Скажите спасибо за видеоигры украинскому еврею из Японии (да!). Его компания первой вложилась в аркадные автоматы
Уровень везения и успеха – максимальный.
С чего вообще началась популярность индустрии видеоигр? Вы поверите, если мы скажем, что все благодаря украинскому еврею из Одессы, торговавшему водкой в Японии? Если не верите, то зря – именно Майкл Коган придумал, как делать деньги на играх. Первым на этот факт обратил внимание Дмитрий Бурковский, возглавляющий американский офис Xcolla – компании, помогающей с монетизацией онлайн-играм. Итак, история Майкла (Михаила) Когана, поехали.
• Семья Когана покинула родину из-за революции 1917-го. Сам Михаил родился в 1920 году в Одессе, но в этом же году они с семьей бежали в Харбин, столицу Маньчжурии. В 19 лет он съехал от родителей аж в Токио и учился на экономиста в известном академическом учреждении Васеде. Вторую мировую войну Михаил пережил в Японии, затем на 6 лет вернулся в Китай, а потом снова рванул в Токио – потому что в Китае к власти пришли коммунисты.
(Майк «Мишка» Коган, основатель Taito Trading Company)
• Taito основана в 1953 году и, пока она не стала нам известна, занималась импортом и производством вообще чего угодно, даже водки. В этом деле компания стала первой в Японии – согласитесь, звучит как ачивка. Помимо водки, Taito выпускала автоматы: торговые, музыкальные и игровые.
• В Японии уже много веков употребляли алкоголь, но привезенный после войны американский виски оказался слишком крепким для самураев – в нем было 40% крепости, а японцы привыкли к сакэ 20% крепости и даже разбавляли его водой. В послевоенное время традиция выпивать возродилась, Коган влился в производство и не прогадал: его водка под маркой «Тройка» подавалась даже в баре отеля Imperial – самого престижного отеля Токио неподалеку от дворца императора. Критики считают, что это «водка очень высокого качества» и «с хорошей репутацией». Вместе с водкой в барах стояли торговые автоматы с закусками вроде арахиса, и эти самые автоматы производила тоже Taito.
(Та самая водка «Тройка»)
• После торговых автоматов, Taito занялась производством музыкальных автоматов, но на них не было лицензии – Коган даже обращался за помощью к военным базам США, покупал у них сломанные и б/у машины и детали, чтобы слепить из них рабочую единицу. Бизнес был не очень прибыльным, но в Taito придумали смешивать традиционные японские пластинки с американской музыкой, и это повысило продажи. Когда японская экономика пришла в порядок, Taito заключила сделку с AMI (крупным производителем музыкальных автоматов) и стала ведущей компанией по производству в стране.
• «Почему на нашем музыкальном сайте пишут про игры», – думает читатель. Все в порядке, мы как раз подходим к переломному моменту для индустрии – в 60-х Taito стала выпускать игровые автоматы и пинболы. В 1973 году один из дизайнеров компании Томохиро Нисикадо придумал для аркадных автоматов игру Space Invaders. Сейчас она покажется примитивной, но для тех времен это стало революцией: за первые несколько лет Taito создала 100 тысяч аркадных автоматов для японцев и 60 тысяч для США. Пусть она и не снесла крышу всем за океаном, важность в другом – это позволило компании расширить и укрепить влияние в США. Выход Space Invaders поспособствовал расширению индустрии игр от «занятия для гиков» до всемирно популярного явления, а позже стало ясно, что с нее начался золотой век аркадных видеоигр. Space Invaders вдохновила множество гейм-дизайнеров на разработку собственных проектов, что помогло популяризовать и другие платформы.
• После появления Space Invaders по всей Японии стали дефицитом монетки в 100 йен, потому что именно они использовались в игровых автоматах.
• Taito выделила студентам из Токийского университета помещение и технику. Успех Space Invaders так вдохновил ребят, что они начали создавать свои игры, и компания взяла их на работу.
• В списке тех, кто еще вдохновлялся Space Invaders – Сигэрау Миямото (создатель франшиз Donkey Kong, Super Mario, Legend of Zelda), Джон Ромеро и Джон Кармак (создатели Doom), Уоррен Спектор (Ultima, Deus Ex, System Shock) и Хидео Кодзима (гений).
• В 1979 году Taito открывает подразделение в Америке под названием Taito America Corporation. Там занимались распространением автоматов по всей стране и продажей игр Taito, но также Taito America распространяли игры, разработанные для них в США. В 1988 открыто второе американское подразделение в Северном Ванкувере, производящее видеоигры – так первое отделение освободилось от этого дела и полностью перешло на продажу игр и автоматов.
• Taito выпускала оригинальные для своего времени игры: серию Bubble Bobble, мини-серию Don Doko Don, Arkanoid, Jungle Hunt, Puzznic, Operation Wolf и Puzzle Bobble. Это платформеры, игры с кубиками и ритмические аркады. Нынешнему геймеру покажется, что в создании таких игр нет ничего сложного, но комон – это было 40 лет назад!
(Конец 70-х, японцы сходят с ума по Space Invaders)
• В компании пытались создать собственную консоль – ее назвали WOWOW, в честь сотрудничества с одноименным частным телеканалом в Японии. Предполагалось, что на ней можно будет сыграть в аркадные игры компании и даже загружать игры через спутниковую передачу – для этого собирались использовать мощности японской телестанции, но в целом ничего не сложилось, и WOWOW не вышла на рынок.
• Счастливого конца не будет – спустя семь лет оба подразделения закрылись, а игры, разработанные ими, распространяются другими компаниями. В 2005 году Square Enix приобрела 93,7% акций Taito за $409 млн, сделав ее дочерней компанией. Через три года Square Enix закрыла два отделения Taito.