Реклама 18+
CS 2Dota2
Коэффициенты предоставлены
BetBoom Dacha Belgrade 2024. 14:45. Завершен
Falcons
02
Team Spirit
BetBoom Dacha Belgrade 2024. 17:52. Идёт
Heroic
01
Mouz
LIVE
PGL Wallachia Season 1. 10:00. Завершен
Team Spirit
20
Boom
PGL Wallachia Season 1. 12:18. Завершен
Team Liquid
02
G2.IG
PGL Wallachia Season 1. 15:27. Завершен
Falcons
02
Xtreme Gaming
PGL Wallachia Season 1. 17:50. Идёт
G2.IG
01
Team Spirit
LIVE

Хроника падения Cyberpunk 2077 – как провалилась главная игра года

Как лопнул пузырь ожиданий от игры.

Cyberpunk 2077 был самым ожидаемым релизом этого года, но стал самым большим провалом. С чего началось хайп-безумие, и к чему это привело польских разработчиков игры CD Projekt RED – в нашем материале.

Откуда взялась народная любовь к CD Projekt RED

До декабря 2020 года CD Projekt RED называли «своими парнями» мира разработки видеоигр. Все началось с «Ведьмака 2» в 2011 году: к нему выпускали бесплатные DLC (и это в эпоху расцвета платных дополнений!), а разработчики даже сделали игрокам инструмент для создания модов (REDkit). Игру очень тепло приняли.

Еще до выхода второго «Ведьмака» поляки анонсировали третью часть приключений Геральта, а заодно и новую IP – Cyberpunk 2077. Тизер игры мы впервые увидели на E3 2012.

Под трек Bullets группы Archive обещали одну важную вещь – «игра выйдет когда будет готова».

Долгие годы мы ничего не слышали о «Киберпанке» и даже не задавали вопросов – были слишком заняты третьим «Ведьмаком», за который CD Projekt RED зауважали еще сильнее. Еще до релиза «Ведьмак 3» стал лучшей ролевой игрой года на E3, а после был признан «Игрой года»» по версии The Game Awards – игрового «Оскара». Продажи игры на данный момент – свыше 28 миллионов копий.

Живые персонажи, сюжет с его многочисленными вариантами последствий и непередаваемая атмосфера – все это оценили и игроки. Пользовательская оценка на Metacritic на данный момент – 94/100.

Выход Cyberpunk 2077 все изменил – негатива в сторону CDPR от игроков чуть ли не больше, чем в сторону Bethesda на релизе Fallout 76 (там враги появлялись из воздуха, скорость ходьбы зависела от кадров в секунду, постоянные разрывы соединения с сервером, и даже лаунчер игры в день релиза удалял саму игру вместо запуска). 

Хайп вокруг Cyberpunk 2077 начал расти с 2018 года. Тогда нам впервые за 6 лет показали новый материал по игре – трейлер. 

Кроме крутого трека (на этот раз выбрали Hyper – Spoiler) продемонстрировали мир игры и персонажей, а позднее на Twitch состоялась премьера геймплея. Казалось, релиз близко – выход запланировали на 16 апреля 2020.

На E3 2019 уровень ожиданий поднялся на новый уровень, ведь в игре будет Киану Ривз! Еще и его выступление, когда на фразу фаната «You are breathtaking!» (Ты восхитительный) он ответил знаменитой фразой «No, you are breathtaking!» (Нет, это вы восхитительны!), лишний раз подогревало интерес к игре.

У CD Projekt RED окончательно сформировался статус спасителя игровой индустрии, а Cyberpunk 2077 заочно стала игрой года благодаря маркетингу. Cyberpunk был везде, включая Таймс-сквер.

Релиз, меж тем, переехал с апреля на 17 сентября. А потом на 19 ноября. А потом на 10 декабря… Последний перенос стал чем-то новым для индустрии – CDPR сообщили в октябре, что Cyberpunk 2077 «ушла на золото» (т.е. диски ушли в печать, игра закончена – осталось выпустить патч первого дня), но после этого перенесли релиз. Такого до них не делал никто, и это не достижение – это признак форс-мажора.

