В TES есть монстр, будто из книг Лавкрафта. Даже с книжкой из кожи людей!
Мирак сотрудничал с ним тысячи лет.
В лоре The Elder Scrolls множество божеств, обманывающих смертных. Самый хитрый из них – Хермеус Мора, который заключает со смертными сделки по сбору знаний, а потом они либо сходят с ума, либо умирают, когда становятся ему не нужны.
Если вы играли в предыдущие части серии, то могли видеть разные изображения Хермеуса Моры. В TES IV: Oblivion его статую изобразили в виде бесформенной массы с щупальцами и четырьмя клешнями, а в TES Online он смотрит на Бездушных множеством глаз. В Skyrim Принц играет значительную роль в DLC Dragonborn и встречается по главной сюжетной линии в виде безымянного лавкрафтианского чудища.
Его план – Апокриф, гигантская библиотека с тентаклями, в которой собраны все (или почти все) знания Вселенной. Поскольку в Тамриэле полно безумных ученых, недостатка в приспешниках Хермеус Мора не испытывает. Они делятся на два типа: одни собирают знания, другие защищают их от непосвященных. Но даже среди них порой не находится подходящего кандидата для воплощения коварных планов Моры, и эта почетная должность достается главному герою игры или кому-то не менее влиятельному.
Например, таким был Мирак, драконий жрец. В Первую Эру многие поклонялись драконам, а верховные жрецы этого культа считались по важности почти королями. Жрец Мирак вместе с Закрисошем, Дуканом, Валоком и Азидалом распространяли учения на Солстхейме. Неизвестно, как именно Мирак встретил Хермеуса Мору, но жажда власти и тайных знаний стала его новой одержимостью. Хермеус поделился с ним знаниями из Черной книги, где Мирак выучил драконий Крик «Подчинение воли» – и дальше все пошло наперекосяк. Мирак подчинял волю драконов, убивал и поглощал драконьи души, что нарушило устоявшуюся иерархию: драконы – жрецы – короли и остальные смертные. Драконам новые правила не нравились, а еще больше они не нравились жрецу Валоку, который выступил против Мирака в бою.
Кстати, Солстхейм не всегда был островом. Он откололся от материка из-за разрушительной магии в этом сражении жрецов. Валок победил Мирака, и в Skyrim мы выясняем, что он все-таки не убил его в бою. Хермеус Мора спас его и перенес в Апокриф, где Мирак продолжил учиться и копить еще больше запретных знаний.
Но не все последователи Хермеуса Моры настолько опасны. В поселении Фермерский Приют посреди Черного леса между Сиродилом и Чернотопьем пропали люди, а потом вернулись и начали вести себя необычно. Все «возвращенцы» вскоре погибли из-за необычных обстоятельств: одного лягнула кобыла и он «взорвался всплеском чернил», второй упал в костер и моментально превратился в пепел с необычным запахом, а третья упала плашмя в воду и оставила после себя черное пятно.
Выясняется, что погибшие на самом деле мирно спали, пока их клонами распоряжался наблюдатель Крес. Хермеус Мора поручил ему собрать знания о человеческой жизни, и он заключил сделку с теми людьми: он забирает их внешность и воспоминания взамен на бесконечный сон со счастливыми событиями и исполнением мечты. Крес так и не понял, каково быть человеком, потому что каждый раз совершал одни и те же ошибки, странные для обычных людей. За эти шалости его можно изгнать обратно в Обливион или позволить присоединиться к труппе бродячих артистов в роли актера.
С Хермеусом Морой связывают несколько артефактов. Самый известный – это книга «Огма Инфиниум», написанная магом и богом тайных знаний у альтмеров Ксарксесом (Зарксом). Она развивает любую игровую способность у прочитавшего и после прочтения исчезает. Обложка этой книги довольно жуткая, потому что состоит из ошметков кожи представителей разных рас: золотистый кусок явно принадлежал альтмеру, темный – редгарду, а шрам мог быть у норда. Заркс вообще был непростым парнем: он создал себе жену по имени Огма из «своих любимых моментов истории», что бы это ни значило, а потом назвал эту книгу в ее честь.
