Рейтинг всех фильмов в мире «Гарри Поттера»: от тварей дрожащих до шедевра Куарона
Восхищаюсь «Узником Азкабана», ругаю «Фантастических тварей» и вспоминаю, как зовут детей Гарри.
Как любой уважающий себя фанат поттерианы, на новогодних каникулах я по традиции пересматриваю экранизации. Так я пришла к мысли расставить все части франшизы от лучшей к худшей. Врум, врум, погнали.
11. «Фантастические твари: Тайны Дамблдора» (2022)
Если вторая часть меня бесит, третья делает больнее, чем Круциатус. Замена Джонни Деппа на Мадса Миккельсена — самая меньшая из ее проблем. Роулинг на пару со Стивеном Кловзом окончательно убили мой интерес к франшизе, написав самую пресную и скучную историю на свете. Они с концами сместили фокус с Ньюта, насильно втиснули в канон бессмысленный пост Верховного мага… Ну и проблема с перенасыщенностью сюжетными арками и ненужными героями никуда не делась.
10. «Фантастические твари: Преступления Грин-де-Вальда» (2018)
Как же я ненавижу этот фильм. Думаете, «Тайны Дамблдора» завели франшизу в тупик? Нет, роковой удар под дых ей нанесли «Преступления Грин-де-Вальда».
Авторы от души плюнули на собственный канон, и как же это злит. Почему Дамблдор преподает защиту от темных сил, хотя всю жизнь был учителем трансфигурации? Как Минерва Макгонагалл могла работать в Хогвартсе в 1927 году, если еще даже не родилась? В конце концов, откуда в семействе Дамблдоров взялся третий брат — Аурелиус — если о нем до сих пор не говорилось ни слова? Третий фильм, правда, объясняет эту нестыковку, но тоже как-то нелепо.
Сюжет «Тварей» я не запоминаю, а что происходит в сиквеле, не понимаю вообще. Все потому, что фильм перенасыщен сюжетными линиями и персонажами. Главное же преступление Грин-де-Вальда, очевидно, заключается в том, что он украл сердечко Дамблдора, поскольку другие его злодеяния так и не показали.
9. «Фантастические твари и где они обитают» (2016)
Вот мы и подошли к истории о магическом биологе Ньюте Скамандере. Мне нравится намерение авторов расширить вселенную и перенести действие в далекое прошлое, а также показать становление Грин-де-Вальда.
Но влюбиться в спин-офф я так и не смогла. Моя первая проблема с «Фантастическими тварями» заключается в том, что они буквально меня усыпляют. Первые две попытки осилить фильм закончились здоровым сном — сначала в кресле кинотеатра, а потом дома в кровати. Вторая (и главная) причина — «Твари» моментально выветриваются из памяти. Первую часть я в итоге все же посмотрела и все равно не в силах пересказать сюжет.
Наконец, новые персонажи просто скучные. Запоминаются только застенчивый Ньют в исполнении Эдди Редмэйна и обаятельный магл Якоб Ковальски. Куини мила, но и только, а Тину вообще не наделили индивидуальностью.
На «Тварях» стало окончательно ясно, что Джоан Роулинг — отличная писательница и ужасный сценарист. Без внятной книжной основы франшиза посыпалась, как косточки домино, с каждой новой частью делая мне все больнее.
8. «Гарри Поттер и Принц-полукровка» (2009)
Из всех частей поттерианы именно эту мне хочется побыстрее скипнуть во время моих традиционных новогодних марафонов. Противная болотно-зеленая цветокоррекция, халтурно и наспех показанная история становления Волан-де-Морта…
Я считаю Дэвида Йейтса посредственным режиссером, но в остальных частях поттерианы ему неплохо удавалось балансировать между смешным и мрачным. Не могу сказать этого о «Принце». Здесь подростково-гормональное поведение юнцов никак не уживается с серьезными темами: началом войны против Темного Лорда, смертями любимых персонажей, горем от потери близких. И только игра Рэдклиффа на грани постиронии (особенно в эпизоде, где он с помощью Феликс Фелицис выуживает из Слизнорта информацию) спасает для меня картину.
