«В киберспорте нужно привыкнуть работать 24/7». Интервью с CEO BetBoom Team – о CS, медийке и трансферах
Беседа Даниила Савкина и Александра Севиринова.
Александр «Dyrem» Севиринов начинал путь в киберспорте с работы менеджером и тренером в PUBG. Сейчас он занимает позицию СЕО в BetBoom Team – 18 апреля клубу исполнилось 2 года. Даниил Савкин взял интервью у Александра. Говорили в основном о CS, но также обсудили:
- нюансы тренерской работы в PUBG;
- деятельность ESIC;
- почему Gen.G и G2 – эталон клуба в киберспорте;
- трансферный рынок;
- чего не хватает киберспорту.
* * *
– Ты долгое время работал тренером в PUBG. Мне интересно понять, чем вообще занимается тренер в этой дисциплине?
– Как и в любой другой киберспортивной дисциплине, это непосредственно работа с составом. Тренер – человек, который несет ответственность за результаты, подход к игровому дню, подготовку к соперникам и психологическое состояние игроков.
Особенность PUBG – огромное количество математической случайности, которая присутствует в игре, и надо обучить игроков с этим работать. Здесь уже не только суровая тактическая подготовка к соперникам, но и именно анализ, что можно сделать в той или иной ситуации. У меня были наработки по сбору данных и хитмапы, которые много гуляли по соцсетям.
Некоторые горы, например, являлись водой по мнению игры, и от них уходила зона. Такой более погруженный анализ в игру и в детали как раз таки позволяет тренеру давать огромный буст игрокам и делать так, чтобы они становились лучше, сильнее и могли адаптироваться к сложным ситуациям.
– Как решил стать именно тренером и именно в PUBG?
– Это был перехлест с моим IT-бэкграундом. Я изначально приходил на менеджера, и это было больше как хобби. Потом что-то потянуло. Мне всегда нравилось обучать людей, понравилось работать с – можно сказать – спортивной психологией. У меня нет профильного психологического образования, но какие-то наставнические советы я мог давать. То есть объяснял людям, как поступать в тех или иных ситуациях. Как правильно выстраивать коммуникацию в команде. Объяснял капитану, что такое быть лидером: как подавать себя, общаться и заряжать тиммейтов.
Мне были близки такие вещи, и на фоне IT-бэкграунда, когда у меня появилась своя аналитическая база наработок по PUBG, они очень хорошо накладывались на тренерство и помогли мне в свое время стать одним из самых сильных тренеров в PUBG.
– Следишь ли ты за PUBG сейчас и как тебе состояние игры?
– Да, слежу, мы недавно подписали состав по PUBG. Поэтому я снова вернулся в эту степь, в эту волшебную область.
Киберспортивная экосистема очень закрытая и сильно ориентирована на глобальных партнеров.
Что касается состояния самой игры – пообещали Unreal Engine 5 в ближайшее время, много нововведений и изменений динамики. Будем смотреть. Звучит как небольшое оказуаливание, но это все равно оживит игру, которая находится в достаточно стабильном и неизменном состоянии уже пять лет.
– Просто кажется, что хайп и пик PUBG уже далеко-далеко позади.
– Да, но это был хайп даже не PUBG, а королевской битвы как режима игры. 2018-2020 года – Fortnite, Apex Legends, PUBG, все они стреляли, и всем это нравилось.
Сейчас, мне кажется, на слуху осталась только Warzone. Она прямо классическая для это режима. PUBG при этом держится стабильно на третьем месте в Стиме по онлайну. Поэтому сложно сказать, что игра сдала свои позиции. Я вот сейчас открыл SteamDB: у PUBG 320 тысяч игроков онлайн, у Доты – 360 тысяч.
– Расскажи, как собирался состав BetBoom Team по СS?
– Я помню, что было несколько итераций, которые мы рассматривали. Потом мы пришли к варианту с Владом Нафаней и добирали игроков, которые нас интересовали.
