5 механик из хорроров, которые хочется почаще видеть в других играх
С ними веселее.
Хоррор – один из немногих жанров, в которых до сих пор приветствуются эксперименты. Тем удивительнее, что интересные находки оттуда редко переносятся в другие игры. Кибер выбрал 5 механик, которые хочется почаще видеть везде, независимо от жанра.
Мимики
Мимик – враг из Dungeons and Dragons, часто превращается в другие предметы и раскрывает свой истинный облик, когда к нему приближаются. Эти существа разумны и выбирают маскировку так, чтобы привлечь внимание, поэтому нередко принимают вид сундука с сокровищами. Недавно о мимиках вспомнили из-за мема с Фрирен из аниме «Провожающая в последний путь Фрирен»: героиня долго анализирует сундук, но в конце концов он оказывается мимиком, и она застревает в нем.
Первый сезон «Фрирен» – самый рейтинговый в истории аниме. А что будет во втором?
Механика мимиков перекочевала в сотни различных игр. Замаскированные сундуки встречаются в Final Fantasy 9–12, подражателей можно встретить в Terraria. Особо жутко мимики выглядят в DLC Tiny Tina Assault on Dragon Keep для Borderlands 2. В серии Dark Souls они выглядят не так устрашающе, но опасны, как и все враги в Souls-серии, поэтому стали мемом.
Враг слышит игрока через микрофон
Alien: Isolation – хоррор на выживание во вселенной «Чужого». По сюжету дочь Эллен Рипли Аманда оказывается заперта на космическом корабле вместе с ксеноморфом. Игра вышла на многих платформах, но только на Xbox игроки чувствовали себя максимально некомфортно из-за необычной механики, завязанной на Kinect.
Чужой слышит ваше дыхание через микрофон, и это подсказывает ему, куда идти. Враг и так отлично улавливает все звуки в игре и ориентируется в пространстве, но запрограммирован так, чтобы дать возможность пройти уровень или спрятаться в укрытии. На ПК микрофон не задействован, там выживание попроще.
Шкала ментального здоровья
В некоторых хоррор-играх есть механика ментального здоровья. Чем больше главный герой сталкивается с необъяснимым и сверхъестественным, жутким и хтоническим, тем сильнее заполняется шкала страха. Это вызывает галлюцинации или чего похуже, помешательство например.
К примеру, в старенькой Eternal Darkness: Sanity’s Requiem протагонистка начинает слышать голоса и видеть мистические события, прочитав книгу в переплете из человеческой кожи. В Amnesia: The Dark Descent важно сохранять рассудок в зеленой или желтой зоне, а то экран начнет расплываться. А в стратегии Crusader Kings 3: у правителей накапливается стресс, который приводит к нервному срыву. В таком состоянии король совершает кучу импульсивных поступков и портит ваши планы по развитию государства. Поэтому отправляйте его на пир время от времени, чтобы снизить градус напряжения.
Игра подстраивается под игрока
Главная задача хоррора – держать в напряжении, но не обязательно в страхе. Когда нужно именно напугать, некоторые разработчики используют скримеры или разрешают монстру поймать вас, когда, казалось бы, ничто не угрожает. Другие игры идут дальше и спрашивают, чего боится геймер, чтобы потом направить страхи против него.
Konami не постеснялась так сделать в Silent Hill: Shattered Memories. В самом начале протагонист Гарри посещает психотерапевта. А дальше как в меме «не бойся, психолог не будет задавать каверзные вопросы» – нужно ответить, помогает ли выпивка вам расслабиться, изменяли ли вы партнеру и устраивали ли ролевые игры для секса. Сюжет неоднократно возвращает нас в кресло врача – так Shattered Memories подстраивает концовки под выборы игрока. Похожая система была в Until Dawn.
Плачущие ангелы
Во вселенной «Доктора Кто» есть опасные враги – плачущие ангелы. Они превращаются в статуи, когда на них смотрят, но нападают, когда жертва отворачивается. Поэтому тип врагов, охотящихся на игрока похожим образом, мы условно назовем «плачущими ангелами». Они были, например, в «Сиянии» Кинга (и Кубрика) – вспомните кусты в виде животных вокруг отеля.
В хоррор-играх «плачущие ангелы» появляются гораздо чаще: манекены в Lethal Company, светолюбивые NPC в Don’t Starve Together, квантовые камни в Outer Wilds, статуи в Poppy Playtime, марионетка в Spookys Jumpscare Mansion. И конечно же, две хоррор-серии, построенные на этой механике, – Slender и Five Nights at Freddy’s.