Реклама 18+
CS:GODota2
DPC Европа 21/22: DreamLeague S16 - Division 1. 20:00. Не начался
Alliance
Team Secret
IEM Season XVI - Winter. 15:30. Не начался
BIG
Fnatic
IEM Season XVI - Winter. 15:30. Не начался
Gambit Esports
Faze Clan
IEM Season XVI - Winter. 18:45. Не начался
G2 Esports
Team Vitality
IEM Season XVI - Winter. 18:45. Не начался
Ninjas in Pyjamas
Team Liquid
IEM Season XVI - Winter. 22:00. Не начался
Godsent
Virtus.pro

Самый первый фильм по играм – стыд и потеха. Его снял Disney о братьях Марио

Просто посмотрите скриншоты.

Задолго до извечного спора о том, что хуже – игры по фильмам или фильмы по играм, в 1993 году, вышла первая экранизация игры о братьях Марио. Она получилась такой плохой, что даже хорошей – ее и сейчас можно посмотреть, чтобы посмеяться над нелепостью персонажей, их действий и противниками.

Над фильмом работала целая толпа сценаристов. Изначально хотели снимать драму, но Disney потребовал добавить больше тупых шуток

Предыстория создания долгая. Идея – режиссера Ролана Жоффе, который до этого снял основанную на реальных событиях драму «Поля смерти», в которой рассказывается о кровопролитной гражданской войне в Камбодже, драму «Миссия» о спасении туземцев, которых пытаются поработить португальцы, и еще одну драму «Толстяк и Малыш» о создании первой атомной бомбы в США. 

Жоффе встретился с представителями Nintendo и даже полетел в Японию, чтобы лично познакомиться с президентом компании Хироси Ямаути. Nintendo проект понравился, и Жоффе подписал контракт на 2 млн долларов с правом временного владения персонажем Марио. Ему повезло – Nintendo не стала ограничивать его творчество, считая, что бренд «Марио» достаточно силен и переживет любые эксперименты.

После подписания контракта начались эксперименты со сценарием. Изначально им по очереди занимались три разных группы людей – автор оскароносного «Человека дождя» Бэрри Морроу; создатели «Флинстоунов» и «Богатенького Ричи» с Маколеем Калкиным Джим Дженневейн и Том С. Паркер; прошедшие школу Тима Бертона Аннабель Янкель и Роки Мортон, геймеры и поклонники Mario. Со сценарием долго не могли определиться – иногда получалось слишком драматично или мрачно, как в «Бэтменах» Бертона, а это не то, чего ждешь от комедии. Динохэттен, мир динозавров, в котором происходит действие фильма, сохранил некоторые черты угрюмого «Бэтмена» – параллельное измерение чтит жестокие законы природы, в которых выживает сильнейший.

Следующими жертвами стали сценаристы Дик Клемент и Ян Ла Френе. Их пригласили для придания образам женских персонажей доли феминизма. Так в фильме появилась темнокожая Берта, а роли принцессы Дейзи и Лины расширили. Братья Марио получили сильную эмоциональную связь друг с другом. Версия Клемента и Ла Френе рассказывала, как братья потеряли родителей, и Марио пришлось растить Луиджи самостоятельно. В результате Луиджи видел в Марио не фигуру старшего брата, а фигуру матери, поэтому считал его не авторитетом, а назойливым родителем. И после встречи с Дейзи все должно было измениться.

Когда сценарий заверили и отправили в препродакшн, выяснилось, что фильм вряд ли зацепит молодую/семейную аудиторию, а на настоящую драму не хватало бюджета. Права на показ выкупил Disney, потребовав новых изменений в сценарии. Мортон и Янкель пообещали, что попытаются сохранить свое видение при производстве. 20 лет спустя Мортон признается, что сценарию «снизили планку – добавили глупых шуток, сделали более понятным для детей». 

Аннабель Янкель и Роки Мортон на съемках.

Новый вариант не подходил многим персонажам и декорациям, поэтому их переделывали за пару недель до старта. Актеры возмутились, но Мортон врал им, говоря, что ему нравится новый сценарий, и чувствовал себя из-за этого жутко неловко. В интервью Nintendo Life Мортон опишет впечатления от работы над проектом как «унижение».

На роль Марио рассматривали Дастина Хоффмана и Денни ДеВито, Арнольду Шварценеггеру и Майклу Китону предлагали роль антагониста Купы, а Луиджи мог стать Том Хэнкс. Вместо них роли братьев примерили менее известные Боб Хоскинс и Джон Легуизамо, а Деннис Хоппер стал диктатором Купой. Хоскинс не хотел сниматься в очередном детском фильме – он уже снимался в «Кто подставил кролика Роджера?» и «Капитане Крюке». Как было упомянуто выше, сценарий постоянно менялся, и Хоскинса привлекла драматичная история двух братьев. Жоффе присылал ему все новые варианты сценария, пока он не согласился.