– Почему сразу не получилось взять тренера?
– Свободных тогда практически не было. Если быть точнее, не было именно человека, который нам подходил. Сейчас все сильно поменялось: и концепции, и гипотезы. Мы сделали выводы и пришли к тому, что какие-то вещи не работают.
– Отсутствие тренера в начале оказалось большой проблемой?
– Да. Потому что у нас подготовка к Сиднею была достаточно сумбурной. Она проходила в очень сжатые сроки. Не хватало ни рук, ни людей, которые могли помочь молодому составу быстро набрать форму.
Мы прошли в плей-офф, и это был очень хороший результат на тот момент, но можно было еще лучше.
– Насколько у Нафани большой кредит доверия и какую роль он играет в заменах?
– Влад в последнем посте в телеграме очень хорошо расписал про это. Раньше у него был максимальный кредит доверия. Сейчас мы немного поменяли стратегию, чтобы упростить ему задачу, и он занимался именно тем, чем должен. Но это все еще в процессе.
По заменам – это уходит больше в руки организации и тренера. Посмотрим, какие плоды это даст на короткой и средней дистанции.
– Игроки BetBoom Team, особенно Zorte, не раз говорили о психологических проблемах, которые мешают выигрывать. Не вставал ли вопрос о приглашении психолога в команду?
– Мне кажется, этот вопрос всегда преследует организации. Психолог нужен, но с кадрами на рынке плохо. Если есть хорошие психологи, пусть мне напишут, можем пообщаться.
У нас есть личные психологи, которые работают с ребятами, есть пара идей по интеграции других специалистов. Но пока это все остается на бумаге, потому что перейти к конкретному хорошему варианту мы не можем ввиду его отсутствия.
– Иногда со стороны кажется, что BetBoom Team – пять эмоциональных парней, которых некому успокоить.
– Я бы так не сказал, потому что ребята очень взрослые и понимающие. Да, есть обиды от поражений, разочарования, но так у всех игроков. Ты видел буквально на том же мейджоре сейчас, сколько было эмоций у людей после проигрыша. В принципе, эмоции – это нормально. А вот умение их направлять в правильное русло – это уже другой вопрос. И тут развитие в любом случае идет; маленькие моменты есть, но они все фиксятся, парни в этом плане молодцы.
– У вас новый тренер – Railway. Расскажи про него.
– Railway был с нами в качестве аналитика перед мейджором. После мы решили, что со Славой мы все-таки прощаемся.
Railway же на тот момент проделал большое количество работы. Он внес огромный вклад в подготовку к РМР. И мы решили посмотреть, что будет дальше. Опять же, сейчас на рынке не так уж много вариантов. Мы поработаем в текущем формате и будем думать. Пока все отлично.
– Из поста Nafany в телеграме и из моего интервью с Zorte складывается ощущение, что парням нужен более жесткий авторитарный лидер. И именно этого не хватило Иннершайну.
– Да, это абсолютно то, чего не хватило Иннершайну. Каких-то лидерских качеств. У него это еще не успело выработаться, как у человека, который пришел с должности аналитика. У него есть определенный запас знаний за спиной. Нужно научиться этим запасом знаний руководствоваться, направлять их и научиться полноценно работать с людьми. Нам не хватало опыта, который он мог бы принести, его наработок и идей, поэтому мы с ним расстались.
Возвращаясь к вопросу, нужен ли авторитарный наставник.
Это единственная концепция, которая плюс-минус работает в Восточной Европе. Если посмотреть на топ-тренеров, которые выходили на мейджоры, примерно все они были достаточно авторитарными.
Но есть много теорий тренерства. Начиная от полностью авторитарной, заканчивая демократической. Авторитарная идея дает контроль и полный карт-бланш тренеру. Демократическая идея дает чуть больше свободы игрокам.