7. «Гарри Поттер и Кубок огня» (2005)
Четвертую часть ставил театральный режиссер Майк Ньюэлл, и она… странноватая. В фильме много забавного (например, меня всегда смешат сцены, где Хагрид неловко подкатывает к мадам Максим), но сценарий урезан по самое не балуйся. Нам не показали Чемпионат мира по квиддичу, выкинули сюжетные арки Винки и Людо Бэгмена, сильно сократили присутствие Сириуса в жизни Гарри и даже не упомянули борьбу Гермионы за права эльфов! Начиная именно с этой части, Рон выглядит круглым дурачком, все интересы которого — это еда и сталкинг девиц из Шармбатона. А еще абсолютно у всех основных персонажей мужского пола здесь почему-то слишком длинные волосы. Почему? Это загадка, покрытая мраком.
6. «Гарри Поттер и Дары Смерти. Часть 2» (2011)
Вторая часть «Даров смерти» куда более динамичная, чем первая. Нас ждут ограбление «Гринготтса», битва за Хогвартс, еще больше гримас Волан-де-Морта и жестоких смертей любимых персонажей.
Но у меня к этому фильму море претензий. Во-первых, битва Волан-де-Морта с Гарри слишком эпична. Ну не может школьник сражаться на равных с самым сильным темным волшебником всех времен! В книге нет никакого финального махача, кринжовых объятий и падений в бездну — Гарри побеждает Волди в словесной дуэли, затроллив его признанием, кто настоящий хозяин Бузинной палочки. Фильм же хочет нас убедить, что семнадцатилетний пацан перещеголял в искусстве магической драки Темного лорда (нет).
Во-вторых, Гарри ломает Бузинную палочку вместо того, чтобы с ее помощью починить любимую из пера феникса. «Какая-то чепуха!» — сказала бы Гермиона.
В-третьих, в трогательной финальной сцене на вокзале создается впечатление, что у Гарри с Джинни всего один ребенок — Альбус Северус Поттер. По книге у парочки родились еще Джеймс Сириус и Лили Луна, но об этом так просто не догадаться, если не знать содержание романа.
5. «Гарри Поттер и Орден Феникса» (2007)
«Орден Феникса» я считаю странной частью. В ней авторы обошлись с сюжетом особенно небрежно. Целые куски ценной информации просто выкинули из повествования: например, забыли упомянуть, что это Амбридж наслала дементоров на Гарри. Но зато потратили время, чтобы показать Грохха, без которого можно было обойтись — его легко заменили бы кентавры.
Что вышло хорошо: Долорес Амбридж в исполнении шикарной Имельды Стонтон и игра Дэниела Рэдклиффа. В очередной раз пересматривая франшизу в этом году, я осознала, какой же Рэдклифф потрясающий актер. Честно, не понимаю тех людей, которые ругают парня за отсутствие эмоций. Когда я смотрю на Дэниела, я верю, что этот подросток пережил смерть товарища и столкнулся с травлей целого волшебного сообщества. Вы бы на его месте тоже выглядели пришибленными!
4. «Гарри Поттер и Тайная комната» (2002)
Поделюсь интересным наблюдением. Крис Коламбус, снимая продолжение «Одного дома», задействовал уже сработавшие в первой части драматургические находки. «Один в Нью-Йорке» — это тот же «Один дома», только в масштабах целого города. Так вот, «Тайная комната» — это тот же «Философский камень», только мрачнее.
Вам никогда не казалось, что сиквел тонет в самоповторах? Многие сцены, особенно в начале, копируют первую часть: Вернон тиранит племянника, Гарри со скандалом похищают у Дурслей, затем главный герой прогуливается с Хагридом по Косому переулку, встречает Гермиону, а та чинит его очки заклинанием…
Если не обращать на это внимания, «Тайная комната» — идеальный сиквел, В целом у меня только одна претензия к двум первым частям: они слишком милые. Ведь книжный «Гарри Поттер» — не сладкая шипучка для детей, а очень смешное и временами едкое фэнтези. И Куарон ухватил это озорство куда лучше Коламбуса.
3. «Гарри Поттер и философский камень» (2001)
«Философский камень» — эталонная сказка. Режиссура Криса Коламбуса, чарующая музыка Джона Уильямса, именитые английские актеры и еще совсем маленькие Дэниел Рэдклифф, Эмма Уотсон и Руперт Гринт… Звуки Hedwig’s Theme возвращают меня в мои одиннадцать лет, как и многих других миллениалов. И это, наверное, самое вдохновляющее, что есть в поттеромании: она объединяет целое поколение влюбленных в идею волшебства людей. Чем не магия вне Хогвартса?
