Обзор «Обители зла: Раккун-Сити». Ненужный пересказ первых игр
Фильм, опоздавший на 20 лет.
Очередную рецензию на экранизацию видеоигры в 2021 году хочется начать с определения безумия или цитаты про «никак вы не научитесь»: киностудии уже несколько десятилетий снимают фильмы по популярным игровым франшизам, наступают на одни и те же грабли, а затем повторяют процесс. Вот и попытка перезапустить кинофраншизу «Обитель зла» едва ли выглядит тем, чем решили бы заняться разумные люди. Только в 2016-м по прокату проехалась «Обитель зла: Последняя глава» Пола У. С. Андерсона. Но достаточно продюсеров посчитали, что у киносерии остался потенциал для перезапуска.
Главное отличие «Обитель зла: Раккун-Сити» от эпопеи с Миллой Йовович в том, что на этот раз фильм сделали максимально близким к оригинальным Resident Evil – за исключением пары сюжетных решений. Действие разворачивается осенью 1998 года, когда Раккун-Сити сгинул от первой вспышки злосчастного вируса, созданного корпорацией Umbrella. На экране появляются все ключевые персонажи серии от Криса (Робби Амелл) и Клэр (Кая Скоделарио) Редфилдов до Леона Кеннеди (Эван Джогиа) и Ады Вонг (Лили Гао), большинство из них играют значимые для сюжета роли.
Хотя в «Раккун-Сити», разумеется, хватает вольностей – во внешнем виде персонажей и их прошлом, например – это и правда весьма достоверная экранизация первых частей серии. Есть тут и особняк Спенсера, и лаборатория NEST, и полицейский участок Раккун-Сити, а многие сцены покадрово скопированы из игр. Нашлось место отсылкам на другие игры серии, которые поймут исключительно фанаты, а другим придется запоминать многочисленные звучащие с экрана имена и гуглить их после сеанса.
Шутка в том, что Resident Evil на проверку оказались совсем не теми играми, которые стоило переносить на большой экран практически дословно. Режиссер Йоханнес Робертс настолько увлекся целью сделать правильную экранизацию, что напрочь забыл превратить «Обитель зла: Раккун-Сити» в интересное самостоятельное кино.
Большинство сегодняшних зрителей уже видело всевозможные итерации зомби: медленных, быстрых, похожих на людей, мутировавших, разумных, человечных и так далее. В «Обители зла» зомби – просто зомби, которые издают жуткие (смешные) звуки и любят кусать живых существ, обращая их в себе подобных. Канонично, но что с того?
Из-за того, что весь основной каст состоит из очевидно важных для серии персонажей, экранные мозгоеды просто не воспринимаются как реальная угроза, а Робертс и не пытается нагнать саспенс какими-то уникальными приемами. Когда «Раккун-Сити» пытается быть хоррором, это выглядит исключительно так: в саундтреке нарастает тревога, действие на экране замедляется... Под оглушительный звук происходит какое-нибудь абсолютно тривиальное событие – например, маленькую Клэр неожиданно оттаскивает за ноги из палатки Уильям Биркин. По сегодняшним стандартам там «пугать» аудиторию – все равно что вскрикивать «Бу!», подсвечивая лицо фонариком снизу.
И экшен-боевик из фильма получился весьма посредственный. Да, фанаты несколько раз за сеанс могут испытать эйфорию, увидев, например, что вертолет в известной сцене врезался в здание точно так же, как в игре. Или вскрикнуть, заметив в кадре знакомого монстра. Но вот самостоятельных ярких сцен в фильме нет: разве что эпизод, в котором Крис отбивается от зомби в полной темноте – да и тот через неделю наверняка забудется.
Все, на что способна «Обитель зла: Раккун-Сити» – это пересказать первые Resident Evil в удобоваримой форме меньше чем за два часа. Узнаете много фактов и событий, в целом близких к оригинальным играм, но эмоций не получите. Зато несколько разочаруетесь даже в первоисточнике, ведь окажется, что весь культовый каст хоррора – на самом деле болванчики с односложным характером, которых отличают только имена и внешность. Даже главная героиня фильма Клэр действует точно так же, как и остальные, разве что чаще упоминает свою неприязнь к Umbrella. И то, что Леон Кеннеди – коп-новичок, тоже не имеет никакого значения для происходящего, кроме пары отдельных сцен.
Если бы количество ключевых действующих лиц сократили с пяти до двух, сюжет бы толком не изменился, разве что фильм перестал бы ощущаться жутким столпотворением. Сценаристы по возможности разводят персонажей по разным углам, но каждому из них все равно не получается уделить достаточно внимания. Собственно, в играх все эти люди тоже были по большей степени пустыми сосудами для игрока, но при адаптации их все же стоило наполнить какими-то чертами и повадками, а не оставлять как есть. На это банально не хватило времени – «Обитель зла: Раккун-Сити» идет, к счастью, меньше двух часов.
Пожалуй, такой фильм мог бы считаться хорошим лет 20 назад, когда экранизации видеоигр были сплошь кошмарного качества. Теперь же стандарты совершенно другие: чтобы успешно освоить киноформат, игровые серии нужно адаптировать и с уважением к исходному материалу, и с выдумкой. Либо использовать экранизации, чтобы расширять выдуманные миры – как, например, это сделала Riot Games с мультсериалом «Аркейн».
* * *
Правда в том, что «Обитель зла» вообще не стоило переснимать. Можно сколько угодно ругать Пола У. С. Андерсона за плохие экранизации хороших игр, но в случае с Resident Evil – по крайней мере, первой частью – именно благодаря небрежному обращению с первоисточником он снял искренне развлекательное кино. С Элис в эффектном красном платье наперевес с автоматом, пугающей Красной Королевой и той самой сценой с лазерами-убийцами. То есть как минимум с несколькими отдельными находками и образами, которые остались в памяти на десятилетия. В «Раккун-Сити» ничего подобного нет и близко.
Телеграм-канал Стаса Погорского о кино и сериалах
Мелкие детали заключительного акта «Аркейн», которые понятны только лолерам
Обзор «Последней дуэли». 2,5 часа средневекового виктимблейминга за 100 млн долларов