В текущей концепции мы не хотим сильно зажиматься. Мы хотим иметь некую свободу для движения и для импровизации, чтобы совершать то, чего другие команды от нас бы не ждали, будь у нас авторитарный тренер.
– К вам пришел новый игрок с прекрасным ником Magnojez, который все по-разному произносит. Какое у тебя первое впечатление от общения с ним?
– Кирилл – талантливый и перспективный игрок. Он привнес огромное количество огневой мощи в нашу команду, новые идеи и очень-очень много всего полезного. На данный момент я восхищаюсь Кириллом. Посмотрим, как он будет развиваться и насколько сможет реализовать потенциал.
– У вас игроки сильно вовлечены в медийку. Насколько охотно они на все это соглашаются?
– Мы всегда стараемся развивать медийку, делать все более качественно и красиво. И все наши фанаты знают, что мы очень сильно вкладываемся, чтобы сделать качественный контент. Поэтому игроки, которые к нам приходят, понимают, что они будут частью всей этой истории.
Мне кажется, сейчас ни у кого не возникает вопросов, когда к ним приходит отдел контента. Более того, все начинают получать удовольствие от съемок и потом от просмотра готового материала.
Все неправильно произносят ник новичка BetBoom Team. Мы узнали верный вариант
– Я правильно понимаю, что игроков с типажом Мира, который не дает интервью и сторонится камер, вы даже не будете потенциально рассматривать?
– Хорошо, особенно на фоне сегодняшних новостей [Кибер: интервью записано 15 марта, в день перехода Электроника в VP].
Я бы поспорил. Помнишь, когда Дося впервые начал стримить и приходить на интервью? Насколько раскрылся его характер и его внутренний мир, который до этого был скрыт от камер. Может быть, просто никто полноценно не мог с ним работать, какой-то материал дать, который под него попадет и совпадет с его представлением о контенте.
Я с Миром не общался, поэтому не могу сказать. Может, он раскроется и станет звездой Твича. Кто знает?
– В прошлом году Николай Петросян говорил, что не все игроки охотно идут в команду от букмекеров, недавно Дмитрий Сергеев из Pari тоже это подтвердил. Сталкивались ли вы с такими проблемами?
– У меня таких проблем не было, потому что BetBoom Team – не команда от букмекера.
– Но ассоциация у игроков наверняка есть.
– Возможно, раньше такие ассоциации были из-за недостатка информации. Но мы уже неоднократно говорили, что BetBoom Team – это отдельная киберспортивная организация, а BetBoom – генеральный партнер, но не владелец. Ты хочешь сказать, что, например, «Пари НН» – это команда от букмекера?
– В футболе, мне кажется, немного другое. А в киберспорте, по крайней мере на начальном этапе, иначе воспринимается. Допустим, создается Parivision…
– Ты себе противоречишь, если говоришь, что в футболе это другое, а тут как бы ровно такой же кейс.
– Ну, ты не согласен, что комьюнити так воспринимает?
– Комьюнити – да, возможно.
Но когда создается четкая граница между тем, что такое букмекер и что такое киберспортивная команда, тогда уже перестает так восприниматься. Нужно понять, что это опция для развития киберспорта. Нельзя напрямую привязывать команду к букмекерам, потому что это так не работает.
– Какой клуб ты считаешь эталоном в киберспорте?
– Мне нравится идеология Gen.G. У них много звезд, которых они воспитали, и много составов во всевозможных дисциплинах.
Но ближе все равно G2, несмотря на все скандальные истории, которые их преследуют. Мне кажется, это скорее красивый маркетинговый ход для них.
– Не считаешь, что иногда они переходят границы?
– Считаю. Это не стакается с моим мировоззрением о том, как должна правильно коммуницировать и работать команда, но мне нравится именно сама структура и 99 оставшихся процентов действий, которые они делают.
– В следующем году в CS не будет франшизных лиг. Пойдет ли это на пользу?
– Ты видел примерное расписание на следующий год?