Последствия релиза – падение акций компании и FPS у игроков

Все переносы оправдывались тем, что разработчики хотят сделать игру лучше. Когда Cyberpunk перенесли с сентября на ноябрь, CDPR говорили: «Те, кто знают нас, подтвердят:, мы не будем продавать то, что еще не готово. Это не просто слова — это девиз нашей компании».

Финальный перенос нужен был для того, чтобы в итоге мы «получили видеоигру, в которую влюбимся».

Игра все же вышла 10 декабря, а за три дня до этого числа появились первые рецензии от СМИ и упали акции студии. Тогда на это никто особо не обратил внимание, казалось, что прибыль студии взлетит до небес. Cyberpunk 2077 побил рекорды онлайна среди одиночных игр в Steam и поставил рекорд по просмотрам одиночных игр на Twitch. Увы, это не помогло.

Релизная версия на консолях оказалось просто ужасной – графика «Ведьмака 3» на PS4 выглядит лучше, чем Cyberpunk на PS4 Pro. Хотя в 2019 году CDPR обещала выпустить игру, которая будет отлично смотреться на консолях.

В демонстрациях показывали метро, детальные анимации взлома дверей и подбора вещей; выбор предыстории героя. Но все это вырезали в финальной версии. Даже импланты в тело – ключевая фишка игры – потеряли половину функционала.

На следующий день после релиза, CDPR сообщила, что игроки могут вернуть свою копию через систему возврата средств PSN или Xbox, но Microsoft и Sony польская студия заранее не предупредила. Обе компании открестились от этого и перестали возвращать деньги всем недовольным, но 18 декабря игру все же удалили из Playstation Store и начали одобрять рефанды. Вечером того же для Microsoft сообщили, что и они готовы вернуть средства всем недовольным игрокам.

С розничными магазинами сложнее – CD Projekt RED обещает вернуть деньги за игру из собственного кармана, если ритейлеры откажут игрокам в возврате. Для этого нужно отправить электронное письмо в службу поддержки с вложенным сканом чека. Но сделать это можно только до 21 декабря.

Акции CD Projekt падают: основатели студии потеряли сотни миллионов долларов

С марта 2020 года акции CDPR росли в цене. Стоимость ценных бумаг студии достигла пика в августе – тогда они продавались по 9248,57 рублей. После этого цена слегка спала, но под конец ноября опять пошла вверх – чем ближе был релиз, тем увереннее казалось положение CD Projekt RED.

К 4 декабря стоимость акций достигла 8906,78 рублей – это второй результат за весь год – а затем начала спадать. Сначала – совсем по чуть-чуть, что просто казалось корректировкой рынка, но после провального релиза – семимильными шагами.

 

Скорее всего, акции изначально были переоценены – цены игнорировали и три переноса (были легкие падения, но акции тут же возвращались на прежний уровень), и ожидаемые баги после релиза, которые исправить должен был огромный патч первого дня. Для CD Projekt RED это ужасно еще и потому, что компания годами работала над «Киберпанком», как над «Ведьмаком 3» до этого. За это же время EA успела выпустить 5 новых частей FIFA, которые даже при разгромной критике собирают компании кассу и гарантируют спокойное производство следующего проекта.

Хотя в день релиза Cyberpunk 2077 CDPR хвасталась 8 миллионами копий предзаказа, неизвестно, сколько из них возвращено. После новости о том, что Sony удалили игру из PSN, их стоимость рухнула на 20%. 17 декабря они стоили по 6216,65 рублей, а 18 числа минимальная цена составляла 4966,08 рублей. Всего за декабрь ценные бумаги студии потеряли 46%.

Основатели студии, которые также владеют акциями, потеряли миллионы. Михал Кичиньский перестал быть миллиардером – теперь его состояние оценивается в 900 миллионов долларов. А состояние Марчина Ивинского, который владеет ~13% акций компании, снизилось с 1,5 миллиарда долларов до 1,1.

Репутация «разработчика-мессии» тоже загублена. Рейтинг консольных версий на Metacritic – 55/100, а пользователи пишут, что не ожидали от новой AAA-игры CD Projekt Red сотни багов и 15 FPS.

CD Projekt обещает исправить игру крупными патчами в январе и феврале. Возможно, игра станет лучше – но как раньше студию любить уже не будут.

В Cyberpunk 2077 слишком мало секса – это настоящее предательство!

