Реклама 18+
CS:GODota2
ESL One Stockholm Major 2022. 13:00. Завершен
OG
2 0
Thunder Awaken
ESL One Stockholm Major 2022. 16:35. Завершен
TSM
2 1
Tundra
ESL One Stockholm Major 2022. 20:45. Завершен
OG
2 0
Gladiators
PGL Major Antwerp 2022. 17:29. Завершен
Team Spirit
0 2
Faze Clan
PGL Major Antwerp 2022. 21:25. Завершен
Natus Vincere
2 0
Ence

Хроника падения Cyberpunk 2077 – как провалилась главная игра года

Как лопнул пузырь ожиданий от игры.

Cyberpunk 2077 был самым ожидаемым релизом этого года, но стал самым большим провалом. С чего началось хайп-безумие, и к чему это привело польских разработчиков игры CD Projekt RED – в нашем материале.

Откуда взялась народная любовь к CD Projekt RED

До декабря 2020 года CD Projekt RED называли «своими парнями» мира разработки видеоигр. Все началось с «Ведьмака 2» в 2011 году: к нему выпускали бесплатные DLC (и это в эпоху расцвета платных дополнений!), а разработчики даже сделали игрокам инструмент для создания модов (REDkit). Игру очень тепло приняли.

Еще до выхода второго «Ведьмака» поляки анонсировали третью часть приключений Геральта, а заодно и новую IP – Cyberpunk 2077. Тизер игры мы впервые увидели на E3 2012.

Под трек Bullets группы Archive обещали одну важную вещь – «игра выйдет когда будет готова».

Долгие годы мы ничего не слышали о «Киберпанке» и даже не задавали вопросов – были слишком заняты третьим «Ведьмаком», за который CD Projekt RED зауважали еще сильнее. Еще до релиза «Ведьмак 3» стал лучшей ролевой игрой года на E3, а после был признан «Игрой года»» по версии The Game Awards – игрового «Оскара». Продажи игры на данный момент – свыше 28 миллионов копий.

Живые персонажи, сюжет с его многочисленными вариантами последствий и непередаваемая атмосфера – все это оценили и игроки. Пользовательская оценка на Metacritic на данный момент – 94/100.

Выход Cyberpunk 2077 все изменил – негатива в сторону CDPR от игроков чуть ли не больше, чем в сторону Bethesda на релизе Fallout 76 (там враги появлялись из воздуха, скорость ходьбы зависела от кадров в секунду, постоянные разрывы соединения с сервером, и даже лаунчер игры в день релиза удалял саму игру вместо запуска). 

Хайп вокруг Cyberpunk 2077 начал расти с 2018 года. Тогда нам впервые за 6 лет показали новый материал по игре – трейлер. 

Кроме крутого трека (на этот раз выбрали Hyper – Spoiler) продемонстрировали мир игры и персонажей, а позднее на Twitch состоялась премьера геймплея. Казалось, релиз близко – выход запланировали на 16 апреля 2020.

На E3 2019 уровень ожиданий поднялся на новый уровень, ведь в игре будет Киану Ривз! Еще и его выступление, когда на фразу фаната «You are breathtaking!» (Ты восхитительный) он ответил знаменитой фразой «No, you are breathtaking!» (Нет, это вы восхитительны!), лишний раз подогревало интерес к игре.

У CD Projekt RED окончательно сформировался статус спасителя игровой индустрии, а Cyberpunk 2077 заочно стала игрой года благодаря маркетингу. Cyberpunk был везде, включая Таймс-сквер.

Релиз, меж тем, переехал с апреля на 17 сентября. А потом на 19 ноября. А потом на 10 декабря… Последний перенос стал чем-то новым для индустрии – CDPR сообщили в октябре, что Cyberpunk 2077 «ушла на золото» (т.е. диски ушли в печать, игра закончена – осталось выпустить патч первого дня), но после этого перенесли релиз. Такого до них не делал никто, и это не достижение – это признак форс-мажора.

