Asphalt – лучшие мобильные гонки (несмотря на гринд). Секрет успеха не меняется с 2004 года
Самое время вспомнить, какие мы все старые!
Мы продолжаем сериал о важнейших мобильных играх. В этот раз рассмотрим серию Asphalt, которая родилась в 2004 году на кнопочных Nokia, а к 2021-му стала полноценной гоночной игрой на ПК, Switch и обеих топовых мобильных платформах.
- Subway Surfers – легенда уроков. Мы играли в нее сутками ради новых скинов и рекордов, игру скачали почти 3 млрд раз
- Мы обожали Gravity Defied. Там был секретный байк и фишки: знающие были королями класса
- 2048 создали за два дня, копируя с другой игры. Она разорвала AppStore и PlayMarket, а создатель не стал ее монетизировать
- Temple Run сделала студия из трех человек. А в итоге – 1 млрд скачиваний и сотрудничество с Disney
Открываю портал в 2004 год – Google заводит Gmail, Греция побеждает на Евро, а Nokia выпускает первый телефон-консоль N-Gage. Телефоны Nokia и раньше неплохо поддерживали java-игры, а в этом компания сделала упор именно на геймеров – и выпустила телефон с необычным дизайном, который напоминает современный Switch. Для нее разработали мобильную Call of Duty (самую первую), FIFA 2004 и 2005, Civilization, эксклюзивную TES Travels: Shadowkey, Tony Hawk’s Pro Skater, Warhammer 40000, Rayman 2, Moto GP и Asphalt Urban GT.
Помимо N-Gage, Asphalt появился на платформах JavaME, Nintendo DS и Symbian (еще одной операционке для смартфонов Nokia). По тем временам графика Urban GT считалась продвинутой. Выбор автомобилей ограничен (всего около 20 – Aston Martin Vanquish, Lotus Exige, Audi TT Roadster и другие), а чтобы купить новую тачку, нужно побеждать в гонках – за каждый удачный заезд даются доллары. Машину можно улучшать, и это довольно бессмысленное занятие, потому что в игре нет гонок с особыми условиями, где бы они пригодились. Геймплей такой же, как и у других гонок – разгон, торможение и кнопка турбо, на поворотах можно выпендриваться дрифтом.
В Urban GT несколько режимов. В обычном вы выбираете машину, трассу, едете и получаете награду за финиш в топ-3. Режим Free Play почти такой же, но без наград. В Instant Play машина и гонка подбираются рандомно, а в Cop Chase можно сыграть за полицию и поохотиться на нарушителей порядка. Карьера присутствует – в соревнованиях можно выиграть машину покруче, а с новой машиной можно принять участие в других соревнованиях. Сейчас любого бы утомил гринд на одних и тех же трассах, но тогда никто не ругался на подобную экономику при прохождении.
Вдохновившись теплыми отзывами игроков и журналистов, студия Gameloft продолжила серию Asphalt. В Asphalt Urban GT 2 соперников можно выкинуть с трассы ударом, а у копов появилась полоска уровня розыска. Чем выше уровень, тем сильнее противники, которые пытаются выбить вас. Впрочем, ИИ ботов не сравнится с GTA – сбежать от преследования несложно, достаточно не ехать по прямой.
Секрет успеха не поменялся и в следующих частях – когда появились сенсорные экраны, игру адаптировали под управление пальцами. Менялась только графика: с каждым годом спецэффектов становилось все больше, картинка становилась четче, а машины – детализированнее. Gameloft не боялась экспериментировать с новыми режимами. Так в игре появились режим на выбывание, где нужно врезаться в соперников, и режим для ухода от погони – ведь ИИ за эти годы улучшился.
В 2011-м компания выпустила эксклюзивный Asphalt 3D для Nintendo 3DS и Injection для PS Vita. К этому времени пул лицензированных машин расширился до 52; в нем были Ferrari, Lamborghini, Bentley, Audi и другие. 3DS не вывез продвинутую графику Asphalt – низкая частота кадров критично влияла на любую гонку. Версия для «Виты» провалилась по более простой причине – за 30 долларов игроки получали физику пластилиновых машин и все тот же гринд. Никакого челленджа для хардкорных любителей гоночных симуляторов – официальный журнал PlayStation UK коротко описал Asphalt: Injection фразой «Она простая, некрасивая и не дает никакого ощущения азарта».
В 2012-м Gameloft вернулась к тому, что раньше получалось хорошо, и разработала Asphalt 7: Heat для смартфонов. Привычная аркадная схема с зарабатыванием очков в гонке, выбиванием соперников и побегом от копов сработала. В игре появилось еще 30 лицензированных машин, а также режим для игры с другом по Wi-Fi или Bluetooth. А в Asphalt 8: Airborne количество машин увеличилось до 221. Графика в мобильных играх уже доходила до компьютерной, поэтому часто появлялось ощущение, что играешь в настоящий боевик с элементами тюнинга машин. Только игрокам не понравилось, что игра требует доната – и слово «требует» здесь не преувеличение. Для раскачки по максимуму требуется 4 тысячи долларов или бесконечный гринд. Некоторые внутриигровые предметы стоят 99 долларов – больше, чем целая игра на ПК или консоль.
Между восьмой и девятой частью были спин-оффы с ралли, монстр-траками и стрит-рейсингом. Самым необычным стал Overdrive – бесконечный раннер (как Subway Surfers или Temple Run), но идея не взлетела – 59 очков из сотни на «Метакритике».
Вышедшая в 2018 Asphalt 9: Legends графически уже слабо отличается от свежих Need for Speed для ПК и консолей.
Управление упростилось благодаря Touchdrive. Грубо говоря, это автоматическое управление машиной на поворотах – вы не вылетите с дороги и не врежетесь, если вовремя свайпнете по левой или правой стороне. В мультиплеере это тоже работает, но скилловые игроки спокойно обходятся без него. Чтобы было не так скучно заходить в мультиплеер, Gameloft придумала ежедневные соревнования – что-то вроде обычных квестов, которые выполняются исключительно в этом режиме. Как и в случае с восьмой частью, все омрачает гринд и лутбоксы – а режима, в котором ф2п-игроки соревнуются отдельно от донатеров, нет. Но если не ставить себе цель открыть все машины и улучшения, то можно спокойно играть и веселиться.
На ПК тоже можно сыграть в Asphalt – Gameloft портирует игру, начиная с 7 части. Она бесплатна в Microsoft Store, но, как и в случае с телефонами, без внутриигровых покупок не обойтись.
***
Баланс между экшеном, кастомизацией и сложностью привел к тому, что от Asphalt кайфуют самые разные игроки. Ценители гонок любят ее за безумный процесс, в котором ни на секунду нельзя расслабиться, а казуальным игрокам зайдет очень продвинутая графика и геймплей. Чтобы побеждать в Asphalt, не нужно читать двухтомники инструкций и деталей, достаточно взять телефон обеими руками и нажать на Play.