Бессмысленность сюжета не так важна, как классные по тем временам спецэффекты. Сейчас они выглядят кошмарно, но смешно

Важных персонажей всего 4 (и еще три глупца, вставленных только для того, чтобы поиздеваться над ними). Само собой, дальше будут сплошные спойлеры – пролистайте к комментариям, если хотите насладиться этим шедевром самостоятельно.

  • Марио и Луиджи – братья-водопроводчики, живущие в Бруклине. Чтобы в лишний раз подчеркнуть их связь с профессией, кто-то из необъятной съемочной группы повесил на стену их комнаты вантузы.

  • Дейзи – еще одна главная героиня, принцесса Динохэттена, дочь исчезнувшего короля.
  • Купа – главный антагонист, диктатор и тиран, из-за которого Динохэттен находится в глубочайшем упадке. Его возлюбленная Лина кажется чуточку адекватнее него (до определенного момента).
  • Игги и Спайк – два полнейших кретина на службе у Купы.

Диктатор Купа мечтает объединить два мира – человеческий и Динохэттен. Для этого ему нужен амулет Дейзи, и вокруг похищения амулета строится весь сюжет.

Сперва Купа посылает Игги и Спайка похитить девушку, и это самая скрытная миссия из всех, что вы видели в играх и кино – оба бегут за ней по улице средь бела дня, Игги врезается в стекло, которое проносят мимо рабочие, и преследование ненадолго заканчивается. К счастью, сценаристы пощадили неудачников и все же разрешили им догнать Дейзи после неудачных попыток – наемники похитили ее и отнесли в Динохэттен.

Марио и Луиджи отправляются на спасение принцессы. Телепортация в Динохэттен выглядит так, будто Марио наелся грибов вместо того, чтобы давить их.

Тем временем в Динохэттене Купа знакомит Лину со своим коварным планом и объясняет роль амулета. Он хочет объединить оба мира, но ни на минуту не задумывается о приведении Динохэттена в порядок. А там есть, над чем поработать: повсюду беззаконие, разруха, продажные копы и грабежи. Все настолько вышло из-под контроля, что на улице Марио и Луиджи грабит с виду безобидная бабулька! Но всегда найдется рыба покрупнее – бабульку грабит охотница за сокровищами Большая Мамочка Берта.

Все становится еще абсурднее, когда братья знакомятся с Тоадом. Здесь человек-гриб выглядит вполне по-человечески и играет на гитаре. Всех троих загребают в полицию: Тоада – за распевание антиправительственных песен, а Марио за компанию. Там же происходит величайший диалог тысячелетия:

– Ваше имя?
– Марио.
– Фамилия?
– Марио.
– Так, а тебя как зовут?
– Луиджи.
– Луиджи Луиджи?
– Нет, Луиджи Марио.

На этом градус абсурда и не думает снижаться. Купа лично посещает полицию, чтобы поговорить с братьями – а потом показывает им свое секретное оружие в деле. Им оказывается машина инволюции, обращающая эволюцию вспять: то есть, человека она может превратить в обезьяну, а Тоада – в это.

Кстати, именно так он расправился с предыдущим королем Динохэттена и захватил власть. Сам король остался по всему городу в виде плесени. Он помогает братьям сбежать от Купы. Когда Купа оказывается без добычи, ему в голову приходит умнейшая мысль, о которой нужно было догадаться сразу после неудачного похищения Дейзи – он запихивает Игги и Спайка в машину, переключив рычаг на эволюцию, чтобы у них увеличился мозг. Но, конечно, все зря – поумнев, наемники сбегают от своего диктатора на сторону Марио.

Следующий десяток минут происходит то, что я обычно называю словом «движ»: все хаотично бегают и принимают неправильные решения, что приводит к катастрофе (ну, почти). Луиджи и Марио катаются в мусоровозе, Лина дерется с Дейзи и проигрывает из-за единственного нормально нарисованного динозаврика в фильме, Йоши, а потом Игги и Спайк рассказывают Дейзи, что отвратительная жижа на стенах – на самом деле ее отец. Лина, которую можно было посчитать за единственного адекватного персонажа, крадет амулет и глупо фидит, а зазевавшихся героев в очередной раз ловит Купа.

Амулет оказывается в руках у злодея. Вот оно, напряжение! Графический эффект с распылением придумали задолго до «Мстителей» – так объединяются миры.

