Forza Horizon 5 – игра года на ПК и Xbox. Формула успеха по-прежнему работает
Крис Фадина – о полетах на 400 метров.
Серия Horizon выросла как ответвление от флагманской линейки игр Forza – Motorsport. Несмотря на общее название, их делают разные студии, и у них совершенно разное отношение к игровому процессу: Motorsport ценит реалистичную симуляцию гонок, а в Horzion сделан упор на аркаду и кайф от процесса. Horizon привлекла фанов огромным количеством контента в открытом мире и честностью по отношению к игрокам: игра явно не пыталась поразить дотошной симуляцией реализма, а вместо этого предлагала взлететь в воздух и пролететь пару сотен метров (и получить за это награду).
Forza Horizon 5 вышла только на платформах Xbox и ПК, поэтому называть ее игрой года было бы слегка нечестно. Но если у вас нет моральных терзаний по поводу ущемления владельцев PlayStation, то вот оно: Forza Horizon 5 – лучшая игра года. Playground Games замахнулась на самую масштабную карту, на которой точно будет не скучно, и у них это замечательно получилось. На двенадцать из десяти сбежавших от смерти куриц.
Графика – отвал мозга. Мир стал больше и красивее, в кайф просто ездить и любоваться
Предыдущая игра серии развернулась в Великобритании с дождями, снежком, левосторонним движением и масштабным Эдинбургом. Фишкой Horizon 4 были времена года, которые значительно влияли на геймплей – например, без зимней резины по снегу можно уехать только в кювет. Horizon 5 переехала в Мексику, позаимствовала у предшественницы сезоны и воплотила их чуть иначе: сезоны меняются по игровым биомам, а не по всей карте.
Мир выглядит так, что запросто можно залипнуть на пару минут, просто любуясь его красотой. Вот вы едете по джунглям и натыкаетесь на архитектуру древней цивилизации, а через пару минут уже поднимаете пыль в каньоне и сбиваете растущие в пустыне кактусы. Еще дальше – туман на болоте, а за ним крупный город Гуанахуато, в котором тоже есть, чем заняться. А когда захочется чего-то более экстремального, можно закосплеить «Безумного Макса» и отправиться через шторм в пустыне.
Кстати, не упомянуть вулкан – просто грех. В DLC Fortune Island для Horzion 4 есть большая гора, но даже она не дотягивает до вулкана по размерам. Полет со знака «Опасно» с вершины занимает уйму времени, и во время затянувшегося прыжка на невесомой машине я начала переживать, что у моей гонщицы копчик при приземлении вылетит через горло. Но нет – аркадная физика Horizon бережет машины и их водителей от таких неприятностей.
Волшебники из Playground использовали тайную магию, чтобы пятая часть на Xbox One выглядела лучше предыдущей и при этом не грузилась 15 минут. Это сработало – особенно это заметно по дальности прорисовки на предыдущем поколении консолей и маломощных ПК. Владельцы Xbox Series и 4K-экранов гарантированно залипнут на вершине какого-нибудь холма или на краю обрыва, восхищаясь чудесным пейзажем Мексики.
Геймплей унаследовал лучшее из предыдущих частей. Зато драйватары так и не поумнели
Золотое правило «если работает – не трогай» идеально легло на геймплейную составляющую Horizon 5, здесь по-прежнему собрано все, за что так любили предыдущие части. Хотя какие-то изменения в движке все же произошли, потому что машины меньше заносит – они будто прилипают к дороге (даже грунтовой) и к рукам (даже к неопытным). А еще изменилось воздействие – тонны песка в Австралии из Horizon 3 и пляжи Великобритании в Horizon 4 не давали такого эффекта, как песок Мексики, в котором не-оффроадные машины всеми действиями умоляют: «мама, забери меня отсюда!».
Но хардкордщиков Forza тоже не разочарует – игру можно настроить под ручник, сложных драйватаров и минимальную помощь в управлении, чтобы почувствовать настоящий челлендж.
Драйватары, кстати, все так же не видят вашу машину и спокойно врезаются лоб в лоб на полной скорости, зато в гонках их IQ взлетает до уровня небес. Средняя сложность еще обеспечивает интерес и соревнование казуальному игроку, а на сложности повыше драйватары не простят один-единственный плохо пройденный поворот. Но это по большей части аркадная гонка, и она работает в угоду интересу, а не реалистичности – ИИ замедляет ботов, если они отрываются слишком далеко, или наоборот, ускоряет, когда вы вырываетесь вперед. Особенно хорошо это ощущается на машинах с невысокой скоростью на прямой – соперники на более быстрых авто подберутся сзади, может быть, даже обгонят, но далеко не уедут, поэтому борьба будет продолжаться до самого финиша.
Соревновательная часть не изменилась: остались спринты, уличные гонки, заезды по бездорожью, кольцевые гонки и показательные заезды, а также развлечения на самый длинный прыжок с обрыва, дрэг-стрипы, дрифт-зоны и все остальное. Я боялась, что с увеличением масштаба карта станет пустой, но нет, такого ощущения не возникло за 20+ часов игры.