Журналист Джефф Грабб разнес CD Projekt RED – считает, что они подставили и Sony, и Microsoft, и самих игроков

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Лучший из лучших
+15
53 комментария
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
Реклама 18+
Кстати на биржевом графике ничего такого невероятного и нет. Если проблемы будут последовательно решаться, то обратно отскочит, а фраза, что человек будучи миллиардером "всего лишь" стал 900-миллионером кроме улыбки ничего не вызывает
+14
-1
+13
А кто ожидал чего-то эдакого? Или у киберспорта большинство игрожуров за жизнь в 10 игр поиграли и стали писать статьи?
Были трейлеры геймплея, куча сливов - думал еще хуже будет.
Погнались за деньгами выпустили пре альфу какую-то, но даже она не так ужасна и сюжет нормальный.
Однако мало вариантивности, выбор в диалогах мало влияет на самом деле то, сами фразы часто не соотвествуют с тем что будет в итоге.
Про разные графические баги и ИИ города даже писать не стоит.

Мне больше интересно, то на паст гене ждал норм производительности, люди у вас с головой все норм? Вы сопоставлять факты кол-ва объектов и света открытого мира и уровня железа консолей тех лет не в силах?
+7
0
+7
> Прибавить к этому тот факт, что это абсолютно новая игра, придуманная с нуля, что даже для студий-гигантов нелёгкая работа. Никаких первых частей в качестве "базы" игры, никаких художественных произведений типа Ведьмака в основе сюжета - сложно прыгнуть выше головы, они и не прыгнули > Но ведь к сюжету как раз меньше всего претензий, разве нет? Мне кажется, что квесты (если отключить их низкую вариативность) – это немногое из того, что спасает игру – в это поляки умеют как раз Даунгрейды графики – это понятно, но почему игра 2020 года у меня выглядит не так, как Паук 2018, Хорайзон 2017, Детройт 2018, а в разы хуже?
Ну игры всё таки немного разные. В том же Пауке вид сверху, детали снизу неважны. Я уверен, если бы ты погулял снизу подольше без полётов, то увидел бы графику и количество деталей на уровне того же Вочдогса, а так они экономят на этом, зато могут добавить кучу крутых отражений в каждом окне многоэтажек. Киберпанк всё таки от первого лица, нужно намного больше внимания уделять деталям, плюс сам жанр обязывает огромное количество источников света, а каждый такой источник это плюс к нагрузке, плюс лишние тени и т.п. Ну и я бы прям не сказал, что в разы хуже) Хорайзн - то же самое. Один источник света - солнце, из ландшафта только деревья, трава и развалины, нет никаких миллионов НПС (а в городе, где они есть... их уровень оставляет желать лучшего), да и врагов не так много. Детроит - кинцо, где без проблем можно хоть каждому персонажу персональные лицевые анимации сделать - на производительности не скажется, большинство локаций - маленькие комнаты. А в городских локациях ты не можешь взаимодействовать практически ни с чем, это просто декорации считай.
Честнее было бы сравнивать Киберпанк с каким-нибудь Фаллаутом, где тоже графика была далеко не самой современной, и производительность ни к черту. Тоже от первого лица, тоже открытый мир, много нпс, много врагов и т.п. Добавь туда такое же количество источников света - получишь 20 фпс)

