Сколько стоит содержать команду по Доте? А сколько она зарабатывает? Отвечаем
Считаем деньги.
В конце мая издание AFK Gaming выпустило исследование «Экономика ЮВА-Доты. Сколько стоит содержать команду?». Журналисты попросили менеджмент организаций из Юго-Восточной Азии (ЮВА) и Западной Европы ответить на вопрос в подзаголовке. Разумеется, на условиях анонимности – ни одного имени и названия команды в материале нет.
Примерно тогда же бывший гендиректор Virtus.pro Сергей Гламазда дал интервью, в котором рассказывал об управлении и о содержании команды по Доте. Цитатами менеджера мы дополнили главное из исследования AFK Gaming.
Игроки – самая большая статья расходов. А на что еще уходят деньги?
Один из руководителей тир-1 клуба в ЮВА утверждает, что зарплаты в регионе колеблются от 1000 до 10 000 долларов: «Диапазон широкий, и он отражает очень разнообразный подбор таланта – от сырых новичков до ветеранов сцены».
Операционные затраты на про-команду тоже могут сильно варьироваться. Основные расходы – это:
- буткемпы – аренда, техника, обслуживание, питание и содержание;
- транспорт;
- зарплаты.
Затраты на персонал (не считая игроков) – это еще около 4-5 тысяч долларов в месяц. Ежегодно на топовую ЮВА-команду уходит суммарно от 300 до 500 тысяч долларов.
В Западной Европе расходы значительно выше из-за больших цен буквально на все. Топ-менеджер тир-1 организации рассказал, что только зарплаты опустошают бюджет на 50–100 тысяч долларов. «Инвестиции в талант – важнее всего. Чтобы обеспечить лучшие результаты, требуется помощь тренеров, аналитиков и психологов», – резюмирует собеседник издания.
Операционные расходы в Европе могут превышать азиатские в два, а то и в три раза и доходить до 100 тысяч в месяц, если включать трансферы и международный транспорт. По словам владельца одной из команд, от 25 до 200 тысяч долларов – столько приходится платить за игрока в зависимости от его статуса и медийности. Бывает и больше – вспоминаем слухи о 500 тысячах за Пьюра и миллионе (!) долларов за Аме. Это приблизительная верхняя граница рынка, считают опрошенные AFK Gaming специалисты.
На трансферную стоимость игрока влияет его национальность, «сила паспорта», визовая история. Большинство европейцев, как правило, дороже, потому что им обычно не нужны визы, в отличие от условных россиян и подданных азиатских государств. Игроки с «более сложными» паспортами – это не только большие траты на визы, но и потерянное время. А еще нужно учитывать потенциальные расходы на стендинов, краткосрочные договоры аренды и единоразовые выплаты игрокам на замене.
Вот что о расходах думает Сергей Гламазда:
– Тир-1 клуб, желающий держать у себя составы по Доте и CS, которые будут на что-то претендовать, вообще способен жить без поддержки букмекера?
– Давай считать вместе. На один состав тебе нужно в среднем в год где-то миллион долларов. У тебя 500–600 тысяч долларов уйдет на зарплаты. На перелеты, буткемп – еще какая-то сумма, дальше тебе нужно держать какую-то маркетинговую команду, делать съемки, развивать бренд. Понятно, что можно за копейки на коленке собрать, но если мы говорим про полноценную команду, которая претендует на что-то значимое, я бы ориентировался на 800 тысяч долларов или миллион.
Цены, я подразумеваю заработные платы игроков и сотрудников, очень сильно выросли. Индустрия не очень большая, и поэтому экспертиза сотрудников и качество игроков – они очень сильно подорожали. То, что ты платишь сейчас, по сравнению с пятью годами ранее – это совершенно разные суммы. Сейчас в СНГ есть игроки, которые получают 25 тысяч, 10 тысяч в месяц и при этом могут ничего не выигрывать глобально. Ты можешь быть в Доте топ-4 и получать 12–15 тысяч, а кто-то – те же 25 тысяч.
Сколько зарабатывает команда? И на чем?
Один из владельцев команды из ЮВА раскрыл структуру ее доходов во времена DPC:
- спонсорские контракты – 66% дохода. Больше денег приносит сотрудничество с криптовалютными и букмекерскими компаниями;
- призовые – 10%. Организация забирает от 10 до 20% призовых;
- внутриигровые покупки: во времена DPC и бандлов составляли до 15%. По словам неназванного менеджера, они могли приносить 30–40 тысяч долларов в год;
- соцсети и стриминг – 5%. С появлением инициатив по поощрению соцсетей организаций от Esports World Cup можно заработать до 100 тысяч долларов в год;
- мерч и другие источники дохода – 5%.
На графике структура во времена DPC выглядела примерно так:
Источник: AFK Gaming
Сергей Гламазда считает, что спонсорские контракты сейчас куда важнее, чем раньше:
«Теперь давай считать экономику. Допустим, организация забирает 15% призовых. У EWC это сколько? Если я выигрываю EWC, DreamLeague, вообще все, сколько я заработаю? Ну, скажем, 5,5 миллиона, из них 15% я заберу – 750 тысяч долларов. Не очень много, верно? Тебе по-любому нужен партнер.
Крипта на рынке уже так не платит, был момент, когда платила много, но эти времена ушли. Идешь к букмекерам, говоришь: «Хочу спонсорский пакет – 2,5–3,5 млн». Букмекер на это смотрит, считает деньги и понимает, что ему выгоднее самому сделать команду. Поэтому в один момент команд от букмекеров стало очень много. Организации стали просить столько денег, что стало проще самому собирать, содержать, управлять составами. Это выгоднее, чем платить кому-то 2,5–3,5 млн, чтобы он потом через два месяца решил замены делать».
Главный вопрос – выгодно ли содержать команду по Доте? Один из топ-менеджеров утверждает, что да, но ситуация могла быть куда лучше:
«Смотря на CS, Valorant и Rainbow Six, видишь много командных скинов, бандлов, граффити. Если бы Valve ввела что-то подобное в Доте, экосистема стала бы куда лучше. Для TI они предлагают загрузочные экраны, смайлики и все такое, но это приносит деньги только в период Инта. Чтобы на этом зарабатывать, нужно для начала попасть на TI. У менее успешных команд почти не остается способа регулярно зарабатывать.
Valve, возможно, стоит ввести таблицу лидеров, как EPT. Если ты попадаешь в топ-50 команд мира, фанаты покупают твои скины. Это сильно увеличит доходы команд. В других играх экосистема куда эффективнее и помогает организациям иметь стабильность. Это порождает более здоровую соревновательную среду».
Полный текст исследования на английском языке можно прочесть по этой ссылке.
* * *
Оффлейнер VP Noticed женился! Гуляли всей про-Дотой
Лучшие герои Доты для спидрана туннельного синдрома. Полный список
Подписывайся на дотерскую дурку – тут мемы, Дота и мемы про Доту