Напоминаю, фильм 1993 года, поэтому Башни-близнецы в нем еще существуют.

Смотреть на разрушение Башен в 2021-м немного странно, ну ладно. Зато следующая сцена точно вызовет улыбку – Купа промахивается инволюционной пушкой по Марио и попадает в местного босса мафии. Он превращается в обезьяну в пиджаке!..

...Это должно когда-нибудь закончиться, поэтому наступает неотвратимый хэппи-энд. Марио стреляет из пушки в Купу, тот превращается в слизь, короля возвращают в нормальную форму, и Дейзи остается с отцом. Луиджи зовет ее жить с ними в человеческом мире, но она отказывается – зато через три недели девушка появляется в их квартире, чтобы попросить помощи в новом деле. На этом намеке на продолжение фильм заканчивается, но, к счастью, никакого продолжения не случилось.

Неужели это настолько плохой фильм? А что думают другие?

При бюджете в $48 млн фильм собрал всего $20 млн на домашнем рынке и еще около $18 млн в мировом прокате. Критики хвалили фильм за спецэффекты – а это, напоминаю еще раз, 1993 год, и графика казалась прорывной, хотя сейчас она выглядит просто комично. Но сценарий и общая глупость всего происходящего не оставили фильму шанса – 24% на Rotten Tomatoes, 4,1 на IMDb и 5,3 на «Кинопоиске». 

Годы спустя в интервью Боб Хоскинс признался, что не гордится ролью и считает ее худшей в карьере. А Деннис Хоппер назвал фильм кошмарным и пожаловался на то, что «режиссерская пара мужа и жены (Роки Мортона и Аннабель Янкель) помешалась на контроле и не разговаривала, пока не принимали решение». У исполнителей ролей Луиджи и Дейзи более мягкие впечатления – они не стали критиковать фильм. На удивление, Nintendo тоже не пожалела о готовом результате – Сигэру Миямото (создатель Mario и Donkey Kong) назвал фильм забавным, но он хотел бы, чтобы картина отошла от игр в сторону самостоятельного развлечения.

Очевидно, Мортон и Жоффе не пытались начать традицию кошмарных игровых экранизаций. То, что наснимает Уве Болл десятилетие спустя, получится гораздо хуже «Супербратьев Марио» – а этот фильм запомнят по мемным спецэффектам и кринжу, а не по общей отвратительности происходящего.

* * *

Игры и кино на Sports.ru:

Сюжет «Брата 2» продолжала странная игра. На ее презентации Сергей Бодров не прошел даже первый уровень

Джонни Кейдж – карикатурная версия Ван Дамма. Самовлюбленный актер из первых Mortal Kombat повзрослел и стал отличным отцом

В играх был бы свой «Снайдеркат» – конечно, у Кодзимы. Но Konami будет против

Разработчики Apex Legends и Titanfall завоевали «Оскар» – победила короткометражка из Medal of Honor

Ван Дамм выбрал «Уличного бойца», а не Mortal Kombat, и его карьера разрушилась. Виноват сам Жан-Клод – пил и забивал на съемки

Девять фильмов, за игровые адаптации которых я готов заплатить прямо сейчас

Microsoft лично уничтожил фильм по Halo — а ведь его могли снимать Питер Джексон и Гильермо Дель Торо

Активист-консерватор мечтал о запрете GTA из-за жестокости и судился с Rockstar. Про это даже сняли фильм с Рэдклиффом

Джей-Джей Абрамс – фан Half-Life и друг Габена. 8 лет делает фильм про игру и уже бесит фанатов

+10
Популярные комментарии
Hardpacino
+3
Если делать скидку на то, что это первый фильм по игре - то это великолепное кино! Абсурдное, комичное, местами даже интересное. Единственная моя претензия всегда была, что Луиджи какой то азиат (не то, чтобы я расист, но все таки итальянец-азиат?). Вообще обоих братьев мог бы сыграть исполнитель роли Марио - получилось бы еще интересней
Петр Романов
+2
Да только благодаря диалогу про имя-фамилию это уже не плохой фильм =)
Madeka
+1
Прекрасно помню этот фильм, а самое главное свои впечатления от него. Это было отличное кино, для своего времени просто супер. Мне было 13-14 когда посмотрел и очень понравилось. А насчет кассовой нецдачи скажу так: не всегда это означает, что фильм плохой, просто где-то не сошлось с маркетингом и рекламой. Вот до сих пор помню, что у Марио было ноль рекламы. И на контрасте, помню что тот же Мортал комбат рекламировали просто до посинения. Так что как-то так.
Написать комментарий 7 комментариев

Новости

Реклама 18+