Помимо основного сюжета о фестивале в игре есть квесты, напоминающие стандартные «подай – принеси». Они оформлены в короткие цепочки челленджей с простеньким сюжетом для лучшего знакомства с персонажами. Рамиро, товарищ главного героя/героини/небинарной персоны, отправляется на поиски «большой кошки» в заброшенный аэропорт и просит звезду фестиваля заодно найти его авиакостюм; сестра Рамиро в лишний раз напомнит о важности семьи и обдаст плотным вайбом «Форсажа», а другая знакомая задалась целью сфотографировать все древние статуи на карте – и для этого ей нужна ваша помощь. И, конечно, куда без разных фестивалей и праздников – как вам задание порулить гигантской платформой-пиньятой, а потом с разгона отправить ее с обрыва?
Чуть выше уже упомянута крышесносная графика, и теперь фоторежим для запечатления ее красоты стал частью геймплея. В Horzion 5 есть режим «Продвижения», в котором нужно сфотографировать каждую машину – за награды, разумеется. И та цепочка квестов со статуями оформлена в виде челленджа: нужно добраться до места за ограниченное время, сфотографировать статую и авто и получить от одной до трех звезд. Эти квесты выполнять не обязательно, но как развлечение в перерывах между гонками заходит идеально.
К специальным совместным соревнованиям по сети Forzathon добавились аркады – короткие ивенты с простыми заданиями вроде «посигналить 5 раз» или «продемонстрировать дрифт». Сезоны Forzathon остались, и в них по-прежнему дают в награду уникальные автомобили по высокой цене. Гриндить или нет – решать вам, даже без уникальных машин в магазине приличная коллекция, где каждый найдет себе что-то по душе.
Путь настоящего самурая с покупкой всех машин Forzathon не обойдется без специального дома – фишка с удвоенными очками Forzathon переехала из Horizon 4 без изменений. Некоторые другие дома тоже дают бонусы: с покупкой определенного дома диджей чаще ставит «счастливую песню», во время которой даются удвоенные очки за техники, а другой дом позволяет телепортироваться бесплатно. Есть дешевый дом, в описании которого указано, что он построен из экологичных материалов, что подойдет для ролевого отыгрыша (в голове, ага). Он не влияет на геймплей, но, как и остальные детали Horzion, сильнее погружает в вымышленный мир, из которого не хочется уходить. Хотя, в очередной раз напоминаю, здесь покупать дома не обязательно – для похода в гараж сгодится одна из построенных площадок фестиваля.
У Horizon 5 самый большой автопарк на старте в серии. Для удобства коллекционеров ввели новые фичи
Автопарк на старте насчитывает 526 машин, что на 200 меньше, чем в Horizon 4 со всеми DLC, но игра только вышла, и к ней точно будут добавлять отдельные наборы – прошлая часть стартовала с 482 автомобилей. Любителей японских машин обрадовать нечем: у Toyota по-прежнему скромный парк, зато в игре сразу со старта появились Mitsubishi, в то время как в Horizon 4 их добавляли через DLC. На обложке появились Mercedes-AMG Project One – гиперкар с двигателем как в «Формуле-1», и Ford Bronco Badlands, идеально подходящий под непроходимые мексиканские места. Ценители редких машин смогут проехаться за рулем Jaguar Sport XJR-15 1991 года, которых было выпущено всего 50 единиц, а еще в серии дебютирует электрокар Porsche Taycan Turbo S.
Коллекция – рай (или ад) для людей с навязчивым желанием выбивать все достижения и собирать полную коллекцию. Из плюсов: она стала удобной. В одном месте наглядно показано, каких машин какого производителя не хватает для полного комплекта, и есть возможность сразу же перейти в магазин, чтобы купить недостающую. Награды за коллекцию машин определенного производителя отличаются: где-то, где всего пара штук, дадут 1000 опыта или фразу для чата, а в редких случаях можно получить особую тачку.
Из минусов: блин, ну правда, всего очень много! За продемонстрированные техники, пройденные гонки, найденные раритеты, каждое действие и поворот направо-налево игра вознаграждает очками. У них тоже отдельная коллекция, так что всем страдающим от навязчивого желания собрать все ачивки можно только посочувствовать.
С экономикой все по-старому: деньги не проблема, авто – тоже. Участие в гонках обеспечивает достаточным количеством опыта для перехода на следующий уровень, а за каждый уровень дают покрутить колесо, из которого выпадают эмоции, одежда, разное количество денег или машины. Поэтому, чтобы собрать все необходимое за монеты, достаточно просто играть в своем темпе, а не гриндить. Но гринд вознаграждается популярностью, а ваш ник будет висеть в общем зале славы, и все будут видеть, какой вы молодец.
Игра угодит любому фану гонок и автосимов. Она не меняется – и это замечательно
Forza Horizon 5 – отличное развлечение для самых разных игроков. Она предоставляет свободу выбора всего: заданий, машин, метода прохождения игры. С ее разнообразием скучно не будет точно: по крайней мере, игра порадовала меня, простую казуалку-любительницу навалить боком под бодрые треки на радио, и моего мужа, более искушенного фаната автосимов, обожающего ралли. Ее можно пожурить лишь за то, что суть не меняется от игры к игре, но в этом и фишка серии Horizon – она создана для максимально широкого круга геймеров, и это восхитительно.
* * *
Современные игры лучше фильмов. В них нет компромиссов и все можно