«Тед Лассо» – добрейший сериал, способный вытащить из депрессии
Погорский рекомендует.
Многие фильмы и сериалы о спортивных командах рассказывают примерно одну и ту же историю: группа спортсменов-андердогов превозмогает, тренируется и достигает триумфа, несмотря ни на что. Достаточно посмотреть пару подобных лент, чтобы больше к ним не возвращаться – слишком скучно и предсказуемо.
По завязке «Теда Лассо» кажется, что это еще одно такое произведение: тренера по американскому футболу Теда Лассо нанимают в качестве менеджера английского футбольного клуба «Ричмонд». Команда в полной стагнации, и непонятно, каким образом тренер другого вида спорта – Тед не знает даже правил соккера – должен исправить положение. Оказывается, задумка новой владелицы «Ричмонда» Ребекки (Ханна Уэддингхэм) в обратном: она хочет медленно развалить клуб, чтобы насолить бывшему мужу.
По логике, Тед должен сделать из «Ричмонда» чемпионов – желательно, мира – буквально за пару мотивационных речей и один тренировочный монтаж. Только действие «Теда Лассо» развивается иначе: это тоже душеспасительный сериал, но гораздо более искренний и нетипичный.
Сам футбол в нем играет важную роль – особенно в первом сезоне, – но не первостепенную. Здесь совсем мало внимания уделяется тренировкам и проработке стратегий, а матчи обычно показываются мельком – это лишь катализаторы других сюжетных линий. Важнее всего в сериале персонажи, особенно сам Тед Лассо.
У тренера Лассо, сыгранного известным комиком Джейсоном Судейкисом, просто нечеловеческая харизма. По сюжету он настолько позитивный и светлый человек, что ему просто невозможно противостоять – с какими бы намерениями окружающие не знакомились с Тедом, рано или поздно они попадают под его чары. Даже Ребекка, которая поначалу кажется стервозной и прямо настоящим антагонистом, вскоре сдается. Трещина в ее обороне появляется очень правдоподобным и человечным образом: она все-таки пробует печенье, которое каждый день дарит Тед, и постепенно становится им одержима, как бы ей не хотелось это отрицать. Печеньем, не Тедом – с его непотопляемыми добротой и оптимизмом ей просто приходится смириться.
Похожая трансформация происходит со всем окружением Теда от игроков – среди которых, разумеется, хватает по-разному проблемных людей – до эпизодических персонажей. Первый сезон целиком посвящен тому, что Тед Лассо – сила природы, которая обязательно растопит сердце каждого встречного настолько, насколько это вообще возможно. Наблюдать за происходящим получается только с идиотской улыбкой на лице. Кажется, сериал оказывает на зрителей такой же эффект, как Тед на своих знакомых – даже если быть скептически настроенным перед просмотром, то уже через несколько серий отношение изменится.
Впрочем, насколько бы «Лассо» ни был замечательной комедией, истинный терапевтический эффект сериала немного в другом. Он просто невозможно добрый – причем это качество здесь искреннее, а не слезодавительно-наигранное, как в проходных духоподъемных картинах. Тед не просто добивается расположения «Ричмонда» к себе, но еще и помогает проявиться лучшей стороне каждого человека. Ребекка переосмысливает свои личные ценности, подопечные футболисты постепенно раскрывают свои глубинные травмы и, по крайней мере, начинают с ними бороться. Так медленно, не проговаривая эту мораль вслух, задумываешься: ведь в каждом есть хоть что-то хорошее. От этого на душе становится теплее.
Тед Лассо – словно интуитивный психотерапевт. Во втором сезоне у клуба даже появляется штатный психолог, показывающий контраст между личным подходом тренера и профессиональной терапией. Сам Тед, разумеется, тоже не настолько счастливый и веселый человек, как может показаться – параллельно с продвижением «Ричмонда» он очень тяжело переживает развод и разлуку с сыном. «Тед Лассо» чаще доводит до слез светлыми эмоциями, но когда сериал все-таки показывает драматический стержень, он бьет столь же сильно.
К тому же «Теду Лассо» удается то, чего многие комедии и комики уже и не пытаются достичь: он искренне смешной и при этом совершенно не токсичный и не злой в чью-либо сторону. В сериале есть сильные мужчины, сильные женщины, люди разных рас и из разных социальных классов – большинство из них так или иначе задействованы в бесчисленных гэгах, но никого из них ради шутки не втаптывают в грязь. «Тед Лассо» – лучшее доказательство того, что юмор может быть смешным, остроумным и при этом не оскорбительным.
Наконец, скажу по собственному опыту, что «Тед Лассо» – пожалуй, лучшее средство для того, чтобы преодолеть депрессию. После похода к психотерапевту, конечно.
Сейчас на Apple TV+ в самом разгаре второй сезон, на прошедшей церемонии «Эмми» сериал получил 4 статуэтки. Самое время посмотреть его и убедиться, что не зря.