– Места свободного нет.
– Вот тебе и ответ.
Для тир-1 организаций появляется выбор и возможность играть много турниров. Это всегда идет на пользу. Вопрос в том, насколько команды смогут заставить себя отказаться от турниров и не ездить на все подряд. Это станет интересно, потому что появится здоровая конкуренция и большой буст для развития. Видимо, будет огромное количество квалификаций для тир-2/3. Я очень жду следующий год в CS.
Можно провести параллель с текущим Дота-календарем. Он тоже суперплотный. Правда, в июне будет небольшое спокойствие, но последние 4-5 месяцев очень насыщенные по количеству турниров.
– Нет ощущения, что все-таки будет перенасыщение и для игроков, и для зрителей?
– Ну, это то, о чем я тебе сказал. Мне кажется, команды в один момент придут к пониманию, что они выгорят, если будут участвовать везде. Нужно правильно расставлять приоритеты. Аналогично и для зрителей. Явно упадет количество просмотров групповых стадий, но зато в плей-офф и финалах онлайн вырастет. Нас ждет регулярный CS, где каждые выходные будет что посмотреть.
– В CS регулятором пытается выступать ESIC. Это нормально или это место должна занять Valve?
– Смотри, кто выдает игровые баны?
– Valve.
– Вот тебе и ответ. По-хорошему баны, которые дает ESIC, должны быть еще где-то задокументированы. Должна быть четкая база, что такой-то человек забанен. А не так, что заходишь на Ликвипедию или в базу данных ESIC.
Это все равно должен быть здоровый симбиоз между разработчиком игры и группой людей, которые занимаются поиском доказательств и вынесением решений. Если ESIC будет плотнее сотрудничать с Valve, будет хорошо. Но пока ESIC делает 5-10% того, что можно делать.
Да, они периодически выстреливают, и появляются кейсы. Из последнего – с Гокушимой и Forze. Но как будто это просто верхушка айсберга. А дальше – было бы желание. Были бы данные, были бы ресурсы на то, чтобы искать больше информации.
В любом случае, в кейсах с читами зачастую сложно не можешь вынести однозначное решение, потому что есть спорный момент – и все. Может, человек просто прицел не так поставил.
Но если говорить про современные решения. Условно, можно вычислить среднее время реакции, перекладывая это на сенсу и прочее. Но пока это мистика и фикция в формате киберспорта.
– У вас был опыт взаимодействия c ESIC?
– Нет, и не планирую.
– Сейчас много кейсов, когда у молодых игроков есть темный бэкграунд – тот же Гокушима, тем не менее, его взяли в команду. Когда вы ищете новичков, вы проводите дополнительные проверки, чтобы удостовериться, что за ними нет историей с 322 или читами, например?
– За таким людьми все равно идет шлейф из информации про их прошлое. Никто не может прийти с новым никнеймом и попроситься в команду. Естественно, это вызовет подозрение, и начнешь искать, что это за человек.
Мы же работаем с совершенно другими людьми с четким, чистым и прозрачным бэкграундом. Ты приводишь пример с Гокушимой – его бы просто не было в составе.
– Были игроки, которые понравились, но из-за бэкграунда дальше не пошел процесс?
– Наверное, таких не было. Просто эти варианты отсеиваются еще на первой стадии.
– Какое достижение BetBoom Team в 2024 году удовлетворит тебя настолько, чтобы ты сказал, что год прошел успешно?
– Это можно расписать очень по-разному. Что в твоем понимании успех?
– Скорее, что в твоем понимании успех. Ну, понятно, выход на мейджор для CS-состава – это база.
– Это минимум для CS-состава. Для Дота-состава – давайте выигрывать Рияд и Инт. Это план-максимум, план-минимум – удержаться в топ-1 рейтинга по ходу всего года. Для пабгеров – выйти на чемпионат мира.
