Обзор «Матрицы: Воскрешение». Поностальгировали и баиньки

Погорский рассказывает о фильме без спойлеров.

В 1999-м «Матрица» Ланы и Лилли Вачовски совершила революцию в кинематографе: таких одновременно зрелищных, умных и захватывающих блокбастеров мир раньше не видел. Да и сюжет о том, что мы, возможно, живем в ненастоящей реальности, тогда был достаточно оригинальным. Многие как раз боялись, что в 2000 году произойдет нечто ужасное, а «Матрица» придавала страхам конкретики: мол, человечество уже проигрывает в невидимой войне с технологиями, а вы даже не подозреваете.

Первая часть «Матрицы» стала мировым хитом и вошла в историю как одно из главных киберпанк-произведений. Сиквелы сработали хуже: они хоть и собрали не меньше денег в мировом прокате, но уже не восхищали. Финальная «Матрица: Революция» вообще мало кому понравилась, ведь там изобретательный блокбастер окончательно деградировал до посредственного и вторичного боевика с односложным и избитым сюжетом.

Поэтому само существование «Матрицы: Воскрешение» – полноценного продолжения трилогии, вышедшего спустя 18 лет после ее завершения, – удивляет. Будто у Warner Bros. вдруг стало настолько туго с деньгами, что студии пришлось вернуться к популярной когда-то серии вопреки здравому смыслу, надеясь заработать хоть что-то. На самом деле «Матрица 4», к счастью, появилась исключительно по инициативе одной из создательниц оригинала, Ланы Вачовски (без участия Лилли): так постановщица решила справиться с недавней утратой отца и матери. Мол, раз умерли родители, то хотя бы любимых Нео и Тринити можно воскресить – Warner Bros., понятное дело, только рада.

Хотелось верить, что за эти годы Лана придумала достаточно интересную идею для непрошеного сиквела. Вместо этого режиссерка скорее прониклась трендом на «мету» – добавление слоев повествования, которые вот-вот сломают четвертую стену между фильмом и зрителем. «Матрица: Воскрешение» не просто продолжает сюжет хронологически, но и показывает события «со стороны». Уже первые минуты фильма – это ремейк вступительной сцены с Тринити (с другой внешностью) из «Матрицы», за которой наблюдает новая героиня Багз (Джессика Хенвик). Подобных отсылок в фильме навалом, и они оправданы сюжетом.

Самого Нео (Киану Ривз) снова представляют мистером Андерсоном – он не то чтобы вернулся в ту же исходную точку, с которой начиналась «Матрица» 1999-го, но его сюжетная линия во многом повторяет события оригинального фильма. Не буду рассказывать, что именно придумала Вачовски, но вот пример, насколько метаиронично новая часть относится к наследию трилогии: Нео встречается с Тринити (Кэрри-Энн Мосс) в кафе, которое называется Simulatte (игра слов «симуляция» и «латте»), а в одной из сцен персонажи обсуждают посыл оригинальной «Матрицы».

Было ли это метафорой трансгендерности, критикой капитализма или чем-то еще? Отвечать на это Лана, конечно, не планирует – да и это было бы лишним. Тогда новый фильм обесценил бы любимую нами трилогию, а так он на протяжении двух с половиной часов только и делает, что восхваляет ее: как же круто Нео тогда уворачивался от пуль на крыше, как эпично герои летали, как здорово, что в сюжете увидели столько глубоких подтекстов!

Несмотря на зашкаливающее количество заигрываний с «Матрицей» как культурным феноменом, суть «Воскрешения» осталось той же: это зрелищное и в конечном счете оптимистичное кино о силе любви и борьбе с системой. Современная компьютерная графика выглядит убедительнее, чем 20 лет назад, но каких-то новых фишек самой Матрицы сценаристы не придумали – Нео разве что развил свои навыки телекинеза и стал почти джедаем.

Принципиально новых идей в фильме тоже не просматривается: немного продвинулись арки отдельных культовых персонажей, глобальный лор вселенной оброс новыми деталями, но в целом ничего не поменялось.

* * *

Вот и получается, что «Матрица: Возрождение» больше всего похожа на новомодные продолжения-однодневки культовых произведений вроде «Друзей», «Секса в большом городе» и «Гарри Поттера». Они в целом совершенно необязательны, но приятны – это все равно что встретиться с давними хорошими друзьями на Новый год, чтобы обсудить важнейшие новости и узнать, как у кого дела.

Секрет успеха таких взаимодействий в том, чтобы знать меру. Поэтому будет прекрасно, если «Матрица: Возрождение» не превратится в еще одну затянутую трилогию, а останется единственным ностальгическим аттракционом в любимом сеттинге и со знакомыми героями.

Телеграм-канал Стаса Погорского о кино и сериалах

Проклятье сестер Вачовски: после успеха «Матрицы» снимают дорогие и провальные блокбастеры

Обзор «Человека-паука: Нет пути домой». ###### разнос

+12

Опрос

голосов
31 комментарий
Возможно, ваш комментарий носит оскорбительный характер. Будьте вежливы к собеседнику и соблюдайте правила
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
Первая строка и сразу ошибка: "В 1999-м «Матрица» Ланы и Лилли Вачовски".
Не Лана и Лилли, а Лоренс и Эндрю на тот момент))
+10
-2
+8
Ну про " человечество уже проигрывает в невидимой войне с технологиями, а вы даже не подозреваете." был Терминатор: Судный день в общем то, хотя немного другое, в Матрице гуманней, людей хоть не уничтожали. Ещё "13 этаж" был, считают предвестником Матрицы, там вопрос где виртуал, а где реальность.
+3
0
+3
"Финальная «Матрица: Революция» вообще мало кому понравилась, ведь там изобретательный блокбастер окончательно деградировал до посредственного и вторичного боевика с односложным и избитым сюжетом".

