Слышали про новую киберспортивную Олимпиаду? У нас уже такая есть – и даже круче
И никакой МОК не нужен.
23 июля МОК одобрил создание Олимпийских киберспортивных игр. Первые пройдут в 2025 году в Саудовской Аравии. Но комитет сильно опоздал с этим решением – в киберспорте уже давно не нужны никакие турниры сборных. Тем более, что здесь и так есть своя Олимпиада – и она куда круче!
Прямо сейчас все в той же Саудовской Аравии проходит Esports World Cup – чемпионат мира по киберспорту. Система очень похожа на Олимпиаду: тут тебе и огромное количество дисциплин, и общий зачет, и огромная значимость. EWC и Олимпийские киберспортивные игры в 2025-м преследуют одну и ту же задачу – повышение привлекательности Саудовской Аравии в рамках программы Vision-2030. Это та же программа, по которой королевство рекламируют Роналду, Месси, рэпер Lil Wayne и прочие селебрити.
Но между чемпионатами есть важные и позитивные отличия. Во-первых, на EWC нет сборных – только профессиональные клубы. Значит, никакие олимпийские комитеты не могут решать свои политические задачи подбором игроков в сборных. Проблемы совместимости стилей и психологии игроков, которые никогда не играют вместе, тоже решать не нужно.
Во-вторых, МОК никак не относится к Esports World Cup, поэтому здесь играют россияне. И их много. В Dota 2, например, российских игроков – 19 из 100 участников, в CS 2 – 10 из 75. И это без учета тренеров из России, которых тоже немало. На чемпионате собираются все топы – а на Олимпиаде на это можно не надеяться. Российских игроков на Киберспортивных играх ожидать наивно, графики у всех и без того переполнены.
Кроме того, культуры игры за сборную или за страну в киберспорте почти нет. Взгляните на состав команды победителей турнира по Доте:
- Антон «Dyrachyo» Шкредов – Россия
- Квинн «Quinn» Каллахан – США
- Маркус «Ace» Хельгард – Дания
- Эрик «Tofu» Энгель – Германия
- Мельхиор «Seleri» Хилленкамп – Нидерланды
- Аске «Cy-» Ларсен (тренер) – Дания
А клуб, кстати, канадский – Gaimin Gladiators. Распыляться на турниры сборных вряд ли кто-то станет.
На EWC 22 разные игровые дисциплины с отдельными призовыми и порой даже названиями турниров. В Доте, например, турнир называется Riyadh Masters. Системы отборов тоже везде свои.
Самое интересное – общий зачет. Все клубы-участники получают очки за попадание в топ-8 во всех дисциплинах. Когда закончатся все турниры на EWC, организаторы подведут итог и наградят клубы на призовых местах. Их, кстати, 16.
Важная деталь: чтобы занять первое место, обязательно выиграть хотя бы в одной дисциплине. На ворохе вторых мест первым не стать.
А за что играют-то?
Ответ – на картинке.
- Призовые для турниров – $30 млн суммарно.
- Клубный чемпионат – $20 млн.
- Квалификации – $7,6 млн.
- Награда для MVP каждого турнира – $1,1 млн – по $50 тысяч на каждую дисциплину.
Еще 20 миллионов долларов разыгрывается в общем клубном зачете. Распределение призовых такое:
На момент написания текста, 26 июля, в общем зачете лидирует клуб Team Falcons из Саудовской Аравии. Его составы заняли 2 первых места, 1 второе и еще 1 третье. Во всех четырех составах-призерах из Falcons нет ни одного игрока из Саудовского королевства. Просто к слову.
Еще одно сходство с Олимпиадой, о котором мы не сказали раньше – свой выдуманный (немного натужный) символизм и мифология. У участника каждого турнира есть свой «ключ» – металлический треугольник с названием команды или ником игрока в сольной дисциплине. Он состоит из двух частей – внутреннего треугольника и внешней рамочки. Когда команды выходят на арену, игроки всегда выносят с собой ключ в стеклянном футляре.
Как только команда вылетает с турнира, противник забирает внутреннюю часть ее ключа и гнет ее гидравлическим прессом. Звучит весело, но выглядит куда скучнее – игроки просто стоят и долго жмут на педаль.
Серединку ключа для проигравшей команды заменят и отдадут – на ней написано название команды и ее место на турнире. А для оригинала есть два варианта развития событий. Первый: этот треугольник попадает внутрь «Тотема» – символа EWC, который останется в Эр-Рияде в качестве исторического наследия. Сюда же попадают рамки от треугольников победителей. Рядом подписывают название команды и дисциплину, где она победила:
Когда закончатся все турниры, гнутые треугольники зальют эпоксидной смолой в основании обелиска.
Второй вариант: победитель турнира выбирает три ключа проигравших команд, которые вставят в основание его трофея. Ключ победителя идет в центр его тарелки.
Очень маловероятно, что Олимпийские киберспортивные игры перебьют EWC и по размаху, и по уровню игры, и по значимости. Обычно для киберспортсменов призовые и отсутствие ограничений вроде сборных и гражданства – куда важнее любых выдумок бюрократов из МОК и других комитетов и федераций.
* * *
«Это лого победителей». Дизайнеры Кибера оценили логотипы команд Riyadh Masters
Большой сериал Кибера о лучших российских дотерах и каэсерах прошлого