2. «Гарри Поттер и Дары Смерти. Часть 1» (2010)
Почему я поставила самую камерную и размеренную часть, в которой даже нет Хогвартса, так высоко? Причин несколько.
Во-первых, «Дары Смерти. Часть 1» поставлены максимально близко к книге. В предыдущих двух фильмах Дэвид Йейтс допустил немало отступлений от канона. Это, естественно, повредило целостности сюжета: потерялись важные детали вроде общения троицы героев с Добби (напомню, домовик сыграл в последней части решающую роль). И в «Дарах Смерти» авторы явно попытались это исправить.
Во-вторых, танец Гарри и Гермионы под O Children Ника Кейва. Отличная режиссерская находка. И пусть в этой сцене нет волшебства в прямом смысле слова, зато она вышла настолько проникновенной и завораживающей, что тут уместно говорить о другого рода чарах — магии кино.
В-третьих, «Дары Смерти. Часть 1» спасают в тяжелые времена. На первый взгляд, фильм слишком монотонный, даже неинтересный по сравнению с другими частями: весь экшен сосредоточен в начале, а затем герои сидят в палатке с единственным найденным крестражем, не зная, как его уничтожить. Но именно за эти отрешенные сцены я люблю фильм Йейтса. В моменты, когда все кажется беспросветным, я возвращаюсь к первым «Дарам Смерти»: они всегда дарят мне надежду.
1. «Гарри Поттер и узник Азкабана» (2004)
«Узник Азкабана» — лучшее, что случилось с поттерианой за все время ее существования. После ухода Криса Коламбуса, снявшего первые две части, его заменили Альфонсо Куароном, автором эротической драмы «И твою маму тоже». Да, немного неожиданно. С другой стороны, Альфонсо ставил роман Фрэнсис Бернетт «Маленькая принцесса» про девочку-сироту и «Большие надежды» — одно из самых известных произведений английского классика Чарльза Диккенса.
Начиная с «Узника», книги стали куда взрослее. В романе впервые завуалированно заговорили о депрессии, которую воплощали дементоры — жуткие безглазые монстры, питающиеся радостью. Самого Гарри постоянно преследовал образ пса-призрака, предвещающего смерть. Да и сами герои вышли из возраста детей.
И Альфонсо здорово отразил эти перемены в фильме. Свободное движение камеры, холодная цветокоррекция, джинсы и футболки вместо привычных черных мантий — все показывало, что перед зрителями уже не сказка, а полноценное городское фэнтези. Даже классические сцены поездки на «Хогвартс-экспрессе» и матча по квиддичу сняты не при свете дня, а во время жуткой непогоды.
Куарон наполнил картину юмором и озорством, свойственным миру Джоан Роулинг, а также добавил много собственных идей. Например, в книге не было сушеных голов, отпускающих шуточки, или сцены, где мальчишки-гриффиндорцы поедают сладости в спальне. Но эти детали отлично вписались в существующую вселенную.
А как выглядел бы ваш личный рейтинг? Разделяете ли вы мою любовь к Куарону и его фильму? «Фантастические твари» — любовь или годятся только для хейт-вотча?
1. УА
2. ОФ (Беллатриса и игра Рэдклиффа ван лав)
3. ФК
А вообще не люблю фильмы, начиная с 4 части, из-за того, что полностью потеряли характер Дамблдора, несомненно самого интересного персонажа вселенной
Взросление, становления Волдеморта полностью вырезаны. Горацио - максимальное не попадание с актером
Единственное, в чем сходятся те, кто вообще не считает, что почти все фильмы по ГП - это просто дичь, и люди, которые любят кино, что третья часть - реально хороший фильм.
ЗЫ. Думал, что только мне одному танец из седьмой части показался крутым.
1. ...герои пытаются пользоваться Мозгом.
2. ...не задаёшься вопросом "Что за хрень тут происходит?")
дальше ФК и УА. Остальные можно в любом порядке мешать — когда в первоисточнике логика приказала долго жить, от фильмов особо ничего и не ждёшь...