Для самой организации в целом – достроить структуру и расширяться дальше. Следить за трендами, смотреть, какие новые игры будут выстреливать и какие дисциплины будут показывать новые планы по развитию киберспортивной сцены. Будем следить за всем, что происходит в нашем волшебном мире и вовремя реагировать.
– Ты говоришь про расширение. У вас есть мысли по поводу создания академических составов? Есть ли в них смысл сейчас?
– В текущем формате не вижу особого смысла. Допустим, мы открываем академку в CS. Где она будет играть? У нас есть основной состав. Когда мы выйдем на полноценный тир-1 и освободим место на квалах и прочих турнирах, можно будет поговорить об академках. А в Доте история с академкой, к сожалению, не подходит под текущий формат экосистемы.
– Насколько в киберспорте сейчас сбалансирован трансферный рынок?
– Естественно, есть люди, которые завышают ценники. Есть и те, кто называет адекватные. Все зависит от контракта, который подписан с игроком. Если в контракте есть определенная сумма выкупа, а ты не хочешь отпускать игрока, и он при этом доволен, ты озвучиваешь эту сумму выкупа.
Интересная история будет с Монеси. Тут важно не только то, захотят ли его отпустить, но и захочет ли он сам уйти.
На этом и строится трансферный рынок. Если у тебя есть какие-то конфликты или что-то, что разрушает команду изнутри, но при этом ты хороший специалист, то можешь оценить, что вот этот человек будет стоить столько-то. По ценникам – главное, чтобы мы не пришли в трансферный рынок футбола.
– Предположим, Монеси сейчас перейдет за очень кругленькую сумму. Ты не считаешь, что это может автоматически поднять ценники на все последующие трансферы?
– Симпл, Монеси – это 1% игроков. Ценник таких медийных и звездных игроков, возможно, подрастет, да. Но все остальное останется на своих местах.
– Киберспорт часто сравнивают со спортом – и далеко не всегда в пользу киберспорта. Назови 3 вещи, которые киберспорту стоит перенять из больших видов спорта.
– Профессионализм, внедрение большего количества классических брендов и телевизор, но это сложно.
Поддержка широких вещательных каналов и поддержка традиционных СМИ дали бы сильный буст, но нужно ли оно нам? Сейчас стадия принятия киберспорта как дисциплины, как хобби, как работы, – это все еще в умах людей, и можно пока с этим не спешить.
– Профессионализм – что ты в это вкладываешь?
– Более четко отлаженные структуры, что касается и организаций, и турнирных операторов, юридических контрактов. Всего.
В традиционном спорте гораздо более четко сформулированная система. В киберспорте многие вещи так не работают. Мы не можем получать спортивные визы. По-моему, в Америку в теории, если ты себя показал на международных турнирах, ты можешь податься как спортивный атлет. Но это очень сложный и особо не изученный путь.
Что касается профессионализма – это больше про дисциплину, про процесс в командах и про то, как работает организация. Есть бухгалтер, контент-отдел, SMM – надо, чтобы все эти структуры были более компетентными. Я не говорю сейчас про свою организацию, потому что у нас все как раз таки выстраивается на правильном уровне.
Ну и во многом проблема не в том, как люди это выстраивают внутри, а в том, что просто очень мало хороших профессионалов на рынке.
– Почему так? Молодой рынок и маленькие зарплаты?
– Рынок молодой. Зарплаты, мне кажется, по рынку уже хорошие, они на уровне с аналогичными позициями в других сферах.
Киберспорт – очень специфичная сфера деятельности: нужно привыкнуть работать 24/7. Выходные – редкость, work-life balance начинает страдать. Этим нужно жить. Это сложно, потому что появляется выгорание от большого количества постоянной работы.
Можно говорить, что индустрия находилась в пузыре некоторое время назад, когда был ковид, и весь традиционный спорт практически умер. Мы наоборот начали снова жить и собирать космические цифры онлайна. Сейчас мы и дальше растем, просто не с такой скоростью.