказывается от литературного источника, сочтя его недостаточно кинематографичным для сериальной формы. А зря.
Напомним, что в конце первого сезона группа добралась до «безопасного» острова. Но после (спойлер!) трагической смерти жены Сергия в сгоревшем доме и нападения китайской армии группа обречена на бродяжничество. Действие второго сезона разворачивается спустя четыре месяца − наступила весна. Новый режиссер подкручивает натуралистичности на экране: герои ходят в порванной одежде с взлохмаченными волосами, прыщами и гнездистыми бородами. Но это покажут только во второй серии. Первая посвящена новым героям − группе хипстеров, живущих в дачном домике, и Юре Борисову, который играет бывшего спецназовца.
На него и делают основную ставку создатели. Герой Борисова − универсальный богатырь с праведным сердцем и умелыми руками. Он спасает, защищает (группа быстро начинает это воспринимать как должное), а если надо, то и поезд заведет и блинчики на скорую руку приготовит. Удивительно, что прошлого главного героя, Сергея, без стеснения задвинули в чулан, выдав ему самую пассивную роль в ансамбле.
Персонаж Юры Борисова не просто перетягивает на себя одеяло, а кардинально меняет настроение сериала. Если раньше преобладало пессимистическое и мрачное переживание постапокалиптического мира, то новый сезон больше похож на авантюристское приключение под стать фильмам «Индианы Джонса». Борисов ведет команду вперед − с преувеличенным пафосом и геройством. На их пути встретятся современные язычники, китайские военные и загадочная лесная ведьма Лакка.
* * *
Новая команда заметно упростила сериал. Все ничего, если бы они просто отказались от визуальных находок, но сильно пострадал сценарий, который, напомню, полностью оригинальный. Раздутая и необоснованная драматичность некоторых эпизодов смешит зрителя, а общая структура сериала уступает первому сезону.
Здесь каждая серия − самостоятельный фильм. Новое приключение, которое обязательно закончится на положительной ноте. И из-за этого пропал былой динамизм и саспенс. Исключение − финал сезона, но и он обещает скорее скучный оптимистический исход. В общем, не представляю, что нас ждет в третьем сезоне, но надеюсь, продюсеры пересмотрят свою стратегию.
Sony повелась на мемы и вернула «Морбиуса» в прокат. И фильм снова провалился!
Вкусовщина автора статьи видна невооружённым глазом, Эпидемия - это не хоррор про зомби-апокалипсис, стоит понимать, это картина про людей и их отношения в сложных ситуациях, хотите про зомби, смотрите Ходячих, там и фансервиса полно, а это произведение совсем об иных вещах, не даром акцента нет на зверствах инфицированных, они почти всегда за кадром, для атмосферы, это всего лишь декорация. Прекрасные сюжетные арки, неожиданные изменения сюжета, яркие персонажи (даже стилистика речь прописана каждому отдельная, но автор не заметил), грамотное раскрытие внутреннего мира героев, норм морали и нравственности в совокупности создают продукт хорошего качества для российского рынка. Да это не про зомби, но как говорил «классик»: ваши ожидания - это ваши проблемы.
В общем, вспоминается недавняя статья от другого автора спортса утверждавшего, что второй сезон Ведьмака - топ, хотя очевидно, что нет, он тоже дальше своего мнения ничего не видел, а сейчас для пересъемки уже готового третьего сезона, после совещания с фокус-группой, Нетфликс пригласил сторонних режиссёров в количестве трёх человек, чтобы переделать бредятину от Лорен Шмидт Хисрич, премьера перенесена на 6 месяцев. Такой вот поворот.
Ох, сайберспортсру… у вас же есть редакторы, есть неплохие авторы и даже журналист Яна Медведева, приятно читать ее статьи (остальные в общей массе - блогеры, увы), так откуда появляется эта кринжатина: посты про Мэдисона и Версуту, гачи тематика (тренд не есть качество), две разные статьи с противоположной точкой зрения на патч в Дотке, и мнения домашних кинокритиков, доказывающих, что российские фильмы про спорт это интересно 🤦🏼♂️