Последствия релиза – падение акций компании и FPS у игроков

Все переносы оправдывались тем, что разработчики хотят сделать игру лучше. Когда Cyberpunk перенесли с сентября на ноябрь, CDPR говорили: «Те, кто знают нас, подтвердят:, мы не будем продавать то, что еще не готово. Это не просто слова — это девиз нашей компании».

Финальный перенос нужен был для того, чтобы в итоге мы «получили видеоигру, в которую влюбимся».

Игра все же вышла 10 декабря, а за три дня до этого числа появились первые рецензии от СМИ и упали акции студии. Тогда на это никто особо не обратил внимание, казалось, что прибыль студии взлетит до небес. Cyberpunk 2077 побил рекорды онлайна среди одиночных игр в Steam и поставил рекорд по просмотрам одиночных игр на Twitch. Увы, это не помогло.

Релизная версия на консолях оказалось просто ужасной – графика «Ведьмака 3» на PS4 выглядит лучше, чем Cyberpunk на PS4 Pro. Хотя в 2019 году CDPR обещала выпустить игру, которая будет отлично смотреться на консолях.

В демонстрациях показывали метро, детальные анимации взлома дверей и подбора вещей; выбор предыстории героя. Но все это вырезали в финальной версии. Даже импланты в тело – ключевая фишка игры – потеряли половину функционала.

На следующий день после релиза, CDPR сообщила, что игроки могут вернуть свою копию через систему возврата средств PSN или Xbox, но Microsoft и Sony польская студия заранее не предупредила. Обе компании открестились от этого и перестали возвращать деньги всем недовольным, но 18 декабря игру все же удалили из Playstation Store и начали одобрять рефанды. Вечером того же для Microsoft сообщили, что и они готовы вернуть средства всем недовольным игрокам.

С розничными магазинами сложнее – CD Projekt RED обещает вернуть деньги за игру из собственного кармана, если ритейлеры откажут игрокам в возврате. Для этого нужно отправить электронное письмо в службу поддержки с вложенным сканом чека. Но сделать это можно только до 21 декабря.

Акции CD Projekt падают: основатели студии потеряли сотни миллионов долларов

С марта 2020 года акции CDPR росли в цене. Стоимость ценных бумаг студии достигла пика в августе – тогда они продавались по 9248,57 рублей. После этого цена слегка спала, но под конец ноября опять пошла вверх – чем ближе был релиз, тем увереннее казалось положение CD Projekt RED.

К 4 декабря стоимость акций достигла 8906,78 рублей – это второй результат за весь год – а затем начала спадать. Сначала – совсем по чуть-чуть, что просто казалось корректировкой рынка, но после провального релиза – семимильными шагами.

 

Скорее всего, акции изначально были переоценены – цены игнорировали и три переноса (были легкие падения, но акции тут же возвращались на прежний уровень), и ожидаемые баги после релиза, которые исправить должен был огромный патч первого дня. Для CD Projekt RED это ужасно еще и потому, что компания годами работала над «Киберпанком», как над «Ведьмаком 3» до этого. За это же время EA успела выпустить 5 новых частей FIFA, которые даже при разгромной критике собирают компании кассу и гарантируют спокойное производство следующего проекта.

Хотя в день релиза Cyberpunk 2077 CDPR хвасталась 8 миллионами копий предзаказа, неизвестно, сколько из них возвращено. После новости о том, что Sony удалили игру из PSN, их стоимость рухнула на 20%. 17 декабря они стоили по 6216,65 рублей, а 18 числа минимальная цена составляла 4966,08 рублей. Всего за декабрь ценные бумаги студии потеряли 46%.

Основатели студии, которые также владеют акциями, потеряли миллионы. Михал Кичиньский перестал быть миллиардером – теперь его состояние оценивается в 900 миллионов долларов. А состояние Марчина Ивинского, который владеет ~13% акций компании, снизилось с 1,5 миллиарда долларов до 1,1.

Репутация «разработчика-мессии» тоже загублена. Рейтинг консольных версий на Metacritic – 55/100, а пользователи пишут, что не ожидали от новой AAA-игры CD Projekt Red сотни багов и 15 FPS.