Ничего хуже (если брать статьи с претензией на кинообзор, а не мнения в интернетах) про "Матрицу" в жизни не читал. Рука на лице. Стоит начать хотя бы с того, что сюжеты второй и третьей частей практически неотделимы - и стилистические, и идейно. Даже так: третья развивает идею первых двух частей и логически завершает трилогию, концентрируясь на темах человеческой природы и выбора. Отвечает на вопросы о концепте вселенной матрицы. "Односложный и избитый сюжет", #пт:)

Стас, вы уж простите. Но очень рекомендую этот ролик: https://www.youtube.com/watch?v=plcaCamvQQg
+2
0
+2
Одним из главных минусов считаю, что в крупных проектах Киану Ривз не может выйти из образа Джона Уика. Везде одно и тоже - 47 Ронинов, Джон Уик 1-2-3, Киберпанк 2077 и вот сейчас Матрица.
+2
0
+2
Нет, просто трансженщин некультурно называть именами, которые у них были до перехода. Если кто-то ест салат вилкой, а не руками, вы тоже говорите, что человек «что есть сил заигрывает с этикетом»?
"Вместо этого режиссерка скорее прониклась трендом..", Стас. Если уж есть салат вилкой, то режиссер прониклась трендом, врач выписала рецепт.
+2
0
+2
Ответ donfalcon
Режиссёрка... дальше можно не читать
Погорского читать - себя не уважать. Минус ставим и идём заниматься своими делами.
+1
0
+1
"Статистический факт"?:) 6,8 на IMBD, 7,6 на Кинопоиске. Я уж не говорю о кассовых сборах, которые у вас заключены в парадокс: мол, сборы хорошие, но мало кому понравилось. Так индустрия не работает. Тут прямая корреляция. "Фишка в том, что в ней просматривались разные смыслы" - хех, ну тут глубоко:) Это "фишка" всех кинопроизведений (даже плохих) - затрагивать разные смыслы. Но что отличает хорошее произведение - оно эти разные смыслы подводит к генеральной идее. Чем и занимается "Матрица: Революция". Я вас прошу: прежде чем выносить такие вердикты ("деградировал", "избитый сюжет") легендарной франшизе (пусть даже ее части), поизучайте вопрос, присмотритесь к чужим работам. Например, к обзору человека, который разобрал оригинальный сценарий, оригинальную озвучку, а не русский дубляж, соединил сюжетные линии, подсветив главную идею трилогии. В своей интерпретации, конечно, но зато с доскональными объяснениями, а не голыми вердиктами. Ссылку уже оставил. Поверьте, много чего любопытного для себя откроете.
Слушайте, я вам говорю о том, что первая «Матрица» была кубиком Рубика в плане того, как можно ее интерпретировать, а в третьей части именно уже что всем линиям придается излишняя конкретика, они упрощаются (потому деградируют).

Оценки на IMDB и Кинопоиске плохое мерило. У «Революции» 35% положительных рецензий против 73% «Перезагрузки». «Сборы хорошие» в смысле не провальные, но и тут видно, насколько третий фильм разочаровал людей: от 741 млн откатилось до 427 млн — и это при том, что финал трилогии по идее должен вызывать больший интерес.

Я понимаю, что «Матрицу» (особенно почему-то России) любят почти религиозно, я тоже обожаю эти фильмы. Поэтому не вижу смысла продолжать спорить о «Революции», которую я тут не разбираю подробно, а привел в качестве иллюстрации другой мысли. Вот.
+1
0
+1
Вышел с сеанса…В общем, это что то на уровне «Очень страшного кино 4-5». Серьезно, качество съемки, постановки, экшена, грима(присмотритесь к Необе). Почему это снято хуже оригинального фильма я не знаю. Единственное что можно похвалить, так это смех, который дарит фильм, и босс Вертолёт в конце(не шутка)
+1
0
+1
Русский язык постоянно эволюционирует, отсутствие феминитивов у многих слов — упущение. Если они вас не нравятся — просто не используйте, по крайней мере, пока не появятся соответствующие правила
проблема в том, что соответствующие правила уже есть) Рассмотрим например слово "режиссёр" про которое тут идёт диалог – последний звук "р", непарный звонкий, ударение на последний слог. "-ка" можно использовать, но оооооооочень редко(мне в голову даже пример не лезет), ведь обычно "-ка" ставится после парных. Тут подойдёт "-ша" и мы получим "режиссёрша". Уже ухо режет гораздо меньше. Да и "-ка" вообще лучше пореже использовать, потому что суффикс уже давно устоялся в языке в разных словах с обозначением предметов. Если уж новых правил пока нет, но юзать феминитивы очень хочется, то давайте пользоваться старыми правилами
+1
0
+1
Режиссёрка... дальше можно не читать
+1
0
+1
Укажите причину бана
  • Оскорбление
  • Мат
  • Спам
  • Расизм
  • Провокации
  • Угрозы
  • Систематический оффтоп
  • Мульти-аккаунтинг
  • Прочее
Пожаловаться
  • Спам
  • Оскорбления
  • Расизм
  • Мат
  • Угрозы
  • Прочее
  • Мультиаккаунтинг
  • Систематический оффтоп
  • Провокации
Комментарий отправлен, но без доната
При попытке оплаты произошла ошибка
  • Повторить попытку оплаты
  • Оставить комментарий без доната
  • Изменить комментарий
  • Удалить комментарий

Новости