Обзор «Этерны». Катастрофическая попытка снять русскую «Игру престолов»
Ужасно обидно.
Российский кинопром в последнее время вроде бы воспрял: у нас выходит множество авторских лент, способных бороться за важные награды на международных фестивалях, а некоторые отечественные таланты даже пробиваются в Голливуд. Вот, например, режиссер «Дылды» и «Тесноты» Кантемир Балагов снимет пилот экранизации The Last of Us от HBO, а еще недавно закончились съемки российского сериала «Анна К» для Netflix. Кажется, сейчас подходящий момент, чтобы завоевывать все новые высоты. Очередным триумфом должна была стать «Этерна», экранизация цикла «Отблески Этерны» писательницы Веры Камши, вышедшая 20 января на «Кинопоиске».
Есть стак по Доте или CS? Расскажи про него – приз 100 000 рублей и консультация NAVI
Я посмотрел полуторачасовой фильм «Этерна: Часть первая» и увидел не новую надежду отечественного фэнтези, а работу будто прямиком из 90-х – в худшем смысле.
Начинается «Этерна» обезоруживающе. Первые 2,5 минуты на экране красуется опенинг с картой вымышленного государства и фигурами, символизирующими разные фракции – очевидно, стилизованный под культовую заставку «Игры престолов». Вот только на фоне красивой картинки рассказчик пулеметной очередью выдает пугающее количество экспозиции: вот, мол, есть четверо особых людей от разных домов, которые каждые 400 лет должны предотвращать некий Разлом – судя по всему, страшный катаклизм. Однако не так давно в государстве случилась измена, из-за чего престол перешел узурпаторам, а законный принц отправился в изгнание. Кто-то верит, что все наладится, но пророчество гласит, что нехорошие люди, захватившие власть, будут удерживать ее еще 400 лет.
Это, конечно, сильно упрощенный и, возможно, не очень точный пересказ без десятков вымышленных имен и терминов. Запомнить всю экспозицию в «Этерне» с первого раза смогут разве что сверхлюди – к началу первой сцены самого фильма я уже чувствовал, будто в меня затолкали целую книгу, а экранизация начинается с середины общего повествования. Это, конечно, не так, но уже говорит о неповоротливости сценария адаптации.
Дальше разворачивается масштабное сражение между двумя армиями враждующих домов – проигрывает войско нашего изгнанного принца. Тут «Этерна» показывает свою, пожалуй, лучшую сторону: временами экранизация действительно поставлена красиво и захватывающе. Правда, в основном это заслуга художников по костюмам и декорациям – они здесь выполнены даже не в старославянском стиле, а скорее сочетают викторианские, французские и средневековые мотивы, прямо как в старых отечественных произведениях. Герои сражаются, используя мушкеты, рапиры и шпаги, в кадре появляются роскошные шляпы с перьями и сюртуки.
Другое дело, что за пределами сражений все это снято неестественно камерно, а еще во многих сценах погружение рушит очевиднейший хромакей и неприлично дешевая графика – в нескольких планах персонажи реагируют на пейзажи, выглядящие как смешные фэнтезийные фотообои. От флагманского проекта топового российского стриминга ожидаешь иного.
Еще сильнее из повествования выбивает то, как режиссер Евгений Невский работал с актерским составом. Все до единого участники ансамбля убедительно играют телом и мимикой, но вот произносят реплики абсолютно монотонно. Словно просто читают четко и выразительно текст с бумажки, время от времени делая неестественные паузы между словами – кажется, примерно так ведут себя начинающие театралы, по неопытности старающиеся выглядеть искусственно «театрально». Подчеркну: не думаю, что для «Этерны» подобрали актеров, которые не умеют играть. Скорее похоже, что на съемках они получали такие странные указания – если они вообще были.
Из-за этого выпирает другая беда фильма (допускаю, что в первоисточнике было немного иначе) – абсолютная поверхностность героев. Никому из них за полтора часа экранного времени не удалось выйти за пределы совсем рудиментарных фэнтези-архетипов: у нас есть изгнанный законный принц со вспыльчивым нравом, сопровождающий его верный рыцарь, сын предателя... Кажется, все.
Заметьте, в действии вообще нет сколько-нибудь приметных героинь, настоящая сосисочная вечеринка. Это смотрится очень забавно, потому что в кадре то и дело проскакивает гомоэротизм: герои тут разве что не лижут друг друга. И ладно бы это было авторской задумкой, но Вера Камша публично высказывала свое «фу» в адрес многочисленных слэш-фанфиков по «Отблескам Этерны». Действительно, как это на них вдохновила фанатов история, где уже в начале есть целая арка с исключительно мужской кадетской школой...
И все-таки хуже всего, что «Этерна: Часть первая» совершенно не справилась с задачей представить зрителю свой мир и зацепить историей. Причем все полтора часа хронометража мне не давали продохнуть от экспозиции: с первых секунд и до титров на экране с огромной скоростью вращался калейдоскоп имен, названий и терминов, которые мне ни о чем не говорили и позабылись уже сейчас, на следующий день после просмотра. С одного раза можно запомнить только то, что несколько домов сражаются за трон, а женщины здесь используются в качестве залога в неких ритуалах.