«Огма Инфиниум» появляется во всех частях, кроме Morrowind. Чтобы получить ее в Oblivion, нужно потрудиться: сперва выполнить все остальные задания даэдрических принцев, а потом Хермеус Мора призовет героя сам. Он попросит заключить десять душ разных рас в камень и наградит «Огмой» за качественную работу. В Oblivion книга повышает навыки вора, воина или мага на выбор.
При прохождении Skyrim Драконорожденный обязательно столкнется с Хермеусом и его безумным последователем во время сюжетной линии. Ученый Септимий Сегоний нашел во льдах гигантский двемерский куб, попытался его открыть и сошел с ума. Он отправит главного героя собирать знания двемеров. Как только герой вернется и отдаст Септимию словарь, тот попросит о помощи снова: в этот раз нужно собрать кровь всех эльфийских рас. А перед выходом Довакин столкнется с Отвратительной Бездной – так в игре называют Хермеуса Мору до того, как он представится.
Божество объяснит протагонисту, что Септимий ему уже не нужен, а вот быстрые ноги и ясная голова главного героя подойдут для служения. Можно отказать ему, но дороги все равно приведут вас на Солстхейм, где от предложения Моры уже не получится уйти.
После сбора крови двемерский куб откроется, но радость Септимия будет недолгой – внутри окажется не сердце Лорхана, а «Огма Инфиниум». Но и огорчиться он тоже не успеет, потому что Хермеус Мора испепелит его и предложит Довакину изучить знания из «Огмы». Как и в Oblivion, можно прокачать навыки вора, воина или мага на 5 пунктов.
Во время прохождения дополнения Dragonborn Хермеус все-таки сделает героя своей пешкой и убьет двух зайцев одним выстрелом. Пока Мирак будет захватывать разум жителей Солстхейма, Мора научит главного героя крику «Подчинение воли» взамен на знания племени скаалов. В последней битве Мирак попытается сбежать от поражения, как уже однажды это делал, но Мора не даст ему уйти и проткнет щупальцами.
В награду за победу можно взять клинок Мирака или Первый клинок – еще один известный артефакт Моры. Это самый необычный меч в игре: его рукоять и лезвие оплетают щупальца, а также на нем есть глаз. Настоящий живой глаз Моры. Впрочем, у бога их много, так что потерю одного он не заметит. В битве меч может превращаться в длинное щупальце.
Наконец, третий известный артефакт Хермеуса – Черные книги. Они служат неким порталом в Апокриф из Солстхейма, но работают странным образом: герой при прочтении становится бесплотным, то есть находится в Нирне и в Апокрифе одновременно.
Каждая Черная книга содержит загадки, которые нужно пройти в определенном порядке, чтобы получить доступ к тайному знанию. Награды уникальны и отличаются от обычных навыков: например, можно взять эффект, который при использовании «Безжалостной силы» будет разрывать противников; эффект, призывающий огненного змея при убийстве соперника «Огненным дыханием», а еще можно призвать лужу из щупалец или сделать спутников неуязвимыми для атак Довакина (Куплинову бы пригодилось, если бы он об этом знал). Книг всего 7, в шести из них заключено по три знания на выбор, а с помощью самой важной можно перераспределить навыки – как сбрасывание при легендарном уровне, только не прокачивая навык до 100.
Как и остальные даэдрические боги, Хермеус Мора появится в TES 6. Интересно, какое испытание на этот раз придумает Принц запретных знаний?
* * *
4 новых челленджа в Skyrim: 100 способов убить самого бесячего персонажа и продажа дров в VR
Исчезновение двемеров – главная загадка TES. Фанаты так ее и не решили