CD Projekt обещает исправить игру крупными патчами в январе и феврале. Возможно, игра станет лучше – но как раньше студию любить уже не будут.

В Cyberpunk 2077 слишком мало секса – это настоящее предательство!

Журналист Джефф Грабб разнес CD Projekt RED – считает, что они подставили и Sony, и Microsoft, и самих игроков

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Лучший из лучших
+15
Популярные комментарии
Leon33
+13
Кстати на биржевом графике ничего такого невероятного и нет. Если проблемы будут последовательно решаться, то обратно отскочит, а фраза, что человек будучи миллиардером "всего лишь" стал 900-миллионером кроме улыбки ничего не вызывает
s13nder
+7
А кто ожидал чего-то эдакого? Или у киберспорта большинство игрожуров за жизнь в 10 игр поиграли и стали писать статьи?
Были трейлеры геймплея, куча сливов - думал еще хуже будет.
Погнались за деньгами выпустили пре альфу какую-то, но даже она не так ужасна и сюжет нормальный.
Однако мало вариантивности, выбор в диалогах мало влияет на самом деле то, сами фразы часто не соотвествуют с тем что будет в итоге.
Про разные графические баги и ИИ города даже писать не стоит.

Мне больше интересно, то на паст гене ждал норм производительности, люди у вас с головой все норм? Вы сопоставлять факты кол-ва объектов и света открытого мира и уровня железа консолей тех лет не в силах?
Иван Раевский
+7
Ну игры всё таки немного разные. В том же Пауке вид сверху, детали снизу неважны. Я уверен, если бы ты погулял снизу подольше без полётов, то увидел бы графику и количество деталей на уровне того же Вочдогса, а так они экономят на этом, зато могут добавить кучу крутых отражений в каждом окне многоэтажек. Киберпанк всё таки от первого лица, нужно намного больше внимания уделять деталям, плюс сам жанр обязывает огромное количество источников света, а каждый такой источник это плюс к нагрузке, плюс лишние тени и т.п. Ну и я бы прям не сказал, что в разы хуже) Хорайзн - то же самое. Один источник света - солнце, из ландшафта только деревья, трава и развалины, нет никаких миллионов НПС (а в городе, где они есть... их уровень оставляет желать лучшего), да и врагов не так много. Детроит - кинцо, где без проблем можно хоть каждому персонажу персональные лицевые анимации сделать - на производительности не скажется, большинство локаций - маленькие комнаты. А в городских локациях ты не можешь взаимодействовать практически ни с чем, это просто декорации считай.
Честнее было бы сравнивать Киберпанк с каким-нибудь Фаллаутом, где тоже графика была далеко не самой современной, и производительность ни к черту. Тоже от первого лица, тоже открытый мир, много нпс, много врагов и т.п. Добавь туда такое же количество источников света - получишь 20 фпс)

Про сюжет я скорее имел ввиду лор мира и персонажей, а не квесты. В Ведьмаке львиная часть работы была уже готова, прописаны практически все основные характеры, их прошлое и мотивация, ничего придумывать не нужно, только докрутить. Даже внешне они взяли почти всех героев из второй части. В Киберпанке абсолютно всё с нуля. И я отметил этот момент лишь потому, что они потратили на всё это намного больше времени и ресурсов, которые они могли вложить в геймплейные моменты, квесты и оптимизацию.
Ответ на комментарий Михаил Ложков
> Прибавить к этому тот факт, что это абсолютно новая игра, придуманная с нуля, что даже для студий-гигантов нелёгкая работа. Никаких первых частей в качестве "базы" игры, никаких художественных произведений типа Ведьмака в основе сюжета - сложно прыгнуть выше головы, они и не прыгнули
> Но ведь к сюжету как раз меньше всего претензий, разве нет? Мне кажется, что квесты (если отключить их низкую вариативность) – это немногое из того, что спасает игру – в это поляки умеют как раз

Даунгрейды графики – это понятно, но почему игра 2020 года у меня выглядит не так, как Паук 2018, Хорайзон 2017, Детройт 2018, а в разы хуже?
Написать комментарий 53 комментария

Новости

Реклама 18+