Про сюжет я скорее имел ввиду лор мира и персонажей, а не квесты. В Ведьмаке львиная часть работы была уже готова, прописаны практически все основные характеры, их прошлое и мотивация, ничего придумывать не нужно, только докрутить. Даже внешне они взяли почти всех героев из второй части. В Киберпанке абсолютно всё с нуля. И я отметил этот момент лишь потому, что они потратили на всё это намного больше времени и ресурсов, которые они могли вложить в геймплейные моменты, квесты и оптимизацию.
+7
0
+7
Игра - топ, и высокие оценки тому свидетельство. Они даже не сильно просели из-за огромного количества багов, что говорит о многом. С точки зрения игры мы могли, разве что, ожидать большей вариативности, остальное - это такие мелочи, что говорить стыдно.
Провалился только менеджмент компании, в деньгах они не особо потеряли (каждый рефанд отбивается ежедневной покупкой, скоро DLC, не говоря уже про то, как игра будет продаваться в последующие годы).
Ставка на ПК очевидна, и продаж тут больше половины. Консольщикам могу только посочувствовать, но хотелось бы напомнить, что они не мессии и не двигают прогресс, наоборот, это под них все подстраиваются из-за большого рынка и денег. На ПК при неудачном запуске обычно закрывают глаза и за игроков вообще не впрягаются. Игроки же на устаревших консолях 2013 года могут спокойно вернуть деньги, никаких забот.
+4
0
+4
Статья шляпа полная - игра супер и на PS4 обычной в том числе, баги вообще игру не портят.
+6
-2
+4
Навскидку, пресловутая Готика 3 тоже сначала ушла в печать, а потом её выход был перенесён из-за кучи багов в релизной версии. Как помним, делу это мало помогло.
+4
0
+4
ничего не написано про бунт программистов, которые последний год жили в цейтноте под постоянным давлением и когда на них попытались повесить всех собак за баги, они взбунтовались и там серьезные разборки...все простые программеры кричали о том, что игра не готова и если не дать спокойно работать , то будет хуже, но решили надавить и получили вот это. Жадность фраера сгубила.
+4
0
+4
Даже в текущем виде эта игра лучше других экшн рпг. Единственный возможный конкурент Киберпанку это сборка Скайрима с 300+ модов. А когда Киберпанк допилят и выпустят длц, то это будет топ.
+5
-2
+3
Cyberpunk на старте - это конечно провал. По ощущениям какой-то адд-ин к Fallout. Но: 1. Думаю CDPR в итоге патчами доработают игру 2. В игре есть куча нестандартных механик, каких нет в других играх. 3. Лор, сюжет и мир киберпанка также выделяют игру из ряда остальных ААА-проектов. В итоге, думаю, Cyberpunk станет гораздо лучше и в конце концов станет культовой, но это всё пройдёт через кровь, пот и слёзы разработчиков.

Ну и необходимость поддержки по сути пяти платформ сыграла злую шутку. Если бы не это, а как RDR 2 была ориентация на 2 платформы с выпуском доп. версий 1-1.5 года спустя, то всё было бы гораздо лучше. И с технической точки зрения, и с точки зрения восприятия игры общественностью.
+3
0
+3
Как может провалиться игра, о проблемах которой знали все задолго до выхода?
+3
0
+3
Идиотизм....... Игра окупилась всего за 5 дней после релиза. Никто кроме ПС4 лохов не ноет.
+4
-1
+3
А что график показывает что у них акции с 14 по 18 число вырасли на 15% , а 18 числа отыграли(упали) на те же 15% ушли в 0 по отношению к 14 числу??? Это не падение, это остались при своем)
игра окупила рекламу и разработку по предзаказам)
И как бы она "не провалилась" кредит доверия у пользователей к Проджектам неописуемо высок)
консольщики сейчас "ноют" почему на их агрегатах(и боксах тоже) игру не оптимизировали и не перенесли если не успевали. Мне вот интересно какие-бы культы по "сжиганию "свидетелей киберпанка на ПК"" начались бы если бы игру перенесли для консолей)
С каждым разом удивляюсь как быстро многие все забывают.
Рокстар в РДР 2 на ПК(на более гибкой платформе) все залатали ко второй недели(чтобы люди смоги в игру зайти), а помните что говорила Рокстар пользователям(а точнее "советовала") обновить драйвера, перекодировать bios , купи новый комп(чет ты как нищеброд) )
А что там было с возвратами??? Когда игра где-то в фоне у тебя "наигрывала" 2 часа и магазины при возврате писали - "пишите в Спортлото, там вам помогут)"
что делает Проджекты - "в игре есть проблемы , мы их решаем"
"Стокгольмский синдром" в действие - а как говорится по диалектике Гегеля - "не нужно знать законы(диалектике) чтобы им подчинятся"
+2
0
+2
Кстати, первым моим опытом неудачного предзаказа был симулятор бега по пустой карте - DayZ Standalone в 2013 году)) А у вас?
Первым грандиозным опытом проваленных ожиданий для меня стал Fallout Tactics в 2001 году
+2
0
+2
челик привязывает провал игры к акциям, выходит и не игроман и не акционер