Попытавшись разобраться, в чем вообще суть «Этерны» как культурного феномена, я пообщался с человеком, знакомым с первоисточником. Оказалось, что главная составляющая этого мира – вообще сложная религиозная система. Что иронично, ее в фильме вообще не объяснили: в нескольких сценах появлялись мистические элементы вроде, на минуточку, призраков – каждый раз это был шок и будто портал в совершенно другое произведение.
Учитывая многочисленные проблемы дебютного фильма и то, насколько сложно удержать в голове гигатонны нужной экспозиции, озадачивает формат, выбранный для экранизации. Сейчас на стриминге доступна «Этерна: Часть первая» – по сути большое вступление и завязка истории. Когда-то сильно позже (аж в 2023 году) выйдет вторая часть, и дальше экранизацию продолжат выпускать такими синглами вместо нормального сериального формата.
Понятия не имею, кому такое решение показалось адекватным в эпоху Netflix, когда рядовые зрители часто игнорируют даже еженедельные сериалы из-за нехватки терпения. И «Часть первая» для такого формата цепляет совсем слабо – я бы мог включить следующую серию сразу после первой, но через год к продолжению уже вряд ли вернусь.
* * *
Мне очень хочется верить, что авторы используют пропасть между выходом серий, чтобы как-то улучшить экранизацию с учетом отзывов на первый фильм. Ведь «Этерна» – действительно наша первая за много-много лет попытка снять большое, амбициозное и красивое фэнтези на основе серьезного первоисточника. Тем не менее пока получается совсем плохо – рекомендовать к просмотру первую серию я не могу никому.
Телеграм-канал Стаса Погорского о кино и сериалах
Непрофессионализм - такого рода претензия без оценки необходимости гендерного разнообразия в этой части истории. В общем, классический сжв-комментарий от вас.
Не знаю, за что обидно автору обзора, а мне обидно, что писать статью про Этерну выпало главному сжв-воину этого раздела спортса. Коммент про сосисочную вечеринку это прям верх профессионализма.
Да, начальная заставка - это верх бессмысленной экспозиции и претенциозности, с этим спорить невозможно, но дальше с этим у Этерны все гораздо лучше. Во многом это пилот сериала, и для пилота он хорошо справляется со своей задачей - представить основных персонажей, показать их мотивацию и позицию на данный момент. Достаточно странно было бы ожидать, что за полтора часа хронометража нам покажут всю комплексность и сложность героев, если она в них есть(С оригинальным книжным циклом я не знаком).
Еще более надуманной выглядит претензия к отсутствию женских персонажей. В следующих же абзацах автор жалуется на обилие имен и экспозиции - Ух, как хорошо бы было если бы туда докинули еще имен и еще экспозиции. При большая часть фильма происходит в МУЖСКОМ училище, где женщин априори быть не может, и в Агарисе, где и так 2 ключевых женских героя есть(Мама принца и девочка залог). Видимо, к сожалению автора рецензии, во вселенной Этерны нет гендерных квот по персонажам, как в Недавнем "Колесе Времени" от Амазона.
Технические претензии прям возведены в небеса. Для понимая тех кто не смотрел - графика здесь используется в основном для дальних планов, изображения всяких городов и замков. При этом чаще всего шоты там секунд на 5-10. Главная проблема там - некоторые шероховатости в совмещении съемок и графики, некоторые несостыковки в цвете выдают искусственность задника. Но при этом сильно дешевым он не выглядит. Рендер хороший просто студии занимающейся этим слегка не хватило опыта чтобы довести все до идеала. И это учитывая что это первый за многие годы фэнтези проект в стране.
При этом за исключением графики у сериала практически нет проблем в техническом плане. Там хорошие съемки на натуре, хорошие декорации наполненные массовкой, нет проблем со светом звуком и цветокоррекцией. Костюмеры с реквизиторами справились на отлично. Отдельно стоит отметить постановку любой боевой сцены, где были задействованы реконструкторы и просто люди которые понимают в этом хоть что-то. Фехтование и в общем сражения на мечах выглядят на уровне, а иногда и лучше западных образчиков.
Диалоги для многих станут камнем преткновения, но тут на самом деле дело привычки. Если первые полчаса слух еще цеплялся за более монотонные, чем нам привычно интонации, то потом все начинает восприниматься вполне нормально. При этом персонажи у нас - это квазисредневековое дворянство, причем не то средневековье, как в игре престолов, а что-то на пару веков поближе к нашей действительности, с ружьями и мушкетами, пышными костюмами и отточенными манерами, где проявление в голосе эмоции не так сильно приветствовалось.
Выбранный формат, я уверен, объясняется легко и просто -- деньгами. К сожалению, даже Яндекс врятли готов вложиться в производство сериала на 6-8 часов хронометража, с подобным уровнем продакшена. Тем более без уверенности, что это придет к успеху.
Этерна пилотный проект, который дает шанс на появление экранизацию иных книжных циклов в будущем. И закидывать его помидорами за шероховатости, неровности и неверный гендерный баланс, как по мне, неправильно.
Этерна - это проект на 6-7 из 10.
Касательно самого разбора вы очевидно совсем не в теме матчасти, если называете туалеты мужских персонажей сюртуками.
Типичный сайберспортс.
>Если вам больше нравится, когда в подобных сеттингах женщины фигурируют где-то на третьем плане – это ваше право)
А это и вовсе свинство.