ps
умные люди естественно сбросили акции по самой вкусной цене, остальные пишут статьи про это)
+3
-1
+2
Статья, конечно, так себе. Очень глупо и наивно удивляться тому, что "хайповая" игра сразу после релиза оказалась куском (кусманом), или опыты дейзи стэндалон, раста, ноу мэнс скайс, вочдогс и прочих фоллаутов вас ничему не учат?
+2
0
+2
подумаешь потеряли виртуальные деньги акционные ну пропатчат и вырастет цена акций
+2
0
+2
Кстати, первым моим опытом неудачного предзаказа был симулятор бега по пустой карте - DayZ Standalone в 2013 году)) А у вас?
До предзаказа "Средиземье: Тени войны" - никогда не жалел о предзаказе. Но "Тени Мордора" настолько понравились в свое время, что неглядя предзаказал максимальное издание сиквела.
Игра-то вышла не ужасная, но я был уверен, что разрабы разовьют идею, а они только гринда добавили в игру, и еще больше поиздевались над каноном (хорадримы, Шелоб).

Флэшмоб принял)
+2
0
+2
Ответ Спортлото
Раньше, таких тотальных обосрак не случалось. Провалы и раньше были, но масштаб - несопоставим.
Ага, бэтмен плачет в сторонке, никогда не было )))
+2
0
+2
Ответ Milan Dulcsev
Идиотизм....... Игра окупилась всего за 5 дней после релиза. Никто кроме ПС4 лохов не ноет.
она окупила рекламу и разработку по предзаказам)
И как бы она "не провалилась" кредит доверия у пользователей к Проджектам неописуемо высок)
они сейчас ноют почему на их агрегатах(и боксах тоже) игру не оптимизировали и не перенесли если не успевали. Мне вот интересно какие-бы культы по "сжиганию "свидетелей киберпанка на ПК"" начались бы если бы игру перенесли для консолей)
+1
0
+1
"Как лопнул пузырь ожиданий от игры", так не было никаких ожиданий завышенных. По крайней мере у людей с ХОТЯ БЫ 6-7 летним игровым стажем. Про олдов и так понятно, никто ничего и не ждал, уже научены опытом Вочдогсов и прочего. Геймплейные видео по 30+ минут показывали заранее, все всё видели, никто ничего особо не скрывал. Информация про даунгрейды была официально ещё до релиза игры, что говорит о том, что они не особо справляются. Ужасная работа на консольках не стала сюрпризом ни для одного владельца ПС4, когда все увидели то нереальное качество света в игре, очевидно было, что консольки это не потянут. Особо злопамятные припомнят ещё и великую оптимизацию Ведьмака 3 на выходе. Прибавить к этому тот факт, что это абсолютно новая игра, придуманная с нуля, что даже для студий-гигантов нелёгкая работа. Никаких первых частей в качестве "базы" игры, никаких художественных произведений типа Ведьмака в основе сюжета - сложно прыгнуть выше головы, они и не прыгнули. Любой, кто на основе всего этого имел хоть какие-то высокие ожидания от игры, скорее всего просто ньюфажик в мире гейминга, вот и всё. Поздравляю с первым опытом)
Да ну, тогда откуда весь этот хайп когда только игра вышла, раз игру "никто не ждал". Наоборот ожидание были раздуты пиаром, особенно продажные журналисты подогревали интерес что это чуть ли не настоящий некстген, игра которая задаст новый стандарт в играх. А по факту видно что игра очень сырая, мир за приделами игровых миссий мёртвый, куча багов, кривая анимация или отсутствие её.
+1
0
+1
Укажите причину бана
  • Оскорбление
  • Мат
  • Спам
  • Расизм
  • Провокации
  • Угрозы
  • Систематический оффтоп
  • Мульти-аккаунтинг
  • Прочее
Пожаловаться
  • Спам
  • Оскорбления
  • Расизм
  • Мат
  • Угрозы
  • Прочее
  • Мультиаккаунтинг
  • Систематический оффтоп
  • Провокации
Комментарий отправлен, но без доната
При попытке оплаты произошла ошибка
  • Повторить попытку оплаты
  • Оставить комментарий без доната
  • Изменить комментарий
  • Удалить комментарий

Новости